научная статья по теме Уровни и региональные особенности идентификационного пространства молодежи Северного Кавказа Философия

Текст научной статьи на тему «Уровни и региональные особенности идентификационного пространства молодежи Северного Кавказа»

Е.С. КУКВА кандидат социологических наук, ученый секретарь НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета'

Уровни и региональные особенности идентификационного пространства молодежи

Северного Кавказа

Интерес к историческим, социально-политическим, социокультурным проблемам Северного Кавказа не снижается многие годы. Общее и особенное в характеристиках российской молодежи в целом и молодежи этого региона привлекает исследователей. Молодые люди одновременно живут в традиционном и современном пространствах. Современное - это то многое, что привнесли в жизнь ХХ и ХХ1 вв.: от всеобщей грамотности до компьютеров и мобильных телефонов, а традиционное - то, что удалось в условиях этих быстротечных перемен сохранить. Одной из сфер рассмотрения взаимодействия традиций и инноваций на Северном Кавказе является идентификационное пространство.

Методологическим основанием решения проблемы поиска достойных идентификационных ориентиров для российского общества является анализ молодежи как открытой социальной (под)системы. В рамках концепции социального развития молодежи (В. Чупров, Ю. Зубок) одной из ее функций помимо воспроизводства социальной структуры, социального опыта выступает инновационная функция, связанная с совершенствованием этой структуры и опыта (новаторство). Новаторство видится нами как параметр, характеризующий открытость данной системы. Оно реализуется в том числе через новые идентификации, характерные для каждого нового поколения молодежи, прирастаемые количественно и преобразованные качественно. Так, например, более взрослая когорта в поколении молодых имела и имеет принципиально иной формат национальной идентичности. Социализация нынешних молодых людей 26-29 лет не была обременена советской идентичностью, с одной стороны, с другой - протекала в период отсутствия национальных, гражданских ориентиров. Новый опыт понимания "Родины", идентификации с ней не удавался у всего российского общества и у детей того времени (90-х) не было достойных образцов. Это проявляется в особенностях манифестации национальной идентичности этой когортой в сегодняшние дни.

К анализу идентификационного пространства на Северном Кавказе применяется концепция многоуровневой идентичности, структура которой выражена несколькими уровнями: этническим, региональным, национальным, цивилизационным, между которыми существуют отношения зависимости. Концепция отстаивает их возможность взаимно дополнять друг друга, сосуществовать, иметь в разной степени актуализированными те или иные уровни в зависимости от социального контекста. Тем самым в значительной степени нивелируется конфликт между "традиционной" этнической и "современной" национальной идентичностями. Отсюда специфичность идентификационных процессов данного региона и состояния национальной идентичности.

В целях выявления особенностей идентификационных процессов в среде молодежи Северного Кавказа проведено самостоятельное эмпирическое исследование (Ы = 640, исследованием были охвачены молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет - представители 6 регионов: республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня; Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области). Идентификационные процессы региона обладают следующими ключевыми характеристиками.

В целом весь массив опрошенных молодых людей демонстрирует высокий уровень этнической солидаризации. Ориентация на этническую идентичность продолжает отличать исследуемый регион от общероссийской картины. Однако в актуализированном состоянии с близкими значениями находятся локальные идентичности (общность с городским, сельским сообществом, земляками), идентификации по интересам (общность с людьми тех же взглядов на жизнь). Российская идентичность уступает по популярности названным предпочтениям, но значимо востребована. Эти тенденции обнаружены во всех исследуемых субъектах, русскоязычные регионы характеризуются также достаточно высокими значениями этнической идентичности, ее преобладанием.

В структуре молодежного идентификационного пространства существуют возрастные особенности. Обнаружено снижение степени идентификации с гражданами России в наиболее

* Куква Елена Сергеевна, e-mail: kukva@rambler.ru

старшей и наиболее молодой когортах. Самые высокие показатели солидаризации с этой общностью обнаружены у 18-25-летних. Опираясь на положение о конструктивности гражданской идентичности, можно сделать вывод о том, что она является результатом целенаправленной воспитательной деятельности общества и государства. Таким образом, можно предположить, что самые молодые (15-18-летние) и самые старшие из опрошенных недостаточно испытали на себе это воспитательное воздействие и не дополучили должный патриотический заряд со стороны государства.

Эмоциональное восприятие национальной (гражданской) идентичности в целом позитивно у молодежи. Однако оно более слабо выражено у молодежи в республиках (кроме Адыгеи), где количество испытывающих чувство отстраненности и отчуждения, обиды и унижения от ощущения того, что они россияне, приближается к 20% (наибольшее количество в Кабардино-Балкарии). В целом по массиву позитивное эмоциональное восприятие гражданской идентичности, складывающееся из чувства гордости за страну, достоинства, сопричастности, характерно для респондентов 15-25 летнего возраста. Самый старший сегмент показывает несколько больший негатив, связанный с испытанием чувства отчуждения и отстраненности (15,5 %), обиды и унижения (9,9%).

Отмечена тенденция низкой востребованности солидаризации с какими бы то ни было группами. Этим подтверждается положение об индивидуализации и атомизации нынешнего молодого поколения и общества в целом. Исследователи отмечают, что "в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания, общество формирует социально активную и даже прагматически успешную, но при этом морально индифферентную личность"1. В наибольшей степени эту тенденцию продемонстрировала молодежь Чечни. Среди них самое большое количество людей, не ощущающих близость с большинством предложенных общностей.

Однотипные конфигурации многоуровневых идентичностей не были обнаружены в исследованных регионах ни по одному этносу. Указанная гетерогенность идентификационного пространства Северного Кавказа отражает нелинейность идентификационных процессов, в очередной раз доказывает мозаичность и полидетерминированность идентификационных процессов в этом регионе.

Диагностировано пространство функционирования многоуровневой идентичности в разных регионах северокавказского общества. Как уже отмечено, однотипных конфигураций многоуровневых идентичностей не было получено в исследованных регионах ни по одному этносу. Ранговые распределения показали различные иерархии идентичностей у основных исследованных этносов. Иерархии представлены следующим образом (по приоритету): у адыгейцев - российская национальная, республиканская, северокавказская, этническая идентичности, у балкарцев - этническая/национальная, республиканская, северокавказская идентичности, у кабардинцев - северокавказская, национальная, этническая, космополитичная (граждане мира); у русских - национальная, этническая, республиканская, космополитичная; у чеченцев -этническая, республиканская, национальная, космополитичная/ северокавказская.

Анализ конфигураций идентичностей северокавказских этносов позволяет не согласиться с исследователями, подчеркивающими конкурирующий характер этнической и национальной идентичностей на Северном Кавказе, отмечающих противостояние локальных характеристик идентичности общероссийским2. Ранговые распределения идентичностей продемонстрировали такой тип самоорганизации в среде молодежи, при котором все базовые составляющие российской идентичности находятся в отношениях сложности и нелинейности: этническая, региональная (северокавказская и республиканская/ краевая/ областная), космополитичная и религиозная формы идентичности.

Целью анализа явилось выявление в этих идентификационных процессах консолидационного потенциала. Для этого необходимо обнаружение тех точек, где стягиваются различные "ветвящиеся" идентификационные структуры так называемых параметров порядка. В них содержится значительный ресурс упорядочения, т.е. возможность контролируемого, управляемого развития. Установлено, что параметрами порядка идентификационного пространства молодежи полиэтничного региона, необходимыми для выявления и актуализации консолидационного ресурса идентификационных процессов, имеют возможность стать:

- этноконфессиональная идентичность (чеченская молодежь демонстрирует наивысшую по региону солидаризацию с людьми своего вероисповедания); религиозная идентичность в

1 Фомченкова Г.А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи: межпоколенческое сопоставление // Власть, 2012, № 12, с. 123.

2 См.: Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Портфель идентичностей молодежи юга России в условиях цивилизационного выбора // Социс, 2010, № 12, с. 18-27; Вшивцева Л.Н. Культурно-цивилизационная самоидентификация народов Северного Кавказа в контексте модернизации // Стратегическое планирование в полиэтничном макрорегионе в условиях неравномерного развития и роста напряженности. Материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-н/Д., 3-4 октября 2013 г.). Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д., 2013, с 170-174.

идентификационных процессах этого региона в значительной степени может стать параметром порядка, через который возможно «мягкое управление» всем идентификационным пространством, укрепление всей структуры многоуровневой идентичности, что позволит выйти на усиление ее национальной составляющей, и, как следствие, инициировать консолидационную тенденцию;

- в Кабардино-Балкарии на примере кабардинской молодежи была обнаружена значительная актуализация локальной идентичности северокавказского регионального уровня, что в принципе не характерно для других исследованных этносов; работа с направлением этого уровня в необходимое для целей консолидации русло должна также интегрировать молодежь республики и транслировать ее консолидационный ресурс на общенаци

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком