научная статья по теме В.В. НАУМКИН. ОСТРОВА АРХИПЕЛАГА СОКОТРА (ЭКСПЕДИЦИИ 1974-2010 ГГ.). М.: ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2012. 528 С., ИЛ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «В.В. НАУМКИН. ОСТРОВА АРХИПЕЛАГА СОКОТРА (ЭКСПЕДИЦИИ 1974-2010 ГГ.). М.: ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2012. 528 С., ИЛ»

РЕЦЕНЗИИ

В.В. НАУМКИН. ОСТРОВА АРХИПЕЛАГА СОКОТРА (ЭКСПЕДИЦИИ 1974-2010 гг.). М.: Языки славянской культуры. 2012. 528 с., ил.

© 2013 М. А. РОДИОНОВ

В монографии подводятся итоги сорокалетних исследований, которые автор ведет с 1974 г. на Сокотре и других островах архипелага, расположенного между Восточной Африкой и Южной Аравией. Уже первая его книга о Сокотре, вышедшая в 1970-х гг., привлекла многих читателей, мечтавших обрести свой далекий остров, подобно таким литературным героям, как Хайй Зу Йакзан из средневековой повести араба Ибн Туфейля, Андренио из романа испанца Бальтасара Грасиана или известный любому подростку Робинзон Крузо из эпопеи англичанина Даниеля Дефо.

Второй раз В.В. Наумкин посетил Сокотру в 1976 г., но понадобилось еще несколько лет, чтобы давний интерес отечественной науки к научным разысканиям в Южной Аравии (заявленный Русским Географическим обществом в середине XIX в.) получил организационное оформление. В 1982 г., по инициативе арабиста П.А. Грязневича, была создана Советско-Йеменская комплексная экспедиция Академии наук СССР, объединившая ученых разного профиля - историков и археологов, геоморфологов и ботаников, антропологов, лингвистов и этнографов. Она воспитала талантливых йеменских специалистов и создала российскую школу изучения Южной Аравии. Исследования на островах архипелага Сокотры возглавил В.В. Наумкин, его группа приступила к работе в 1983 г.

Полевые разыскания на острове притягательны для любого ученого, ведь острова имеют четкие границы, защищающие их культурную самобытность: эндемики характерны не только для островной фауны и флоры, но и для традиционного уклада островитян. Рецензируемая книга существенно углубляет наши представления об историко-этнографических ареалах или культурном пространстве этноса. Особенно потому, что рассматриваемый в ней этнос вопреки мощному воздействию арабского языка не утратил родную речь. "Многие пласты общесемитской лексики в сокотрийском сохранили свое если не начальное, то изменившееся в меньшей степени, чем в других живых семитских языках, содержание", замечает автор (с. 239). Сохранение первоначальных смыслов в изолированных ареалах может быть распространено и на некоторые составляющие соционормативной культуры и материальные технологии. Похоже, что это такое же специфическое для островных ареалов качество, как выделяемые биологами гигантизм и карликовость.

Книга начинается с характеристики сокотрийской природы: ее почв (красноземы), рельефов (плоскогорья, холмы, трещиноватые граниты, карстовые пещеры), обдуваемых муссонными ветрами, ее растений (драцены, акации, агавы, благовонные бурзеровые деревья, дающие ладан разных сортов, мирровое дерево, дикий апельсин, гибискус). Из 825 видов местных растений 37% не встречаются больше нигде (с. 28). Зато эндемичных млекопитающих здесь почти нет, сокотрийские эндемики это - птицы, пресмыкающиеся, насекомые (среди них вредоносные пауки, укус которых, как верят сокотрийцы, убивает верблюда, гигантские сколопендры и ядовитые скорпионы, особые оводы, которых панически боятся пастухи) и разнообразные моллюски. Человеческая деятельность, отмечает автор, - главная угроза хрупкому равновесию островного мира (с. 32-33).

Разделы, посвященные прошлому Сокотры - от глубокой древности до конца колониальной эпохи, - убеждают читателей, что классические нарративные источники порой менее информативны, чем данные археологии, физической антропологии, лингвистики, фольклора. Если первобытные люди, как выяснили российские ученые, появились на острове в эпоху олдована, не

позднее 1.4 млн лет назад, то предки современных сокотрийцев, носители праюжноаравийского языка, прибыли сюда из Южной Аравии только в начале 1-го тыс. до н.э.(с. 490-492). Интересно, что давнее переселение с материка отразилось в представлениях сокотрийских горцев о культурном прошлом. От племенных старейшин В.В. Наумкин слышал легенду о том, что их далекие предки были изгнаны на этот остров из земного рая, помещавшегося где-то на севере (с. 75).

О гигантизме в материальной культуре острова свидетельствуют остатки мегалитических сооружений и погребения под большими каменными саркофагами, ждущие своего исследователя. Позже, по мнению В.В. Наумкина и археолога А.В. Седова, главным центром острова могло быть городище Хажря, обследованное ими в 1985 г. (с. 170-178) и детально изученное российскими археологами во главе с Ю.А. Виноградовым в 2006, 2008-2010 гг. (с. 188-219). В 2010 г. на городище Кош (крайний запад Сокотры) была обнаружена керамика, типологически сходная с керамикой порта Каны на побережье Аравии; вероятно, это поселение было связано с международной торговлей II-V вв. (с. 226). Какое-то время Сокотра находилась в подчинении Хадрамаута, существовавшего в Аравии как отдельное государство до IV в. н.э., но влияние южноаравийской цивилизации на Сокотру, равно как на Махру и Дофар, было номинальным. О широких международных связях Сокотры, торговавшей алоэ, благовониями, камедью драконова дерева и панцирями гигантских черепах, свидетельствует эпиграфический материал, выявленный бельгийскими спелеологами в карстовой пещере Хок в 2001-2002 гг. Там между I в. до н.э. и VI в. н.э. чужеземные мореплаватели оставили сотни надписей на индийском брахми, южноаравийском, эфиопском, греческом, пальмирском и бактрийском языках. Корпус из примерно 250 текстов и рисунков стал одним из главных источников по торговле в бассейне Индийского океана в первых веках новой эры. Коллективный труд, всесторонне освещающий этот источник, появился через полгода после выхода в свет рецензируемой книги [Foreign Sailors, 2012], но основные его выводы учтены В.В. Наумкиным, опирающимся также на результаты собственного посещения пещеры Хок.

Сокотра издавна воспринималась путешественниками как остров духов и легенд (легендарная жар-птица Феникс, белые черепахи и т.д.), колдунов и колдуний, управляющих ветрами и бурями. Стойко сохраняющиеся местные верования дополнялись религиозными представлениями колонистов, знакомивших сокотрийцев с пантеонами своих богов, а позже с единобожием ав-раамических религий - иудаизма, христианства (вероятно, несторианского толка: так интерпретируют функцию общественного здания IX в. на Хажря-4 российские археологи [Виноградов, 2012, с. 112-115]), а также ислама.

В эпоху Великих географических открытий остров использовали португальские мореплаватели на пути в Индию; в 1886 г. Великобритания подписала с махрийским вождем Али ибн Абдаллахом Бин Африром, носившим титул "султана Сокотры и Кишна", договор о дружбе. О превратностях судоходства близ Сокотры читатели газет узнали после громких кораблекрушений - в 1887 г. немецкого парохода "Одер", через десять лет британского судна "Аден", но, несмотря на ненадежность коммуникаций, британские власти пытались наладить экспорт сокот-рийского алоэ и камеди драконова дерева, а также организовать местное пчеловодство [Social and economic affairs..., 1993, p. 736]. В британских архивах сохранились свидетельства о том, что в 1943 г. правительство Великобритании секретно обсуждало возможность использовать этот "обширный и слабонаселенный остров" для эмиграции европейских евреев, но государственный секретарь по делам колоний счел, что "такой шаг будет иметь чудовищные последствия для отношений не только с султаном и его народом, но и с туземными правителями и народами всего Аденского протектората" и "более чем столетний труд по налаживанию добрых отношений с народами Южной Аравии, особенно с теми, кто проживает по соседству с Аденом, пойдет прахом" [Social and economic affairs., 1993, p. 737-738]. Заметим, что еще в 1939 г. за несколько месяцев до начала Второй мировой войны, султан ал-Касири из Хадрамаута подписал обращение, опровергавшее слухи о том, что в качестве места для еврейской эмиграции англичане выбрали Хадрамаут [Rodionov, 2006, p. 133-134].

В книге подчеркивается, насколько сложна проблема антропогенеза островитян: "Можно предположить три вероятных фактора формирования антропологического типа современных сокотрийцев: 1) наличие древнего субстрата неизвестного пока происхождения, возможно связанного с Южной Аравией и проявляющегося в наибольшей степени в горных районах острова; 2) проникновение новых мигрантов, оседавших в основном на побережье, и смешение их с местным населением; 3) влияние изоляции и эндогамии, создававшее предпосылки для выработки черт своеобразия типа. Любое антропологическое исследование предполагает поиски путей для

раскрытия картины взаимодействия названных факторов" (с. 81). Сравнение данных, собранных на Сокотре российской экспедицией, с характеристиками некоторых групп населения Азии и Африки подтверждает высказанные соображения. Для более конкретной картины необходимы дальнейшие усилия по сбору палеоантропологического материала. Однако уже полученный материал приобретает особое значение для расовой классификации при сопоставлении его с новыми данными генетики. Бицентризм, т.е. теория двух центров расообразования - западного и восточного, - считает антрополог А.Г. Козинцев, "не выдержал испытания временем, зато гипотеза древнего экваториального моста между двумя тропическими регионами мира (Африка и Южная Пацифика) оказалась более жизнеспособной", тем более что "ведущие специалисты по дерматоглифике и одонтологии интерпретировали южноаравийские материалы с точки зрения теории южного экваториального пояса" [Козинцев, 2013, с. 67].

Характеристики соционормативной культуры сокотрийцев и культуры жизнеобеспечения, данные в книге, представляют особый интерес для этнографа, особенно записи 1974 и 1976 гг. и результаты полевых сезонов 1983-1987 гг. у скотоводов внутренних районов острова. "Учитывая, что именно эти скотоводческие племена являются носителями наиболее традиционных форм социальной и экономической жизни, а также хранителями древней культуры, обрядов и обычаев, устного и песенного фольклора, они и были главным объектом наших исследований", - замечает В.В. Наумкин (с. 229). В разделе "Времена года, откочевки и пространственная ориентация скотоводов"

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком