научная статья по теме В ОТБЛЕСКЕ “ХРУСТАЛЬНОЙ НОЧИ”: ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА КЁНИГСБЕРГА, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ ЕВРОПЫ. М., 2014 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В ОТБЛЕСКЕ “ХРУСТАЛЬНОЙ НОЧИ”: ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА КЁНИГСБЕРГА, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ ЕВРОПЫ. М., 2014»

ко цены на нефть, за счет чего ВВП ежегодно и увеличивался примерно на 7% в докризисный период. Такой феномен в научной литературе называется "ростом без развития". Казалось бы, это должно было послужить для наших реформаторов уроком и заставить их сделать акцент на развитии реального сектора экономики, понимая, что страны с сырьевой экономикой редко бывают передовыми и процветающими. Но этого не произошло. При этом даже высокие цены на нефть порядка 100-110 долл. за баррель в последние годы уже перестали быть локомотивом экономики и, начиная с 2012 г., темпы роста ВВП стали падать. В свете этого многие серьезные аналитики стали задаваться вопросом: почему в постсоветской России так надолго задержалась сырьевая ориентация экономики? А.В. Кива считает, что сказались два фактора:

сильное влияние "партии сырьевиков" во власти и СМИ при слабости субъекта модернизации и доминирующее влияние на экономический курс страны экономистов неолиберальной школы.

Монография А.В. Кивы носит как теоретический, так и практический характер, высказываемая им точка зрения достаточно аргументирована. Автор ищет подтверждения правоты своей позиции в богатом фактическом материале. Работа хорошо написана, легко читается и может представлять интерес для самого широкого круга читателей.

Т.Л. Шаумян, кандидат исторических наук, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН

В ОТБЛЕСКЕ "ХРУСТАЛЬНОЙ НОЧИ": ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА КЁНИГСБЕРГА, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ ЕВРОПЫ. М.: изд-во "АПАРТ", 2014, 248 с.

В сборник под редакцией И. А. Альтмана, Ю. Царуски и К.М. Фефермана вошли материалы 8-й Международной конференции "Уроки Холокоста и современная Россия", которая проходила в Калининграде 14-17 ноября 2013 г. и была приурочена к 75-летию "Хрустальной ночи" - массовых еврейских погромов в нацистской Германии в ноябре 1938 г. В книге представлены статьи ученых из России, Беларуси, Литвы, Польши, Германии, США, Франции, Финляндии, Израиля и Японии.

Выбор Калининграда для проведения конференции не был случаен. Столица Восточной Пруссии Кёнигсберг, как и другие территории нацистского рейха, в ноябре 1938 г. стал одним из мест, где разворачивались события "Хрустальной ночи".

Программа конференции, предложенная ее организаторами - Научно-просветительным центром "Холокост", калининградским Балтийским федеральным университетом им. И. Канта (БФУ), Институтом современной истории Мюнхен - Берлин (ФРГ), позволила осветить вопросы истории и судьбы еврейской общины Кёнигсберга, ее освещения в историографии, исторической памяти о погроме 1938 г., попыток спасения европейских евреев на территориях СССР, Литвы и Японии.

Многие исследования стали возможны в последние годы благодаря активному процессу рассекречивания архивных документов в государственных и ведомственных архивах ряда стран, прежде всего России.

К.и.н. И.О. Дементьев (БФУ) в статье "Границы локальной перспективы: судьба еврейской общины Кёнигсберга и Восточной Пруссии в новейшей западной историографии" проанализировал проблему изучения немецкими историками судьбы еврейской общины Кё-нигсберга в контексте истории восточнопрус-ского еврейства. Автор отмечает, что наряду с обобщающими трудами по истории еврейской жизни в Восточной и западной Пруссии и Кё-нигсберге появились исследования узкой тематической направленности. Ученые изучают локальные темы, расширяют хронологию работ, уделяют внимание специфике еврейской общины Кёнигсберга веймарского периода.

Истории еврейской общины Кёнигсберга посвящена статья директора Центра изучения антисемитизма Технического университета Берлина С. Шюлер-Ширингорум (ФРГ) "Еврейская община Кёнигсберга в 18501933 гг.".

Эту же тему в статье "Еврейская община Кёнигсберга в 1933-1939 гг." продолжает студентка БФУ Е.А. Воробьева. Автор отмечает особый размах антисемитизма в Восточной Пруссии и в ее столице, описывает "Хрустальную ночь" в Кёнигсберге и дальнейшие ограничения, которым были подвергнуты евреи с началом Второй мировой войны. Е.А. Воробьева констатирует, что предпринятые нацистами меры в итоге привели к угасанию еврейской жизни в Кёнигсберге, еврейская община которого была распущена 10 мая 1943 г.

Детальное изучение хода "Хрустальной ночи" в общегерманском масштабе и последствиях этой акции предпринял профессор Американского еврейского университета д-р М. Беренбаум (США) в статье "Хрустальная ночь: конец начала, начало конца". М. Беренбаум пишет, что нацисты продемонстрировали всему миру, "как далеко они готовы пойти и какую цену заплатить, чтобы вырвать еврейскую общину из единой картины немецкой жизни" (с. 58). Особое место автор отводит уникальной роли синагоги в Германии в условиях нацистского антисемитизма: синагога выполняла ряд функций, утраченных еврейской общиной в результате принятия нацистами дискриминационных мер в отношении евреев. Историк пишет также реакции в США на еврейские погромы в Германии.

Директор Центра по изучению Холокоста Вермонтского университета д-р А. Стайнвайс (США) в статье «"Хрустальная ночь" 1938 г.: история и память» рассказал о событиях 9 ноября 1938 г. в Германии и их сохранении в исторической памяти.

Профессор университета Гренобля д-р Ж. Шапуто (Франция) в работе "1938 г. как поворотный пункт в нацистской антиеврейской политике" доказал, что "Хрустальная ночь" была тем историческим рубежом, перейдя который нацисты открыли себе прямой путь к уничтожению европейских евреев как народа; в годы Второй мировой войны этот путь привел к этническим депортациям, массовым расстрелам, газовым камерам концлагерей.

Научный сотрудник Института современной истории Мюнхен - Берлин д-р Ю. Царуски (ФРГ) в статье «Массовые аресты еврейских мужчин и их судьбы в нацистских концлагерях в рамках "Хрустальной ночи"» проанализировал состав евреев-узников нацистских концлагерей в 1933-1937 гг. и основания их заключения и пришел к выводу, что в Третьем рейхе концлагеря стали лабораториями антисемитизма. В ходе "Хрустальной ночи" по личной инициативе Гитлера были осуществлены массовый арест мужчин-евреев и их направление в Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен. В этих концлагерях отрабатывалась "яростная антисемитская политика" (с. 101).

Заместитель директора Германского исторического института в Варшаве д-р Р. Лейзе-рович (Польша) в статье «Отголоски "Хрустальной ночи" в городах Восточной Пруссии» рассказала о погромах, происшедших в ноябре 1938 г. в восточнопрусских городах Вартен-бурге, Ширвиндте, Шлоссберге и других.

Теме «"Хрустальная ночь" - первый шаг на пути исчезновения органной синодальной музыки» посвятила свою статью доцент

Гродненского государственного университета к.и.н. И.Ф. Двужильная (Беларусь). Разгром синагог в "Хрустальную ночь" сопровождался уничтожением органов, что поставило немецко-еврейскую органную музыку на грань уничтожения. Эмиграция еврейских музыкантов в США позволила сохранить органную синагогальную музыку, но в Германии музыкальные традиции немецкой синагоги были утрачены.

Редактор отдела журнала "Новая и новейшая история" профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) к.и.н. Б.Л. Хавкин в статье "9 ноября в германской истории: дата, событие, символ" отметил, что «в этот день четырежды происходили знаковые для страны события, отразившие сущность великой, трагической и противоречивой истории современности: 1918 г. - революция; 1923 г. - "пивной путч"; 1938 г. - "Хрустальная ночь"; 1989 г. - падение Берлинской стены. Каждое из этих 9 ноября -стало символом: революция 1918 г. - падения монархии и начала новейшей германской истории; "пивной путч" - нацистского фарса, ставшего предвестником национальной трагедии; 1938 г. - величайшего в истории Германии позора; 1989 г. - объединения страны и конца "холодной войны"» (с. 123).

Заместитель директора Центра по изучению литературы о Холокосте университета Гиссена д-р М. Рот (ФРГ) в статье ""Ночь разбитого стекла" как поворотный пункт в политике уничтожения евреев. Размышления Конрада Хайдена о ноябре 1938 г." рассмотрел как исторический источник книгу немецкого историка К. Хайдена "Новое расследование", изданную в Нью-Йорке в 1939 г. Эта книга, написанная после "Хрустальной ночи", содержит предсказание "окончательного решения еврейского вопроса", к которому шел нацистский режим.

В статье доцента Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники к.и.н. О.В. Горских «Отражение событий "Хрустальной ночи" и ее последствий в сибирской и дальневосточной периодике» впервые сделана попытка анализа сибирской и дальневосточной периодики, информирующей о событиях в Германии, происшедших в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., о судьбах жертв общегерманского еврейского погрома и реакции мировой общественности на происшедшие события. Региональная печать также информировала своих читателей о митингах представителей советской интеллигенции, происходивших в центральных, сибирских и дальневосточных городах. В условиях идеологического диктата и цензурных ограничений,

советские местные газеты в разделе "Международная хроника" перепечатывали тексты из центральных газет или ТАСС. Интересно отметить, что некоторые материалы антифашисткой печати сообщали о том, что группы немецких солдат и жителей брали под защиту преследуемых евреев, в результате чего гестапо в Берлине "произвело многочисленные аресты среди рабочих, солдат и даже штурмовиков" (с. 142).

Т.Б. Прасман (Центр гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования) в статье «"Хрустальная ночь" в образовательных программах и учебниках России» констатирует, что ни в одном учебнике по российской истории ХХ в. не упоминается о событиях "Хрустальной ночи". Из 18 учебников по новейшей истории зарубежных стран, рекомендованных и допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях России в 2013/14 учебном году, информация о "Хрустальной ночи" есть только в шести. Причем даже в этих учебниках отсутствует "человеческое измерение истории" (с. 151-152).

Весомый вклад в изучение многочисленных попыток ев

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком