научная статья по теме V СЪЕЗД РПО: СИМПОЗИУМ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Психология

Текст научной статьи на тему «V СЪЕЗД РПО: СИМПОЗИУМ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2012, том 33, № 5, с. 108-110

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

V СЪЕЗД РПО: СИМПОЗИУМ "ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ"

В Москве 16 февраля 2012 года в рамках проведения V Съезда Российского психологического общества проходила работа симпозиума "Теории личности: духовно-нравственная направленность, становление идентичности, развитие личности". Соведущими и руководителями симпозиума выступили профессор Н.Я. Большунова (Новосибирский педагогический университет), профессора М.И. Воловикова и Н.Е. Харламенкова (Институт психологии РАН). На Симпозиуме обсуждались теоретические проблемы психологии личности, а также были представлены результаты конкретных исследований.

Н.Я. Большунова сделала доклад на тему "Характер в русской религиозной философии", дополнив теоретический анализ проблемы характера данными своего недавнего исследования, показавшего противоречивость представлений современной молодежи о необходимых человеку чертах характера - в историческом прошлом, в настоящем и "идеальных". В докладе говорилось о том, что проблема подлинности человека, цельности его характера особенно глубоко сформулирована в христианском учении о человеке, где утверждается, что чем больше человек отчужден от Бога, тем меньше в нем представлено духовное начало, объединяющее все стороны личности, и тем больше человек отчужден от себя самого. Хотя категория характера почти не встречается в православных источниках, его определение можно найти в трудах русских религиозных психологов и педагогов - Зеньковского, Франка, Бердяева. Был сделан вывод о том, что в православном понимании характер представляет собой уникальную устойчивую форму существования индивидуальности в единстве и целостности ее телесных, душевных и духовных составляющих. Это единство проявляется в отношениях человека к миру, к самому себе и осуществляется в поступках, составляющих его жизненный путь и образ жизни человека.

М.И. Воловикова (Москва) сделала доклад на тему: «О "советских" теориях личности», основ-

ной идеей которого послужила мысль об особенном пути отечественных теорий личности. Хотя сам термин "теории личности" в психологической науке советского периода не использовался, особая специфика воззрений на личность определялась несколькими факторами: относительной изолированностью в тот период отечественной психологии от мировой, вынужденным (или искренним) следованием марксизму в сочетании с неискоренимой, сохраняемой в менталитете, "российской" устремленностью к высшим ценностям, к идеалу. Подробно были представлены взгляды на личность С.Л. Рубинштейна, а также та "теория личности", которую можно вывести из анализа наследия Т.А. Флоренской. Докладчик говорила о том, что все "теории личности" советской эпохи, выдержавшие испытание "новым временем" (переход от обязательного марксизма к периоду полной идеологической неопределенности), сходятся в утверждении необходимости благоговения перед свободой нравственного выбора личности. На эту свободу, дарованную человеку Творцом, никто (даже психолог и даже из "благих побуждений") не может покушаться.

Н.Е. Харламенкова (Москва) в докладе "Уровни компенсации личности" сформулировала проблему компенсации личности, выделив компенсаторные механизмы осознаваемого и бессознательного уровней. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования компенсации неудачи в реализации стремления личности к автономии в подростковом возрасте, а также определены конкретные осознаваемые и бессознательные компенсаторные механизмы при разных условиях развития подростковой автономии.

С.А. Барсукова (Пенза) представила доклад на тему: "К постановке проблемы феноменологии совести в психологии личности", в котором говорилось о принципиальной сложности самого понятия "совесть", но также подчеркивалась необходимость изучения данного явления в психологии. Реальность, скрытая за этим понятием,

V СЪЕЗД РПО: СИМПОЗИУМ "ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ... 109

таинственна и неуловима, однако потребность в его более целостном освоении, раскрытии его онтологического содержания и сущностного смысла становится все более актуальной. Анализ зарубежных источников позволил автору выделить два основных подхода к пониманию механизмов проявления совести: морально-адаптационный, или социоцентрический, и нравственно-реализационный, или антропоцентрический. Делается вывод о том, что работы современных отечественных исследователей основываются преимущественно на антропоцентрическом подходе в понимании действия совести, связанном с приоритетом чувств.

А.В. Шувалов (Москва) в докладе "Топография человеческой субъективности" представил свою авторскую концепцию понимания данного понятия. Исходным пунктом послужило утверждение, что человек - это существо деятельное, способное к созиданию и осознанным преобразованиям; он также существо сознательное, способное принимать осмысленные решения и отдавать себе отчет в сделанном, и существо общественное, укорененное в сложной системе связей и отношений с другими людьми. Целостную картину помогают представить области пересечения таких понятий, как "сущностные силы человека" (субъектность, рефлексивность, совестливость), способы воплощения этих сил (самость, свобода, любовь), характеристики нормального развития и существования (продуктивность жизнедеятельности, осмысленное отношение к жизни, нравственное достоинство), условия и критерии психологического здоровья (самообладание, самобытность, самоодоление). Таким путем можно выделить основные образы бытия человека: бытие в качестве субъекта, индивидуальности и личности. В целом, по мысли автора, речь идет об условиях обретения человеком полноты своего бытия.

Л.И. Габдулина (Ростов-на-Дону) посвятила доклад теме "Отношение к смерти - его детерминанты и проявления". Результаты проведенного ею эмпирического исследования показали, что наибольшая выраженность страха смерти и та-натической тревоги характерна для лиц среднего возраста, а самая низкая - для молодых людей. Пожилые сильнее, чем в других сравниваемых группах, испытывают беспокойство от необратимости хода времени. У юношей все эти аспекты отношения к смерти выражены заметно слабее.

А.М. Борисова (Москва) сделала доклад на тему: "О мировоззренческой функции праздника". Подчеркивалось, что на основе мировоззрения человек выстраивает иерархию своих потребно-

стей и мотивов и поддерживает, развивая, эту систему в течение всей жизни. Результаты анализа отношения к празднику позволяют рассматривать вопросы, связанные с мировоззрением личности, в тесной связи с мировоззренческой функцией праздника. Содержательно мировоззренческая функция праздника раскрывается через отношение к святыне, природе, социальной реальности, самому себе и времени. На примере проведенного эмпирического исследования отношения к новому празднику (4 ноября - День народного единства) показано, что, когда праздник по своему содержанию соответствует мировоззренческим взглядам личности, он принимается ею; если же он вступает в противоречие с мировоззренческой позицией, у человека возникает внутренний протест, нежелание мириться с нововведением. В заключении сделан вывод о необходимости проведения подготовительной работы при введении нового праздника.

Темой доклада И.В. Запесоцкой (Курск) была "Структура субъектности в онтогенетическом аспекте". В результате теоретического и эмпирического изучения структуры субъектности и ее развития в онтогенезе были выделены атрибутивные характеристики субъекта, поставлена и эмпирически исследована проблема динамики субъектности в критические и стабильные периоды жизни в разных группах респондентов, в том числе при алкогольной аддикции.

Н.А. Маркина и Т.В. Галкина (Москва) представили доклад на тему "Взаимосвязь рефлексии и креативных возможностей личности". Была поставлена проблема активации креативности под влиянием рефлексии; сопоставлены рефлексия и рефлексивность, определены рефлексивные механизмы креативности. Наряду с общими результатами представлены данные о вариациях сопряженности рефлексии и креативности.

Е.Л. Аликина (Пермь) сделала доклад на тему: "Изучение особенностей познания матерями индивидуальности детей", где были представлены результаты завершенного исследования особенно стей познания матерями индивидуальности ребенка в связи с количеством детей в семье, а именно: какие качества выбирает мать из целого комплекса индивидуальных свойств в каждом своем ребенке в процессе познания их индивидуальности, а какие остаются за пределами познания индивидуальности. Исследование проводилось на выборке женщин, имеющих одного, двух или более детей не старше 18 лет и проживающих в границах одного административного поселения. Показано, что существует общее поле познания

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 33 № 5 2012

110

ВОЛОВИКОВА и др.

индивидуальности детей для всех трех групп респондентов, представленное характеристиками индивидного уровня индивидуальности (здоровье, внешность), и характеристиками, отражающими ее психологические особенности (черты характера и интересы). Хотя данные категории индивидуальности оказались наиболее значимыми для матерей всех трех групп, у многодетных матерей эмоциональная окрашенность познания возрастает.

На симпозиуме были также представлены материалы тех авторов, которые в силу разных причин не смогли участвовать в самих заседаниях. Это доклады О.Е. Серовой (Москва) "Понятие личности в трудах мыслителей славянофильского направления"; М.А. Гайдукевич (Республика Беларусь, Минск) "Специфика символической функции сознания"; Г.А. Глотовой (Москва) "Отношение к случайности как копинг и диспозиция"; Э.В. Галажинского (Томск) "Системно-антропологический подход в психологии: культурно-исторический базис и прикладные возможности" и ряд других. Ознакомиться с тезисами докладов можно в опубликованных научных материалах V Съезда Российского психологического общества1.

В конце заседания состоялась дискуссия, в которой приняли участие психологи из разных

1 Опубликовано на http://www.ipras.ru/cntnt/rus/t

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком