научная статья по теме В ПОИСКАХ ТЕОРИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПАМЯТИ А.С. АХИЕЗЕРА (СОСТ. А.П. ДАВЫДОВ). М.: НОВЫЙ ХРОНОГРАФ, 2009, 400 С Философия

Текст научной статьи на тему «В ПОИСКАХ ТЕОРИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПАМЯТИ А.С. АХИЕЗЕРА (СОСТ. А.П. ДАВЫДОВ). М.: НОВЫЙ ХРОНОГРАФ, 2009, 400 С»

открывает новые перспективы философски углубленного исследования человека. Как это ни парадоксально, она придает такому исследованию большую объективность, ибо учитывает жизненную реальность человеческого мира через обращение к его жизненным смыслам. Это

новая глава в истории методологии социального анализа. И как бы ни относиться к ее концептуальным инновациям, рецензируемую книгу о ней стоит читать.

Р.А. Счастливцев

В поисках теории российской цивилизации. Памяти А.С. Ахиезера (сост. А.П. Давыдов). М.: Новый хронограф, 2009, 400 с.

Эта книга - заметное событие. Не только потому, что, при всем разнотемье и разностильнос-ти представленных статей, она, что называется, "держит" читателя, не отпускает.

Чем это обусловлено? Прежде всего кругом авторов1, каждый из которых - не только титульная фигура в конкретной области отечественной философии, социологии, истории, но и яркая личность со своей позицией и мировоззренческим горизонтом. И предметом, их объединившим, - творческим наследием Александра Самойловича Ахиезера (1929-2007), автора практически единственной в российской социальной философии и историософии рациональной модели динамики российского общества. Модели не его будущего - от таких концепций, похоже, уже все устали - а объясняющей историю и обладающей прогностическими возможностями.

В книге, за редчайшим исключением, нет традиционных в таких случаях воспоминаний, фактов из жизни дорогого товарища, учителя, коллеги. Это книга-спор, книга-приглашение к дискуссии, а главное - к пониманию и осмыслению цивилизационного потенциала России, который, помимо прочего, формируется на основе работы ума и души ведущих мыслителей. Да и сама эта книга - именно такая работа и есть!

Предваряющее сборник предисловие А.П.Давыдова содержит аналитический обзор помещенных в нем статей. Полнота этого обзора дополняется акцентировкой важнейших моментов в позиции каждого автора. Задача данной рецензии несколько иная - дать обзор уже не по авторам, а по основным (ключевым, узловым) темам, ими поднятым и рассмотренным.

Авторы сборника отдали дань традиционным проблемам российской исторической реальнос-

1 А.П. Давыдов, А.В. Дмитриев, В.М. Ме-жуев, И.Г. Михайлова, Ю.С. Пивоваров, В.Л. Рабоинович, Е.Б. Рашковский, В.М. Розин, В.Г. Федотова, В.Г. Хорос, В.А. Ядов, И.Г. Яко-венко, А.Л. Янов, Е.Н. Яркова.

ти. Но прежде всего их интересует обидная судьба российских реформ, попыток инновационного развития (в этом плане выделяются статьи А.Л. Янова и В.Г. Хороса). И это не дань политической моде. Необходимость инновационного (вариант - не экстенсивного, а интенсивного) развития постоянно присутствует в российской повестке дня, периодически обостряясь до крайней необходимости, когда открывается очередной реальный шанс скатывания отечества на обочину цивилизации. Попытки Ивана III ввести в экономический оборот церковные земли, реформы М.М. Сперанского, Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина и др. или заканчивались ничем, или приводили к существенно иному результату. В принципе, укладываются в эту типологию и такие на первый взгляд преобразования, как реформы Петра I и советский эксперимент, результаты которых в исторической перспективе приводили страну к надрыву. В чем причины исторических неудач России? Что необходимо для выхода из порочной цикличности на путь развития, а то и выхода к цивилизационному фронтиру? Простой констатации фактов и посыпания головы пеплом для решения задачи недостаточно. Давно пора не то что мерить Россию "общим аршином", но хотя бы пытаться понимать ее умом. И авторы сборника предпринимают такую попытку. И очень серьезную.

И они честно не проходят мимо вполне закономерного вопроса - а изучена ли вообще "институциональная матрица" России? Показательна в этой связи характеристика отечественной гуманитаристики советского периода, проскальзывающая в ряде статей сборника. И спектр такой характеристики достаточно широк: от стоической духоподъемности (В.М. Розин) до тусовочного снобизма (И.В. Кондаков). А.Л. Янов ставит диагноз - не вину, а беду, как следствие долгой изоляции от мировой гуманитарной науки - постоянное изобретение велосипедов, своего языка, позволяющего хоть как-то дистанцироваться от идеологической ангажиро-

открывает новые перспективы философски углубленного исследования человека. Как это ни парадоксально, она придает такому исследованию большую объективность, ибо учитывает жизненную реальность человеческого мира через обращение к его жизненным смыслам. Это

новая глава в истории методологии социального анализа. И как бы ни относиться к ее концептуальным инновациям, рецензируемую книгу о ней стоит читать.

Р.А. Счастливцев

В поисках теории российской цивилизации. Памяти А.С. Ахиезера (сост. А.П. Давыдов). М.: Новый хронограф, 2009, 400 с.

Эта книга - заметное событие. Не только потому, что, при всем разнотемье и разностильнос-ти представленных статей, она, что называется, "держит" читателя, не отпускает.

Чем это обусловлено? Прежде всего кругом авторов1, каждый из которых - не только титульная фигура в конкретной области отечественной философии, социологии, истории, но и яркая личность со своей позицией и мировоззренческим горизонтом. И предметом, их объединившим, - творческим наследием Александра Самойловича Ахиезера (1929-2007), автора практически единственной в российской социальной философии и историософии рациональной модели динамики российского общества. Модели не его будущего - от таких концепций, похоже, уже все устали - а объясняющей историю и обладающей прогностическими возможностями.

В книге, за редчайшим исключением, нет традиционных в таких случаях воспоминаний, фактов из жизни дорогого товарища, учителя, коллеги. Это книга-спор, книга-приглашение к дискуссии, а главное - к пониманию и осмыслению цивилизационного потенциала России, который, помимо прочего, формируется на основе работы ума и души ведущих мыслителей. Да и сама эта книга - именно такая работа и есть!

Предваряющее сборник предисловие А.П.Давыдова содержит аналитический обзор помещенных в нем статей. Полнота этого обзора дополняется акцентировкой важнейших моментов в позиции каждого автора. Задача данной рецензии несколько иная - дать обзор уже не по авторам, а по основным (ключевым, узловым) темам, ими поднятым и рассмотренным.

Авторы сборника отдали дань традиционным проблемам российской исторической реальнос-

1 А.П. Давыдов, А.В. Дмитриев, В.М. Ме-жуев, И.Г. Михайлова, Ю.С. Пивоваров, В.Л. Рабоинович, Е.Б. Рашковский, В.М. Розин, В.Г. Федотова, В.Г. Хорос, В.А. Ядов, И.Г. Яко-венко, А.Л. Янов, Е.Н. Яркова.

ти. Но прежде всего их интересует обидная судьба российских реформ, попыток инновационного развития (в этом плане выделяются статьи А.Л. Янова и В.Г. Хороса). И это не дань политической моде. Необходимость инновационного (вариант - не экстенсивного, а интенсивного) развития постоянно присутствует в российской повестке дня, периодически обостряясь до крайней необходимости, когда открывается очередной реальный шанс скатывания отечества на обочину цивилизации. Попытки Ивана III ввести в экономический оборот церковные земли, реформы М.М. Сперанского, Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина и др. или заканчивались ничем, или приводили к существенно иному результату. В принципе, укладываются в эту типологию и такие на первый взгляд преобразования, как реформы Петра I и советский эксперимент, результаты которых в исторической перспективе приводили страну к надрыву. В чем причины исторических неудач России? Что необходимо для выхода из порочной цикличности на путь развития, а то и выхода к цивилизационному фронтиру? Простой констатации фактов и посыпания головы пеплом для решения задачи недостаточно. Давно пора не то что мерить Россию "общим аршином", но хотя бы пытаться понимать ее умом. И авторы сборника предпринимают такую попытку. И очень серьезную.

И они честно не проходят мимо вполне закономерного вопроса - а изучена ли вообще "институциональная матрица" России? Показательна в этой связи характеристика отечественной гуманитаристики советского периода, проскальзывающая в ряде статей сборника. И спектр такой характеристики достаточно широк: от стоической духоподъемности (В.М. Розин) до тусовочного снобизма (И.В. Кондаков). А.Л. Янов ставит диагноз - не вину, а беду, как следствие долгой изоляции от мировой гуманитарной науки - постоянное изобретение велосипедов, своего языка, позволяющего хоть как-то дистанцироваться от идеологической ангажиро-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком