научная статья по теме В КИТАЕ ВОЗРАЖДАЕТЬСЯ ПУЦТЬ КОНФУЦИЯ ИЛИ О ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В КИТАЕ ВОЗРАЖДАЕТЬСЯ ПУЦТЬ КОНФУЦИЯ ИЛИ О ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА

В.Г. БУРОВ

Доктор философских наук

В КИТАЕ

ВОЗРОЖДАЕТСЯ КУЛЬТ КОНФУЦИЯ

ИЛИ О ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ

Ключевые слова: КНР, конфуцианство, традиция и модернизация, современная китайская идеология

В духовной, идеологической жизни китайского общества в последние десятилетия произошли и продолжают происходить серьезные изменения. В стране идет постепенный процесс возрождения культа Конфуция и связанных с ним этических норм.

Стратегический курс китайского руководства - строительство социализма с китайской спецификой. Естественно, поэтому, что в последние тридцать с лишним лет главное внимание уделялось развитию экономики. Однако наряду с очевидными достижениями в процессе модернизации возникли серьезные проблемы, в т.ч. в социальной и духовной сферах.

Зто заставило китайское руководство искать пути их решения. Нельзя сказать, что раньше этим не занимались, почти 20 лет назад была выдвинута формула о двух цивилизациях - материальной (т.е. экономической) и духовной, в центре и на местах были созданы даже специальные канцелярии, занимающиеся духовной составляющей социализма. Однако, как показала жизнь, этого оказалось явно недостаточно.

Поэтому и возникла необходимость обращения к национальным духовным традициям, к конфуцианству как сложившейся на протяжении веков довольно стройной системе этических принципов взаимоотношений людей, общества и природы, а также межгосударственных отношений.

ПЕСЧИНКА В ОКЕАНЕ ЖИТЕЙСКИХ БУРЬ

В течение многих столетий в Китае существовал императорский строй, который затем сменился авторитарным республиканским режимом. С приходом к власти коммунистов произошла смена правящего слоя, но авторитаризм остался.

В традиционном Китае культивировались представления, исходившие из безусловного приоритета коллектива над индивидом и отрицавшие право последнего на автономное существование. Сознание масс носило общественно-коллективистский характер. Член китайского социума привык чувствовать себя песчинкой в океане житейских бурь, поэтому он просто не мог представить себя вне дома, семьи, коллектива, общины.

Следует также учитывать огромное воздействие на умы миллионов китайцев стереотипов конфуцианства. Это учение играло громадную роль в формировании китайского образа жизни, начиная от социальных институтов и кончая семейными отношениями. Культ конфуцианской традиции, заложенный в эпоху Хань (III в. до н.э. - II в.н.э.) и подновленный при династии Сунов (XI-XII вв.), стал альфой и омегой всей китайской культуры, основным базисным элементом культурного и, соответственно, политико-философского наследия.

Принципы конфуцианской этико-политической доктрины играли определяющую роль в формировании мировоззрения каждого члена китайского социума - не только интеллигента, но и обычного крестьянина. Каждый китаец вольно или невольно со-

размерял свои поступки и мысли с предписаниями конфуцианства. Поэтому можно говорить о том, что каждый китаец был и остается в известном смысле конфуцианцем.

Принципы этико-политичес-кой доктрины конфуцианства, кратко говоря, состояли из разного рода культов.

Это - культ отца и старших в семье, культ семьи и клана, культ чиновников-ученых, оборачивающихся в конечном счете культом идущей от Неба власти императора, культом старших вообще по возрасту и социальному статусу, приверженностью к консерватизму и традициям.

В течение многих столетий китайское общество было обществом патерналистского толка, что легко объясняет авторитарность власти в Китае. Император, будучи наместником Неба, выступал в роли Отца своих подданных, поэтому неповиновение его установлениям не допускалось и жестко каралось. Конфуцианство не могло не оказать своего влияния на формирование мировоззрения первых руководителей Коммунистической партии Китая, ибо все они получили обычное китайское воспитание.

Конфуцианство пронизывало

Статуя Конфуция в одном из храмов в Пекине.

всю систему политических отношений китайского общества, в том числе отношений императора и его двора, императора и его подданных.

Под влиянием конфуцианства строилась и внешнеполитическая доктрина китайского государства. При решении всех внутриполитических и внешнеполитических вопросов явно или неявно присутствовали конфуцианские идеи безусловного подчинения всех членов социума высшим интересам государства, выразителем которых, как правило, выступал император. Именно этого требовала иерархия конфуцианских ценностей.

С точки зрения современных представлений о политической демократии подобный порядок вещей представляется ущемлением прав отдельного индивида.

Однако в условиях развития общества в Китае в древности и средневековье такой порядок позволял в нужный момент принимать адекватные политические решения. Не следует думать, что такие решения принимались исключительно и единолично императором, в его принятии участвовали не только министры, но и конфуцианские чиновники, которые служили при дворе. Такая традиция была заложена еще при Конфуции, который выполнял поручения как представитель отдельных царств. Добавим к этому, что и сами чиновники были

щины в рамках определенных обязанностей и разделяющих в связи с этим в равной степени как ответственность, так и вознаграждение.

В управлении предпочтение отдается не законам, а человеческому фактору, или «добродетели», что, как считается, позволяет увеличить гармонию и сплоченность внутри общества.

Для китайцев характерно сильное ощущение связи между прошлым и настоящим, которое, по их мнению, помогает глубокому пониманию исторического времени и долгосрочных задач, необходимых для достижения успехов. Такой подход противопоставляется бытующему в западной традиции акценту на краткосрочный эффект, связанный с денежными отношениями между людьми.

Более важное значение в иерархии ценностей имеет принадлежность к человеческому сообществу, общине, чем обладание собственностью или имуществом. Поэтому экономическая власть должна находиться в руках людей, следующих нравственным нормам, но, вместе с тем, хорошо понимающих экономику.

Широко распространено беспокойство по поводу «духовного загрязнения», ассоциируемого с вестернизацией и индивидуализмом, и стремление избежать этого зла, которое может нанести ущерб человеческому сообществу.

КОНФУЦИАНСТВО БЫЛО ОБЪЯВЛЕНО «ЛЮДОЕДСКОЙ» МОРАЛЬЮ

конфуциански образованными людьми, ибо для того, чтобы стать чиновником, нужно было получить соответствующее образование.

По мнению многих исследователей, особенности общественных и интеллектуальных отношений, норм поведения, сформировавшихся под влиянием конфуцианства и существующие ныне в Китае, в идеализированном виде можно свести к следующим основным характеристикам.

Прежде всего, упор делается на долге, обязанностях, а не на правах человека. Существует при этом целый комплекс взаимосвязанных друг с другом традиций, которые обеспечивают деятельность всех членов сообщества, об-

При этом надо иметь в виду, что конфуцианство - не религия в общепринятом смысле этого слова. Достаточно сказать, что едва ли в каждом китайском городе есть храм Конфуция, точнее сказать, их нет в большинстве из них - в Пекине есть только один подобный храм, в Шанхае и Гуанчжоу - тоже один, причем на самой их окраине. Кроме того, у него нет и специальной касты священнослужителей.

Это этико-политическое учение, определяющее поведение и стандарты мышления китайцев. Поэтому для него не нужно строить храмы. Их отсутствие отнюдь не свидетельствует об отсутствии уважения к учению Конфуция и к нему самому. Ибо главное - не в

Торжественная церемония по случаю 2560-й годовщины со дня рождения Конфуция на его родине в г. Цюйфу (28 сентября 2009 г.).

специальных церемониях, а в том, чтобы соразмерять с ним свои поступки и мысли. Жить, как учил Конфуций - в этом и ни в чем ином состоит верность его заповедям. До начала ХХ в. за ним сохранялся статус святого мудреца, духовного вождя нации.

ВЕЛИКИЕ РАЗВОРОТЫ

В первые десятилетия ХХ в. в ходе т.н. «движения за новую культуру» многие его представители выступили с резкой критикой конфуцианства, видя в нем тормоз для обновления китайского общества.

При этом подобной позиции придерживались как либералы, так и марксисты. Так, например, видный западник Ху Ши утверждал, что в традиционных китайских учениях, в том числе в конфуцианстве, нет ничего, что могло бы быть использовано для создания современной культуры страны. А один из основателей Коммунистической партии Китая Ли Дачжао писал следующее: «Конфуцианские идеи отнюдь не представляют собой вечной, неизменной истины. Конфуций и его последователи - мыслители определенной эпохи и ни в коем случае не могут быть учителями

для всех времен». По его мнению, конфуцианство перестало соответствовать современной китайской жизни.

В те годы многие представители китайской интеллигенции обвиняли конфуцианство в подавлении личности, в превращении человека в раба никчемных традиционных условностей. Более того, некоторые из них называли конфуцианскую мораль «людоедской».

После прихода к власти коммунистов в течение трех десятилетий в Китае существовало негативное отношение к конфуцианству, в годы т.н. «культурной революции» оно объявлялось «феодальным хламом». Положение резко изменилось лишь после перехода страны к «политике реформ и открытости» в 1979 г.

Это было связано с распространением в кругах китайской интеллигенции идей «современного нового конфуцианства».

В 1958 г. четверо ученых, живших за пределами материкового Китая, - Моу Цзунсань, Сюй Фу-гуан, Чжан Цзюньмай и Тан Цзю-ньи - опубликовали совместное заявление, которое дословно можно перевести как «Манифест - предупреждение мировой общественности о китайской культуре». Китайская историография датирует этим годом появление «современного нового конфуцианства». В упомянутом документе были фактически вновь подня-

ты те вопросы, которые уже обсуждались ранее - о кризисе китайской культуры и о путях его преодоления.

Представители «современного нового конфуцианства» видели источник преодоления кризиса в возрождении национальных духовных ценн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком