научная статья по теме УСАДЬБА ЯСНАЯ ПОЛЯНА И ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «УСАДЬБА ЯСНАЯ ПОЛЯНА И ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ»

Философская антропология, философия культуры

Пучкина И.Ю., кандидат философских наук, доцент Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

АГОН КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Идея состязательности или агона (греческий термин «agon» означает спор, соревнование, состязание) неотделима от нашего представления о культуре Древней Греции. Слово «атональный» было образовано швейцарским философом и историком культуры Якобом Бурк-хардтом, а понятие это описано им в качестве одного из характерных признаков греческой культуры [6, с. 79].

Атональный дух пронизывал почти все стороны жизнедеятельности древних греков, будь то театральные представления, публичное обсуждение законов или спортивные соревнования. У древних греков даже сами боги состязаются. Согласно греческой мифологии, миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой победы великий Зевс повелел устроить состязания смертных людей в Олимпии в знак почитания богов и их местопребывания на горе Олимп.

Чувство соревновательности превращает греческую жизнь в постоянное состязание. Исследователи говорят об агонистике как отличительном признаке греческой культуры.

Агональность, воздействуя на подсознание человека, формирует особый уклад жизни и мировоззренческие позиции. Агон олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали ценности полиса. В этом смысле греческая культура была безлична. Существует легенда о том, что известный афинский скульптор Фидий, изобразивший себя в образе бородатого воина на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, был едва не изгнан из Афин [1, с. 30].

Известный специалист по античной мифологии, истории и культуре Древней Греции А. И. Зайцев отмечает, что агон в литературе и музыке был институционализирован уже в гомеровскую эпоху. В отношении зарождающейся философии и науки можно говорить об не-институционализированном агоне начиная с VI в. до н. э. Агональный дух способствовал развитию установки на эстетическую ценность литературного произведения: в этом направлении шло соревнование перед слушателями и читателями. Важную роль сыграло то, что вся греческая литература формировалась под доминирующим влиянием греческого эпоса, в котором агон и установка на эстетическое воздействие сложились еще в долитературную эпоху [4, с. 246].

В культуре древнегреческого общества агон прослеживался, прежде всего, в досуговой сфере общественной жизни: при проведении атлетических соревнований, состязаний поэтов, скульпторов, певцов и музыкантов. Но, безусловно, наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, устраивавшиеся раз в четыре года в честь бога Зевса. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр [2, с. 45]. Проходили они в течение пяти дней в Олимпии и включали следующие состязания: бега колесниц, пятиборье (бег, прыжки двух видов, метание диска и копья), кулачные бои. Победитель, одержавший трижды победу в Олимпийских играх, назывался Олимпиоником и получал право на установку своей статуи

в священной роще храма Зевса Олимпийского. Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет. Позднее к Олимпийским играм прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону Пифийскому, Истмийские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, устраивавшиеся близ храма Зевса в Немейской долине на северо-востоке Пелопонесса.

Агон в Древней Греции почитался как божественное начало: например, победа на Олимпийских играх была самым высшим достижением, признаком особого расположения богов к победителю, его родному городу и к его роду. Считалось, что имя великого атлета прославится в веках.

Следует отметить, что состязательный характер культуры Эллады обращает внимание еще на одну ее черту - греческая культура празднична, зрелищна. Праздники в основном были связаны с регулярными шествиями и разнообразными соревнованиями в честь богов - покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь Афины, богини -покровительницы города - Великие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, процессии с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне [5, с.24]. Праздник заканчивался жертвоприношениями и состязаниями - музыкальными и атлетическими. Победитель награждался дарами богини Афины (согласно преданию она подарила грекам оливковое дерево) - венком из священной оливы и амфорой с оливковым маслом.

Перенесенное из атлетики в интеллектуальную сферу, агональное начало проявилось в возникновении таких наук, как математика и астрономия. В области математики, например, Фалес из Милета первый почувствовал потребность в доказательстве казавшихся очевидными геометрических предположений и провел доказательство нескольких теорем.

Выдающийся ученый милетской школы натурфилософии Анаксимандр порвал с традицией мифических космогоний в области астрономии и предложил первую гипотетическую модель солнечной системы с Землей в центре мира. В результате быстрого прогресса астрономии уже в IV в. до н. э. появилась гораздо более совершенная модель Евдокса Книдского, основанная на гомоцентрических сферах [4, с. 247].

В агоне Древней Греции берет свое начало и диалектика - умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы [3, с. 58]. В нем обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. В 1965 г. Г. Берве написал очерк «Об агональном духе греков», в котором указывает на назначение соревновательного начала не только для софистов, но и для Сократа, для которого познание было наградой в состязании, и утверждает, что агон дал философии и науке диалог в качестве «методического пути познания» [4, с. 248].

Пожалуй, ни в одной другой человеческой цивилизации состязательность не была развита до такой высокой степени. Причем, она не ориентировалась на получение материальной прибыли - древние греки не стремились к наживе, а довольствовались тем, что дает им природа и их труд. Жители Эллады возвеличивали дух честного состязания. Агональность вела к социальной интеграции людей, борющихся по определенным правилам, установленным всем культурным сообществом.

Агон оказал необычайно плодотворное влияние на древнегреческую культуру, определил ее самобытность. Состязательное начало стало импульсом к разнообразной успешной деятельности древних греков и способствовало формированию их морально-этических ценностей: человек сопоставлял себя и сограждан, брал на себя ответственность за полноту своего бытия. Именно агональный тип культуры создал основания для самообновления и социальной динамики, в основе которых находится индивид и его культурный мир, а также достигаемые в процессе творческого саморазвития культурные новации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Мн.: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988.

3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Искусство, 1971.

4. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э./ Под ред. Л.Я. Жмудя. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.

5. Смышляева В.П. Введение в историю античной культуры (Культура Древней Греции): Учебное пособие. - Уфа, 1993.

6. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком