научная статья по теме УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ДОПУСТИМО ЛИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ РПЦ И ПРЦ? Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ДОПУСТИМО ЛИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ РПЦ И ПРЦ?»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 1

М.А. БАБКИН

Устав Русской православной церкви: допустимо ли отождествление РПЦ и ПРЦ?

Автор полагает, что, с исторической точки зрения, современную Русскую православную церковь (РПЦ) можно считать преемницей дореволюционной Православной российской церкви (ПРЦ) лишь с известной долей условности. С юридической же стороны, преемства у РПЦ с ПРЦ нет, о чем свидетельствует анализ положений ныне действующего Устава РПЦ.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Православная российская церковь, историческая и юридическая преемственность РПЦ и ПРЦ.

The author says that, from a historical point of view, the modern Russian Orthodox Church can be considered the successor of the pre-revolutionary Orthodox Russian Church only somewhat conventional. From a legal point of view, there is no continuity of the ROC with ORC, as evidenced by the analysis of the provisions of the current Charter of the ROC.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodox Russian Church, the historical and legal continuity of the ROC and ORC.

В настоящее время как церковными, так и светскими специалистами в области истории государственного и церковного права обходится стороной важный вопрос: является ли современная Русская православная церковь (РПЦ) легитимной наследницей дореволюционной Православной российской церкви (ПРЦ)? В законодательстве Российской империи и в других официальных как светских, так и церковных документах (вплоть до 1942 г.) использовалось название "Православная Российская Церковь". Однако зачастую употреблялись и названия "Российская Православная", "Всероссийская Православная", "Православная Кафолическая Грекороссийская", "Православная Греко-Российская" и "Русская Православная" церковь. При этом соответствующие аббревиатуры (например, "ПРЦ" или "РПЦ") не использовались. После же сентября 1943 г., когда на исторической сцене появилась религиозная организация с фиксированным названием "Русская православная церковь", в историографии утвердилась аббревиатура "РПЦ". (Вероятно, сокращенное наименование возникло по аналогии с широко распространенными в тот период аббревиатурами типа "СССР" или "КПСС".) То же сокращение стало использоваться и в отношении дореволюционной Православной российской церкви.

У РПЦ имеется еще одно официальное название - "Московский Патриархат", что зафиксировано в Уставах РПЦ 1988 и 2000 гг. (гл. I, п. 2) (см. [Устав об управлении... 1989, с. 3; Устав русской. 2000, с. 3]). В настоящее время в неофициальных источниках вместо аббревиатуры "РПЦ" нередко используется "РПЦ МП", по аналогии, например, с "УПЦ МП" и "УПЦ КП", обозначающих, соответственно, Украинскую

Бабкин Михаил Анатольевич - доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ведущий специалист Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

православную церковь Московского патриархата и Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

По умолчанию считается (фактически постулируется), что РПЦ и ПРЦ как в историческом, так и правовом плане - суть одно, что они тождественны. Однако это совсем не очевидно хотя бы потому, что главный юридический документ РПЦ - "Устав Русской Православной Церкви"1 дает на этот вопрос едва ли не противоположный ответ.

До 1917 г. Россия2, как ранее Византия, составляла с Православной церковью единое церковно-политическое тело, единый организм. Один из показателей этого единства - невозможность проведения четкой границы между светским (в привычном ныне понимании) и церковным законодательством. При этом российскому законодательству не было известно такое юридическое лицо, как Православная российская церковь3. В императорской России функции государства и церкви переплетались: государство исполняло часть традиционно церковных дел (например, общественное призрение, просвещение), ПРЦ же выступала как судебная, исполнительная и отчасти законодательная инстанция. Тем не менее структурные установления ПРЦ (храмы, монастыри, духовные учебные заведения, Святейший правительствующий синод и др.) являлись определенными юридическими единицами со своими правами. Причем у всех структурных установлений ПРЦ юридические права были весьма ограничены: например, на каждую куплю-продажу объектов недвижимости им необходимо было через Святейший синод испрашивать разрешение императора. Процесс "отдаления" церкви от государства начался лишь после свержения монархии в марте 1917 г., при Временном правительстве (см. подробнее [Российское... 2008; Бабкин, 2011, с. 197-556]).

Большевики, захватив власть, 21 января 1918 г. издали декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", более известный под названием "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Он начинался словами: "Церковь отделяется от государства" [Об отношении... 1927]. Тем самым большевики приравняли ПРЦ к частным обществам и союзам. При этом они не только не предоставили ей прав юридического лица (которых она до того, повторимся, и не имела), но и все ее структурные установления тем же декретом лишили прав юридического лица.

11 (24) августа 1918 г. Народным комиссариатом юстиции была принята и 17 (30) числа того же месяца опубликована "Инструкция" по проведению в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". В ней, помимо прочего, подробно регламентировались отношения местных властей с религиозными обществами и организациями: последние были лишены прав юридических лиц (см. [О порядке. 1942, с. 849-858]). "Инструкция" содержала некорректность: в ней говорилось, что Православная церковь "лишается" прав юридического лица. Однако ПРЦ, как единая централизованная организация, никогда не имела этого права (о чем уже говорилось). В вышеупомянутом же декрете от 21 января 1918 г. констатировалось, что ПРЦ (как и прочие церковные и религиозные общества) прав юридического лица не имеет. После чего в условиях известных советских гонений на духовенство, ПРЦ, не имея вообще никакой государственной регистрации как централизованная организация юридически переставала существовать. Фактически она атомизировалась на отдельные de jure "неизвестные" государству единицы - епархии, монастыри, храмы.

И хотя с 16 (29) июля 1927 г., после публикации известной "Декларации" заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского и Арзамасского

1 Первый в истории Устав РПЦ был принят Поместным собором 8 июня 1988 г. (см. [Устав об управлении... 1989]). Следующий, ныне действующий Устав был принят Архиерейским собором 2000 г. и утвержден Поместным собором 2009 г. В 2008 и 2011 гг. Архиерейскими соборами в него вносились некоторые дополнения и поправки. Архиерейский же собор 2013 г. принял "исправленную и дополненную редакцию" Устава. В ней вместо прежних 18 глав стало 23 (см. [Устав Русской. 2000]).

2 О статусах различных наименований России в XVII-XXI вв. см. [Галузо, 2010, с. 119-123].

3 О взаимовлиянии государственного и церковного права в XVIII - начале XX в. см. [Дорская, 2004].

В современном Уставе РПЦ констатируется (гл. I, п. 5): "Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация" (Устав Русской Православной Церкви. 2000. с. 4; или: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html).

Сергия (Страгородского)4 часть иерархов пошла вслед за ее автором на сотрудничество с Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ) и соглашательство с советской властью, но этот факт не позволяет однозначно утверждать, что Сергий возглавил ПРЦ. Ведь единой ПРЦ как таковой не было: ни de jure, ни, по большому счету, de facto.

"Декларацию" не признала значительная часть духовенства: главным образом -архипастыри и пастыри, принадлежавшие к "Катакомбной" и "Зарубежной" церквям. Пошедшую на сотрудничество с советской властью часть исторической ПРЦ они стали именовать "советской", или "красной", церковью (см. об этом, например, [Андреев, 1951; Антоний, 1960; Польский, 1995]). Сергий Страгородский был поставлен советской властью de jure и de facto лишь во главе одного из "осколков", оставшихся от исторической ПРЦ. Причем "осколка" едва ли самого крупного: ведь необходимо учитывать, что все многочисленные "непоминающие" митрополита Сергия не относились к его юрисдикции5.

В начале сентября 1943 г. на базе "сергианского осколка" ПРЦ И. Сталиным была создана большая и мощная структура с новым названием "Русская православная церковь" (РПЦ). В частности, была изменена титулатура патриарха Московского: вместо ".и всея России" стала ".и всея Руси". С того же времени епископат РПЦ фактически вошел в состав советской "знати". Его представители вплоть до позднесоветских времен тесно сотрудничали с властями страны, участвуя, например, в пропаганде социализма (и в СССР, и за его границами), а также в организации гонений на другие "осколки" ПРЦ.

После "перелома" в Великой Отечественной войне, 4 сентября 1943 г. в Кремле состоялась историческая встреча генсека с тремя иерархами РПЦ: с патриаршим местоблюстителем митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и экзархом Украины, митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) [Известия Советов. 1943, с. 1]. "Богопоставленный Вождь" (неоднократное именование Сталина патриархом Сергием) распорядился предоставить РПЦ ряд помещений, снабдить высших иерархов продуктами, транспортом, топливом, разрешил избрать патриарха, открыть приходы и духовные школы. С того дня берет начало новый этап взаимодействий РПЦ с советским государством. Исследователями он характеризуется, как «Русская Церковь в центре "большой политики"» [Шкаровский, 2005, с. 284-286; Болотов, 2011, с. 68-286].

В конце Второй Мировой войны, 22 августа 1945 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление, которым предоставил церковным органам (Московской патриархии, епархиальным управлениям, приходским общинам и монастырям) юридические права на при

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком