О.Л. МАЛЫШЕВА
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и социологии Казанского государственного
*
технологического университета
ВАХХАБИЗМ КАК ВЫЗОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ
Мир ислама охватывает около миллиарда человек. В 40 странах мусульмане составляют большинство населения, в 30 - его значительную часть. В России проживают 20 млн. мусульман. К тому же после распада СССР РФ получила в наследство на южных границах целый ряд исламских соседей: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан.
В последнее время в исламе все активнее заявляет о себе фундаментализм, наиболее политизированным и опасным течением которого является ваххабизм. Впрочем, приверженцы этого течения предпочитают называть себя «салафитами», «Ахль хадис», «муваххидун» - «последователями единобожия». Салафиты (от араб. «ас-салаф»-предки), апеллируя к праведным предкам (салафи-с-салихин), когда им это выгодно, но при этом отрицая мазхабы салафи-и-салихин, требуют возврата к «первоосновам», к истокам ислама. В фундаментализме все отчетливее заявляет о себе радикальный, наступательный фундаментализм, ставящий во главу угла принцип «джихада» с безбожным западным миром. Его сторонники считают, что западный путь развития не оправдал себя и полностью обанкротился, поэтому он должен быть отвергнут человечеством.
Символическим рубежом взаимоотношений Запада и Востока стал XVIII век. Тогда ослабление Османской империи привело к экономической, политической и культурной экспансии на мусульманский Восток. Ей противостояли различные религиозно-политические течения, в том числе и
* Малышева Ольга Леонидовна, e-mail: Ollgatuz@rambler.ru
ваххабизм, получивший свое название от имени основателя движения Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба.
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб родился в 1699 г. в области Неджд. В 1713 г. в поисках работы он прибыл в Басру. Здесь он познакомился с трудами Ибн Таймии, призывавшего вернуться к раннему исламу. Ибн Абд-аль-Ваххаб, продолжая дело Ибн Таймии, пишет книгу «Китаб ат-Таухид» («Книга
единобожия»). Получив поддержку эмира области Дар,ия Мухаммада ибн Сауда, Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб приобрел необходимый политический ресурс и объявил себя кади, т. е. мусульманским судьей. Вслед за Ибн Таймии Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб призывал отказаться от мазхабов (мазхаб -школа шариатского права), руководствоваться только Кораном и хадисами. Ведь мазхабов во времена Пророка не было, значит, в борьбе за чистоту первоначального ислама они являются недозволенным новшеством. Он объявил, что «двери иджтихада» открыты и каждый может из Корана и хадисов выводить собственное суждение. Выступивших против всего этого алимов (ученых) суннитов он назвал кяфирами. Противостояние взглядам Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба стоило дорого: несогласных убивали, их имущество расхищали. Под страхом смерти многие арабы подчинились Мухаммаду ибн Сауду и Мухаммаду ибн Абд-аль-Ваххабу. Ваххабизм стал знаменем борьбы за политическое объединение Аравии под властью рода Аали Сауд. К началу XIX в. ваххабизм перешагнул границы Аравии, завоевывая себе сторонников в других регионах мусульманского мира.
Сегодня знамя ваххабизма крепко держат в своих руках Мухаммад Ибн Джамиль Зину, Богаутдин Мухаммад, шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками и др. Их книги растиражированы и распространяются в России и за ее пределами. Разногласия с традиционным исламом касаются как догматики, так и религиозного ритуала.
- Источниками вероучения ислама являются Коран и хадисы, систематизированные ахабами (благородными сподвижниками Пророка). Ваххабиты отвергают мазхабы, а хадисы свободно трактуют в зависимости от
ситуации. Между тем Пророк говорил: «Мои сподвижники как звезды, за кем из них вы последуете, не заблудитесь». Речь шла о последовательно возглавлявших Арабский халифат халифах Абу Бакре ас-Сиддике, Умаре ибн аль-Хаттабе, Усмане, Али ибн Абу Талибе. Хазрат Абу Ханифа, основываясь на священных аятах, хадисах, словах сподвижников Пророка, первым упорядочил религиозные знания, создав мазхаб ханафи. Тогда же образовались мазхабы малики, шафии и ханбали. Все эти 4 мазхаба считаются священными для суннитов.
- Ваххабиты выступают против поклонения святым и святым местам, считая это идолопоклонством: «Тот, кто поклоняется и взывает к кому-то, помимо Аллаха, является язычником»1. В XIX в. они даже осквернили величайшую святыню ислама - черный камень, вделанный в стену Каабы. По арабским преданиям, храм Кааба был построен на том месте, где некогда находился храм Адама - первый храм на Земле. Это место было указано первопредку северных арабов Исмаилу ангелом Джибрилом. Он и руководил строительством, витая над землей на плоском белоснежном камне. Со временем камень почернел от прикосновений грешников, но от этого не потерял свое значение, обозначая место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы.
- Ваххабиты отрицают празднование Маулида - дня рождения пророка Мухаммеда. Маулид они считают христианским заимствованием, завышающим статус Пророка в глазах верующих. Действительно, Маулид стали отмечать спустя 300 лет после возникновения ислама. Но в отличие от христианского Рождества, Маулид приурочен ко дню смерти Пророка, которая в исламе трактуется как рождение для вечной жизни. Маулид не единственное нововведение, принятое после смерти Пророка. Например, михраб - углубление в стене мечети, указывающее направление на Каабу, появился во времена халифа Умара ибн Абд аль Азиза. Ваххабиты же, борясь
1 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры. М., 1992, с.23.
2 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Путь спасшейся группы и победоносной общины. Шарг-Гарб, 1996,с.91.
за чистоту ислама, отвергают всякое нововведение после Пророка. Но сам пророк Мухаммед говорил, что не противоречащее исламу - разрешено.
- Идеологи ваххабизма отвергают чтение Корана над умершими мусульманами, утверждая, что «Коран - для живых, а не для мертвых»1. Однако в хадисе Пророка говорится: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы (Он его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают
Л
вопросы» . Аш-Шафии также настаивал: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана, а если Коран прочтут полностью,
Л
будет прекрасно» .
- Вызывает отпор представителей традиционного ислама и утверждение Мухаммеда ибн Джамиля Зину о «возвышенности Аллаха на своем троне»4. Они считают само рассуждение «о местонахождении Аллаха» неправомерным, так как Аллах существует вне пространства и времени. Так, имам Агзам в книге «Аль-фикх аль-акбар» писал: «Аллах существовал вечно, и не было места. Он существовал до сотворения созданий». И далее: «Кто описывает Аллаха Всевышнего в смысле пребывания над или под чем-то, совершает неверие»5.
- Ваххабиты крайне агрессивно относятся ко всем, кто не разделяет их воззрений. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб говорил: «Кто не вошел в наше общество, тот - кяфир». Его последователи называют себя «спасшейся группой», единственной из мусульманской уммы, кто обретет спасение. Источником этого убеждения является хадис, в котором говорится, что Мухаммед предвидел разделение уммы на 73 группы, напомнив, что только одна из них войдет в рай. Этой-то единственно спасшейся группой и объявляют себя ваххабиты. Однако суннитские богословы опровергают эту убежденность, приводя другой хадис, по которому Пророк настаивал: «Оставляю вам мою Сунну и Сунну моих праведных халифов, ухватитесь за них зубами. И бойтесь
1 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Путь спасшейся группы и победоносной общины, с. 106.
2 Сады праведных из слов господина посланников. Составитель: Имам Мухий - Д - Дин Абу- Навави. М., 2001, с.438.
3 Там же.
4 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры, с.15.
5 Валиулла хазрат Ягъкуб Бидгад или лжепоклонство, с.21[Электронный ресурс]:Режим доступа: [http://www.vahhabizm.ru ].
вводить новшества, так как любое новшество ведет к заблуждению»1. Следовательно, только мусульмане, живущие по Сунне Пророка, будут спасены. А это представители наиболее многочисленного течения в исламе -сунниты, которыми представлены мусульмане России. О неприятии Мухаммедом появившихся значительно позднее приверженцев Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, говорит и отказ Пророка помолиться за область Неджд, так как «оттуда выйдет рог шайтана». Тем не менее ваххабиты настаивают на своей исключительности. Несогласных с их убеждениями разрешено преследовать, отнимать имущество, наконец, убивать. Впрочем, формирование поляризованного менталитета «мы - они» характерно для деструктивных культов, которые усиленно эксплуатируют психологическую потребность человека в присоединении к группе со стабильной системой ориентации, к тому же обещающей спасение.
- Главной составляющей ваххабизма является джихад, который трактуется буквально как война за веру. Следует вспомнить, что почти 13 лет Мухаммед выступал с проповедью мира и ненасилия. Вынужденная хиджра мусульман из Мекки в Ясриб (будущая Медина) поставила их в сложное положение. Жители Ясриба приютили мусульман, но гостеприимство не может продолжаться вечно. Когда социально-экономические проблемы сделали обстановку взрывоопасной, Мухаммед получил откровение, разрешающее войну. Первоначально война разрешалась только переселенцам из Мекки, подвергшимся преследованиям за веру. Око - за око - примерно так учил Мухаммед: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих»2. Постепенно джихад стал рассматриваться как война за веру и ради веры: «И сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах - слышащий, знающий»3. Таких аятов в Коране множество. Но Мухаммед не был столь прямолинеен в определении джихада только как священной войны за веру. Сохранилось предание о том, как
1 Валиулла хазрат Ягъкуб Бидгад или лжепоклонство. Казань, 2010, с. 2. [Электронный ресурс]:Режим доступа: [ http://www.vahhabizm.ru ].
2 Коран. 2:186
3 Коран. 2:245.
однажды Пророк встретил воинов, вернувшихся из похода, словами: «Вы вернулись с ма
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.