научная статья по теме УСОВ В.Н. ДЭН СЯОПИН И ЕГО ВРЕМЯ. ИДВ РАН. М.: ИЗД-ВО "СТИЛСЕРВИС", 2009. 872 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «УСОВ В.Н. ДЭН СЯОПИН И ЕГО ВРЕМЯ. ИДВ РАН. М.: ИЗД-ВО "СТИЛСЕРВИС", 2009. 872 С»

Усов В.Н. Дэн Сяопин и его время. ИДВ РАН. М.: Изд-во "Стилсервис", 2009. 872 с.

Стремительный и динамичный прорыв Китая в элиту супердержав и мировых лидеров вызвал к жизни значительное число изданий и публикаций по поводу ''истоков'' и творцов этого взлета. Не все они выдерживают критику. Зачастую исключительно потому, что их авторы не только не обладают фундаментальными знаниями по данной теме, но имеют о ней лишь общее, как правило, весьма субъективное представление.

Вряд ли стоит оспаривать утверждение, что анализ ''корней'' современного ''китайского чуда'' не для дилетантов-верхоглядов. Это задача высококвалифицированных синологов-профессионалов, тонко разбирающихся в хитросплетениях китайской истории, политической и социально-экономической жизни сегодняшней КНР, перипетиях взаимоотношений и борьбы в высших эшелонах ее руководства.

Именно к такой категории специалистов принадлежит известный российский ученый, автор многочисленных книг и статей по истории Китая, доктор исторических наук Виктор Николаевич Усов, выпустивший недавно в свет объемный монографический труд ''Дэн Сяопин и его время''.

В первую очередь отметим, что столь полное и объективное оригинальное исследование биографии этого выдающегося политического и государственного деятеля КНР издано в нашей стране впервые. На богатом фактическом материале, большей частью неизвестном широкому кругу читателей и включающем новые архивные и другие источники, автор подробно рассказывает о жизни и деятельности признанного ''архитектора'' китайских реформ. Рассказ разворачивается на историческом фоне, охватывающем весь ХХ век — эпоху великих и радикальных перемен, происходивших в мире и одновременно в стране, гражданином которой он был, и отразившихся на его личной судьбе.

В том, что о жизни самого видного представителя руководителей КНР т.н.

''второго поколения'' писалось достаточно скупо, ''виноваты'', как утверждает автор, сам Дэн Сяопин, не любивший, как известно, выставлять себя напоказ и ''обнажаться'' перед представителями СМИ, и китайская политическая традиция, в силу которой информация о жизни представителей эшелонов власти строго дозируется и тщательно контролируется государственной цензурой. Поэтому, помимо прочего, ценность книги В.Н. Усова состоит в том, что она ликвидирует некоторые историографические ''пробелы'', приподнимая завесу недосказанности, окутывавшую прежде эту неординарную и яркую фигуру китайского ''политического Олимпа''.

Книга значительно обогащает и углубляет представление о лидере ''эпохи перемен'' в Китае, поскольку до недавнего времени, во всяком случае, до выхода в свет мемуаров его дочери Мао Мао ''Мой отец Дэн Сяопин'' сведения о нем, за исключением официальных источников, обилием не отличались. К тому же в книге Мао Мао нашел отражение хотя значительный и самый драматичный, но лишь один этап богатой событиями жизни будущего ''патриарха китайской перестройки'' — период так называемой ''культурной революции''.

Для раскрытия главной темы своего исследования В.Н. Усов проделал огромную работу. Подробное описание жизненного пути Дэн Сяопина с детских и юношеских лет до самого последнего его дня органично вплетено в последовательно излагаемые автором события истории Китая в ХХ в., начиная с деятельности реформаторов во главе с Кан Ювэем и заканчивая присоединением к КНР Сянгана, до которого Дэн, отдавший этому делу много сил, не дожил всего нескольких месяцев.

Книга Усова — не биографический очерк в его строгом классическом виде. И в данном случае это вполне оправдано, поскольку привычное изложение персональной биографии, как правило, неизбежно несет на себе определенную печать автор-

ского субъективизма. Очевидно, с учетом этого он избрал другую форму подачи материала — синтезированное исследование, включающее документированное воссоздание исторических событий и обстоятельств в контексте анализа роли в них главного действующего лица. Такая форма изложения позволяет расширить рамки повествования, включив в него некоторые эпизоды, которые, не будучи изначально связанными непосредственно с деятельностью Дэн Сяопина, тем не менее, дают ключ к пониманию характера ряда глубинных процессов, определявших ход событий внутри Китая и влиявших на его международное положение, что в конечном итоге обусловливало те или иные решения или действия и со стороны самого Дэна.

Другое важное достоинство книги состоит в том, что один из основных руководящих деятелей китайской революции и Нового Китая предстает с ее страниц не схематизированным политическим "роботом" с набором ''вождистских'' черт, а фигурой сложной и противоречивой, живым человеком с присущими ему достоинствами и недостатками: временами гуманным и справедливым, ''одержимым'', по выражению его дочери, ''поисками правды'', рационально мыслящим и прагматичным, а порою — неоправданно жестким, даже жестоким, иногда — держащим ''нос по ветру'', вынужденно подчиняющимся чужой воле. Но таковы, к сожалению, правила политической ''игры'', и это тоже читается между строк авторского текста.

Тем не менее, по справедливому замечанию В.Н. Усова, приведенному в самом начале книги, конец ХХ в., в отличие от первой его половины, был не так богат личностями, чьи имена вошли в историю. Дэн Сяопин — легендарный китайский революционер, великий преобразователь Китая, безусловно, является именно такой личностью, звездой первой величины не только для своего времени, но и для последующих поколений.

Его главная заслуга перед своим Отечеством состоит, прежде всего, в том, что он сумел вырвать самую многонаселенную страну мира из состояния хаоса, отсталости и нищеты и направить ее на путь устойчивого социально-экономического развития.

В книге показано, как проходя трудной и долгой дорогой военной и политической борьбы в различных районах Китая, обладая пытливым умом и полагаясь на собственный опыт, наращивая влияние, вес и авторитет среди своих соратников и широких слоев населения, Дэн Сяопин постоянно задумывался над поиском наиболее эффективных путей, которые могли бы привести народ его страны к лучшей жизни, сделать Китай более могущественным, способным играть важную роль в мировом сообществе. Определяющим в его деятельности было не следование идеологическим догмам, а умение смотреть в лицо реальности, анализировать ситуацию, делать из нее верные выводы и принимать на их основе правильные решения. При этом он стремился руководствоваться, прежде всего, соображениями целесообразности и здравого смысла. Знаменитая фраза ''неважно, какого цвета кошка — белая или черная — лишь бы она ловила мышей'' — очень точно характеризует прагматическое отношение Дэна к решению важнейших государственных проблем.

Описывая жизненный путь Дэн Сяопина, последовательно акцентируя при этом внимание читателей сначала на его школьных успехах, опыте, полученном во время учебы во Франции и СССР, встречах с Чжоу Эньлаем и совместной работе с ним, затем — на участии в революционной борьбе, антияпонской войне и строительстве социализма в КНР во второй половине ХХ в., автор постепенно подводит их к пониманию того, почему именно Дэн подверг радикальному переосмыслению догматы идейно-классовой борьбы, приверженцем которых выступал Мао Цзэдун, и пришел к выводу о приоритете экономических ценностей над идеологическими, поставив именно их взамен пресловутой ''винтовки председателя'' в основание реальной власти. В то же время, признавая правильными лишь те решения и действия, которые являются целесообразными, Дэн Сяопин отдавал себе отчет в том, что резкая смена курса и системы ценностей, укоренившихся в китайском обществе, может вызвать в нем мощнейший взрыв. Поэтому он, формально не отказываясь от идей Мао Цзэду-на, дал им иное толкование, более соответствовавшее реалиям современного Китая.

С другой стороны, при вдумчивом чтении книги напрашивается вывод, что независимо от того, встал бы Дэн Сяопин во главе Китая или нет, реформы в этой стране были предопределены и, по существу, неизбежны. Собственно говоря, готовить подступы к ним китайцы начали еще в 1950-е гг. ''Скачок'', коммуны и даже в определенной степени ''культурная революция" — все это поиски путей ускорения, прежде всего, экономического развития. Другое дело, что в политике важную, почти решающую роль играют личностные моменты. Мао был закоренелым догматиком. Таковым, по существу, был и Лю Шаоци, который исключал возможность отступления от основ ленинизма и сталинизма. Умным, но недальновидным оказался Чэнь И. Гибче других был Чжоу Эньлай, в работах которого и была первоначально в общем виде озвучена идея осуществления модернизации в КНР. Но и он старался не выходить за определенные рамки. В этом отношении Дэн выгодно отличался от всех других китайских руководителей.

Симптоматично, что неординарность Дэна отмечал в свое время именно Мао Цзэдун, заявивший в 1959 г. находившемуся в Пекине во главе партийно-правительственной делегации СССР Н.С. Хрущеву, что ''несмотря на маленький рост (156 см), Дэн — восходящая звезда на китайском политическом небосклоне''. Дальнейшие события подтвердили эту оценку ''великого кормчего''. Примечательно, что впоследствии во время ''культурной революции'' Мао не только не подверг Дэн Сяопина столь же суровым репрессиям, какие обрушились на Лю Шаоци, но на определенном этапе вернул его во власть, ''так как равного ему по опыту и знаниям человека он не видел'' (С.551).

В этой связи уместно упомянуть о взаимоотношениях Мао и Дэна и оценке последним роли и деятельности ''великого кормчего''. Реальность, нашедшая отражение в книге, состояла в том, что практически до начала ''культурной революции'' Дэн как бы ''шагал в ногу'' с Мао, отстаивая и стараясь проводит в жизнь все его установки, но во время ее ''был зачислен'' в ряды его антагонистов. Сам Дэн Сяопин оценивал руководство Мао до 1957 г. как ''пра-

вильное'', а после — как ''ошибочное''. Он признавал свою персональную ответственность за ''перегибы против правых'' в 1957 г., поддержку ''большого скачка'' и сожалел о том, что не участвовал по болезни в Лушаньском пленуме ЦК КПК 1959 г.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком