научная статья по теме ВАНДАЛЫ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВАНДАЛЫ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / HISTORY OF RUSSIA

УДК 947

ALEXANDER IVANOVICH USACHEV

postgraduate of the History Department, Moscow State University.

347204, Russian Federation, Rostovskaya obl, Morozovskiyjr-n, kh.Voznesenskiyj, ul. Koljcevaya, d. 16

E-mail: au1963@mail.ru

Vandals and Ancient Russia

The article concerns the problem of the ethnic origin of the ancient Russes in general and the Azov Russes in particular. There is historical relationship between the Vandals and the eastern Slavs. The author suggests that the name «Russ» is connected to the Swedish word «ryssja» and that the historical homeland of «Russes» was in the lands around the Kattegat Straits. The author produces the tribal name «Ross / Russ» from the Old High German word «Ros» («Rider»); based on this, he hypothesizes that this nickname originally belonged to the Vandals - by virtue of their military specialization (warrior-riders). A fundamentally new is the assumption that the history of the Vandal-Alan Union did not end with the defeat of the Vandal Kingdom and that the most battleworthy part of the Vandals and Alans could make the transition to the North Caucasus and then to the Azov steppes. According to the author's hypothesis, the Vandal-Alan Union could be continued in Azov Russia.

Key words: Ancient Russia, ethno genesis of the ancient Russes, genesis of the ancient Russian state, Germanic and Slavic tribes of the 1st millennium AD, the Vandals, Rurik.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ УСАЧЕВ

Аспирант исторического факультета Московского государственного университета.

347204, Россия, Ростовская обл, Морозовский р-н, х. Вознесенский, ул. Кольцевая, д. 16 тел.: 86384-35465, e-mail: au1963@mail.ru

Статья затрагивает проблему этнического происхождения древних русов в целом и приазовских русов в частности. В ней прослеживается историческая связь вандальского этноса с восточнославянским миром. По версии автора, наименование «Русь» связано со шведским словом «ryssja», из чего строится предположение, что исторической прародиной «Руси» являлись земли вокруг пролива Каттегат. Производя племенное наименование «росы/ русы» от древневерхненемецкого слова Ros («всадник»), автор выдвигает гипотезу, что данное прозвище первоначально принадлежало вандалам - в силу их военной специализации (воины-всадники). Принципиально новым является предположение, что история вандало-аланского союза не закончилась с разгромом Вандальского королевства, и что наиболее боеспособная часть вандалов и аланов могла совершить переход на Северный Кавказ, а затем и в приазовские степи. По гипотезе автора, вандало-аланское образование имело продолжение в Руси Приазовской.

Ключевые слова: Древняя Русь - этногенез древних руссов - генезис древнерусского государства - германские и славянские племена I тысячелетия н.э. - вандалы - Рюрик.

Вандалы и Древняя Русь

В историографии, посвященной проблеме происхождения Древней Руси, пожалуй, нет более значимого вопроса, чем определение этнической принадлежности русов. По этому поводу было высказано немало различных гипотез, версий, догадок. Родину русов искали среди скандинавских народов, восточнославянских племен, южно-балтийских германцев и славян, готов, аланов, хазар. Но в стороне от этого поиска оказался народ, исторический путь которого, как выясним далее, коснулся всех выше названных народов. Речь идет о вандалах.

«На необходимость тщательного и подробного исследования о Вандалах, о судьбах их в Испании и в Африке», при решении проблемы происхождения славян и русов указывал русский ученый В.И. Ламанский [1, с. 206]. Но еще до него В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» неоднократно отмечал давнюю связь Руси с «Вандалией» [2, с. 108, 225-226, 244, 289, 307, 340-341, 366]. Более того, согласно Татищеву, многие ранние европейские авторы считали вандалов и русов одним народом: «Северные, норвежские, датские и шведские писатели Руссию Винулями (т.е. вандалами1. - Авт.) и Венедами восточными именуют...» [2, с. 340].

Немецкий дипломат С. Герберштейн, посетивший Московию в начале XVI в., утверждал, что вандалы в прошлом «имели общие с русскими язык, обычаи и веру...» [4, с. 60]. А в «Баварской хронике императоров» (XIII в.) при повествовании о монгольском нашествии река Днепр («Neper») почему-то названа «Вандальской рекой»: «При тех королях колено Хамово вторглось и завладело многими местностями сыновей Сима, а также Иафета в Азии и в Европе: в Азии - Вавилонией, в Европе - всей землей от реки, которая называется Непер, Вандальская река, говорят, которая течет под Киве, вплоть до Дуная и Вислы» [5, с. 394].

Тождественность вандалов и росов в истории можно проследить и на других примерах. Так, стало уже традицией связывать наименование балтийского побережья в Упланде (центральная часть Швеции) - «Roslagen» с народом россов [6, с. 163-164; 7, с. 47-58; 8, с. 60-65]. Но в Упланде также проживали и вандалы: об этом говорит название одного из его церковных приходов - «Kirchspiel Vendel» [9, с. 1].

Более чем столетнее пребывание вандалов в Северной Африке любопытным образом отразилось на топонимике

края. Она существенно пополнилась названиями с корневой основой на рус (романоязычная передача этнонима «рос»): «^ивагив, Rusicade, Rusquniae, Russadir, Rusuccuru и т.д.» [10, р. 436]. Тот же этноним встречается и на прориси, инкрустированной серебром надписи, снятой с гирьки из Карфагена времен пребывания там вандалов: <^ЛБ1 HЛRI» и <^» на обратной стороне [11, с. 1024]. В латинском прочтении данная надпись могла звучать как: <^ЛБ1 (и) HЛRI» - <^(И) L(audabiles)» («Русы и Хуры - славные, достойные похвалы люди»). С большой долей вероятности можно предполагать, что перед нами племенные наименования («Русы» и «Хуры»2), и что эти наименования в Северной Африке относились к вандалам и аланам.

На монетах Вандальского королевства присутствует изображение взнузданной головы и шеи коня [11, с. 1025]3. Не является ли это ключом к разгадке загадочного этнонима «рос»? Ведь вандалы считались хорошими всадниками. Согласно Прокопию Кесарийскому (VI в.), «они не могли точно метать ни дротики, ни стрелы, не умели они идти в бой пешим строем, но были лишь всадниками...» [15, с. 199] (яркий образ вандальского всадника запечатлен на мозаике из Карфагена [11, с. 1026]). Тезис о всадническом сословии вандалов частично подтверждается археологическими данными [16, с. 64-65]. Древневерхненемецкое же слово (h)ros переводится как "конь, всадник, конник" [17, с. 764]. Поэтому у нас есть основания считать, что этноним "рос" возник как отражение военнопрофессиональной стороны занятий вандалов (о происхождении термина «Русь» см. ниже).

Летописный отрывок, размещенный в Бертинских анналах (IX в.) под 839 г., повествует о неких людях, представившихся при дворе франкского императора Людовика Благочестивого (778-840 гг.) народом у которого

был собственный князь по имени «Chacanus». Росы были узнаны императором не сразу, а лишь после того, как он, тщательно изучив причину их прибытия, «узнал, что они из народа свеонов» [18, С. 10-11]. Вдумчивое прочтение источника позволяет сделать вывод, что в рассказе речь идет не о самих шведах, а о выходцах из них, этническую принадлежность которых к тому времени было уже нелегко распознать. Вандалы же, как известно, тоже являлись выходцами с территории Швеции.

Отрывок, извлеченный из «Жития архиепископа Георгия», свидетельствующий о набеге росов на византийское побережье в районе Амастриды (В.Г. Васильевский датирует это событие приблизительно 841 г.), привлекает внимание следующей характеристикой росов - «этот губительный и на деле, и по имени народ» [19, с. 64]. Такое определение вполне могло относиться к вандалам, поскольку с их именем с давних пор принято связывать разрушительные, варварские по своей сути поступки и деяния (ср. с терминами «вандал» и «вандализм» [10, р. 58-64]).

«Повесть временных лет» однозначно относит племя «русь» к северогерманским, «варяжским» народам: «Афе-тово же колено и то: Варязи, Свеи, Оурмане, Готе, Русь, Агляне...» [20, стб. 4]. В другом месте летописи читаем: «Идоша за море к Варягом, к Руси. Сице бо звахуть ты Ва-рягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Оурмани, Аньгляне, инеи и Готе, тако и си» [20, стб. 4]. Надо сказать, что оба сообщения довольно точно копируют перечень скандинавских стран, размещенный в разделе «Европа» на одной из скандинавских географических карт (ок. 1250 г.). Есть в этом перечне и «Русия»: «Норвегия, Гаутланд, Сви-тьод, Русия» [21, с. 105-108]. Примечательно также то, что английский хронист Матвей Парижский (XIII в.) в своей хронике «Цветы истории», говоря под 836 г. о набегах викингов, в числе северогерманских народов на месте русов называет вандалов: «послал всемогущий Бог толпы свирепых

язычников: Датчан, Норвежцев, Готов и Шведов, Вандалов и Фризов, целые 230 лет они опустошали грешную Англию от одного морского берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни женщин, ни детей» [22, с. 14].

Опираясь на содержание первого летописного фрагмента «ПВЛ», мы можем прийти к заключению, что племя «русь» когда-то располагалось между Гаутландией (юго-запад Швеции)4 и областью расселения англов на юге полуострова Ютландия [23, с. 201]5, т.е. там, где первоначально находились исконные земли вандалов6. Тем самым определяется территориально-этническая характеристика изначальной Руси на Балтийском побережье. Расположение же этих земель вокруг пролива Каттегат, конфигурация которого напоминает собой рыбацкую самоловку (не исключено, что название «Каттегат» содержит в себе тот же смысл7) дает нам право на выдвижение собственной версии происхождения термина «русь».

Как известно, среди историков-русистов относительно этого вопроса уже давно господствует гипотеза, согласно которой наименование «русь» производится от финского названия шведов ruotsi, хотя проблематичность такой связи отмечается целым рядом авторов [28, с. 100; 29, с. 286; 30, С. 58-59, 62; 8, с. 179-185]. Но термин «русь» может быть сопоставим с другим, фонетически более созвучным, шведским словом ryssja - «в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком