научная статья по теме В.Н. ТАТИЩЕВ И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ СИБИРИ В XVIII В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В.Н. ТАТИЩЕВ И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ СИБИРИ В XVIII В»

ИСТОРИЯ НАУКИ

© ЭО, 2004 г., № 6 З.Д. Титова

В.Н. ТАТИЩЕВ И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ СИБИРИ В XVIII в.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) известен как выдающийся ученый, крупный административный и политический деятель первой половины XVIII в. В научной деятельности он уделял большое внимание не только истории, философии, лингвистике, но и географии. Вопросы географии у В.Н. Татищева тесным образом переплетаются с вопросами этнографии. Напомним, что во времена Татищева этнография еще не выделилась в самостоятельную отрасль научного знания; это произошло значительно позднее - только в XIX в. Однако уже в XVIII столетии наблюдается серьезный научный интерес к изучению отдельных народов России.

Научное наследие В.Н. Татищева тщательно изучалось русскими учеными, издавались его исторические, географические, публицистические труды, письма и другие материалы. Гораздо меньше обращалось внимания на исследование Татищевым народов России, в частности народов Сибири1. Между тем его деятельность в этой области была очень плодотворной. Он внимательно следил за известиями иностранцев, путешествовавших по Сибири, и публиковал замечания на их сообщения о тех или иных народах. Особый интерес Татищев проявил к книге Ф.-И. Страленберга2, изданной в 1730 г. в Стокгольме. После встречи со Страленбергом Татищев сделал запись: "Историю Сибирскую весьма с довольным обстоятельством завершил"3. Василий Никитич в 1732 и 1737 гг. написал к ней примечания4. Привлекая данные иностранных авторов, он всегда старался их проверять, если представлялась возможность. Так, сделав выписки из книги Страленберга о тунгусах и якутах, Татищев послал их в Иркутск и Якутск для уточнения сведений иностранного автора. На другом экземпляре выписок он делал собственные критические замечания. Отрывки из книги о якутах с замечаниями ученого опубликовал Н.А. Попов5.

Отмечая неточность и недостоверность некоторых приведенных Страленбергом данных, Татищев не отрицал в целом ценности его труда. Рассуждениям Ф.-И. Страленберга, основанным на языковом материале, он дал следующую оценку: "К изъяснению древностей нужных языков никакого знания и прилежания европейцы не имеют и пользы оных не знают, и от того в рассуждениях не мало погрешностей, что в Страленбергове книге описание Татарии со избытком видимо, что он, не зная нужных языков, странные и несогласные с истиною имен про-извождения наклал"6.

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ) хранится рукопись под названием "Роспись содержащимся всей книге ТаИзсМзсЬеу зсЬпЙеп называемой рукописям"7. В ней приведены замечания В.Н. Татищева о живущих в Сибири народах (внешний вид, одежда, пища, жилище, занятия и погребальные обряды "братских татар", барабинцев и якутов). По форме это примечания к упомянутой выше книге Страленберга.

Материалы, собранные преимущественно в Сибири, по анкете, составленной В.Н. Татищевым в 1734 г., оказались не только неопубликованными, но и почти неизученными. Эта анкета - по сути первая научная программа по собиранию естественно-исторического, археологического и этнографического материалов. Она пора-

жает полнотой охвата сведений, планомерностью и методикой, рекомендуемой для изучения поставленных вопросов. Данная анкета была предтечей многочисленных анкет XVIII в., сыгравших значительную роль в изучении народов России. В этнографической части она представляла собой выдающееся явление в литературе свое-

о

го времени.

В первой редакции анкета имела 92 вопроса. Татищев отправил ее в Императорскую Академию наук на утверждение и получение замечаний. Не получив оттуда ответа, он в конце 1734 г. сам разослал анкету по губерниям и провинциальным канцеляриям Сибири. Уже в начале следующего года стали поступать ответы с мест, но они не удовлетворяли Василия Никитича, который приступил в том же 1735 г. к составлению более подробной анкеты, которую закончил в 1737 г.

Во второй редакции анкета имела 198 вопросов по географии, истории, этнографии и языкам народов Сибири. Следует отметить, что Татищев считал язык важнейшим источником для изучения происхождения народов Сибири. Анкета состоит из трех разделов. Для этнографа Сибири особый интерес представляют второй и третий разделы. Раздел второй - "О народах идолопоклоннических" - включает 57 вопросов (§ 108-164). В основу этого раздела легла переработанная вторая часть анкеты 1734 г. Раздел разработан наиболее полно и включает вопросы о происхождении народов, их истории, расселении, названии и самоназвании, религии, обрядах, обычаях при рождении, о браке, погребении, суевериях и т.д. Раздел третий "О магометанах" содержит 11 вопросов (§ 165-175). Здесь требовалось сообщить сведения о расселении, самоназвании, браках, обрядах при рождении и погребении. Заканчивается анкета общим разделом "Обсче паки до всех народов" (§ 176-198), в котором имеются вопросы о народной медицине, домашнем быте, приметах и т.д. Полностью анкета опубликована в уже упомянутой книге Н.А. Попова и в книге самого В.Н. Тати-

9

щева .

Ответы на посланную в Сибирь анкету, поступали к Василию Никитичу в течение ряда лет. Сбор материала на местах осуществлялся через воеводские канцелярии значительным кругом лиц. При составлении ответов использовались данные из переписных и ясачных книг. Устные сведения получали от местного населения. Сообщались данные об обрядах, обычаях, верованиях. Но самое активное участие в сборе сведений принимали геодезисты, работавшие в Сибири. Организованное Татищевым собирание материалов через геодезистов представляет замечательный опыт коллективной научной работы.

Некоторые ответы поступали лично к автору анкеты, который, замечая в них ошибки и неточности, писал новые, более подробные вопросники, особенно для сбора этнографических данных.

Материалы, присланные в ответ на анкету Татищева, до сих пор полностью не изучены, не описаны и не опубликованы. Были напечатаны лишь небольшие извлечения из них. Например, в книге Н.А. Попова "Татищев и его время" находим сведения, собранные геодезистом В. Шишковым, который ездил в Томский и Кузнецкий уезды Сибирской губ. в 1739-1743 гг. Сообщаются краткие сведения о русском населении Томского у., о татарах и остяках (хантах).

А.И. Андреев опубликовал часть ответов, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве (ЦГАДА) в портфелях Г.Ф. Миллера10. Среди приводимых в статье А.И. Андреева материалов - рукопись "Известия о Красноярске и живущих там народах", датированная 1738 г. Сведения касаются канских и качинских татар и аринцев. Как мы выяснили, А.И. Андреев опубликовал не всю рукопись, а только листы 105-112. Остальные листы рукописи остались неопубликованными. Там же в портфелях Миллера имеются еще две рукописи: одна - "Известия о бурятах или братских" - прислана из Верхоленской канцелярии, вторая получена из Томска11. Обе представляют собой ответы на анкету Татищева.

Дошедшие до нас ответы из Верхотурья , Пелыми, Кузнецка и Томска хранятся в Санкт-Петербургском филиале Института истории РАН12.

В Санкт-Петербургском филиале Архива РАН собраны почти все материалы, присланные непосредственно Татищеву, который в 1749 г. передал их в Императорскую Академию наук13. К ним уже значительно позже были добавлены сообщения из провинциальных канцелярий Томска, Верхотурья и Тары.

Ответы на анкету Татищева из двух городов Восточной Сибири (Верхоленск и Илимск) хранятся в Отделе рукописей РНБ14. Е.Г. Шапот считает, что "Судя по инвентарным номерам каталога Оленинской системы, составленного А.Ф. Бычковым, время их поступления может относиться к первой четверти XIX в. (до 1844 г.)"15. Таковы известные архивы, где собраны материалы, присланные в ответ на анкеты В.Н. Татищева.

Мы ставили перед собой также цель узнать, нет ли в архивах Сибири материалов, связанных с данной анкетой. Для этого мы разослали 26 писем во все центральные и областные архивы с просьбой ответить на интересующие нас вопросы. Были получены любезные, но, к сожалению не положительные ответы - интересующих нас материалов в этих архивах не оказалось.

Вместе с тем мы установили, что в библиотеке Геттингенского университета в фонде Аша имеется рукопись, относящаяся к тем же татищевским анкетам. После весьма длительной переписки нам был прислан микрофильм этой рукописи. Но, к сожалению, это оказался только текст анкеты Татищева. Некоторое время спустя нам стало известно, что в Геттингенском научном обществе хранятся словари языков сибирских народов, собранные в сибирских воеводских канцеляриях по требованию Татищева. Однако библиографически подтвердить нахождение таких словарей (в рукописи) в каком-либо архиве Геттингена не удалось.

Теперь обратимся непосредственно к рукописям, представляющим интерес для историка и этнографа.

Как мы уже отмечали, в ЦГАДА, в портфелях Миллера хранятся три рукописи, отрывки из одной, присланной из Красноярска, были опубликованы А.И. Андреевым. Вторая рукопись "Известия о бурятах или братских" прислана из Верхолен-ской канцелярии. В ней приведены подробные сведения о жизни бурят, их обычаях и обрядах. Третья рукопись получена из Томска. В ней сообщается об образе жизни, занятиях, верованиях населения Томского у. - телеутов, сагайцев и др.

При детальном ознакомлении с рукописями Санкт-Петербургского филиала Архива РАН особого внимания заслуживают три рукописи из ф. 21 (оп. 5. д. 150): "Сведения о народах, живущих в Томском уезде", "Описание Удорской провинции Томского и Кузнецкого уездов" и "Сведения о татарах и остяках Томского ведомства". Из материалов ф. 21 (оп. 5. д. 152) заслуживает внимания рукопись "Нужное описание народов, живущих в Таре". Здесь же находятся сведения, доставленные И.Э. Фишером из Тобольской губернской канцелярии с ответами на анкету Татищева. И, наконец, в д. 184 того же фонда имеются "Сведения о городе Пелыми".

В Архиве Санкт-Петербургского института истории РАН заслуживает внимания рукопись № 344, включающая материалы о народах, живущих в городах Верхотурье, Кузнецк и Томск.

Следует отметить, что ответы, присланные на анкету Татищева по своему содержанию не вс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком