научная статья по теме ВАНДЕЙСКОЕ ВОССТАНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕПУТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНВЕНТА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВАНДЕЙСКОЕ ВОССТАНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕПУТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНВЕНТА»

© 2014 г.

И.Д. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

ВАНДЕЙСКОЕ ВОССТАНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕПУТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНВЕНТА

1793 год стал переломным в истории Французской революции. Восстания в департаментах, внешняя угроза и сложная внутриполитическая обстановка фактически поставили под угрозу судьбу Первой республики. Едва ли не самым опасным в этой ситуации было восстание в западных областях страны. В марте за оружие взялись жители Вандеи. Вопрос о причинах волнений до сих пор остается дискуссионным. Особый менталитет крестьян и их приверженность традициям, стремление защитить своих священников и недовольство реформой церкви, в результате которой кюре, как и все остальные чиновники, должны были приносить клятву Конституции, сложная экономическая ситуация, противостояние города и деревни, возмущение принудительным набором в армию и административно-территориальной реформой - таков круг вопросов, почти 200 лет исследуемых историками. На современном этапе исследователи склоняются к тому, что только комплекс всех указанных причин может объяснить возникновение "Военной Вандеи"1, и этот интегративный подход представляется вполне обоснованным.

События в Ванде развивались стремительно. Весной восставшие одержали несколько побед, однако к концу июня им пришлось отступить, так как на помощь республиканским войскам были брошены лучшие силы. Поражение вандейцев в битве при Нанте стало ключевым этапом войны. Последующая их попытка прорваться в северо-западном направлении в надежде получить помощь от англичан не увенчалась успехом. В декабре они были разгромлены. К началу 1794 г. Вандея больше не представляла опасности, тем не менее боевые действия не закончились. Национальный Конвент одобрил план, впоследствии воплощенный генералом Л. Тюрро, согласно которому предполагалось уничтожить все места в этой части страны, где восставшие могли найти убежище или помощь. Республиканская армия, разделенная на несколько групп, так называемых "адских колонн", буквально стерла Вандею с лица земли. События первой половины 1794 г. некоторые историки потом назовут геноцидом, другие считают подобную точку зрения весьма спорной2. Несомненно одно: масштаб разрушений и жертв после прохода "адских колонн" по территории Вандеи был огромен. Его невозможно оценить и по сей день3. Катастрофа оказала настолько сильное влияние на вандейцев, что стала неотъемлемым элементом местной самоидентификации4.

Рождественский Илья Дмитриевич - аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

1 Huguet J. Un cœur d'étoffe rouge: France et Vendée 1793: Le mythe et l'histoire. Paris, 1985; Secher R. La génocide Franco-français: la Vendée-Vengé. Paris, 1986; Martin J.-Cl. La Vendée et la France. Paris, 1987; Gérard A. Pourquoi la Vendée. Paris, 1990; Sédillot R. Le coût de la Terreur. Paris, 1990; Clénet L.-M. La Contre-Révolution. Paris, 1992; Мягкова Е.М. Необъяснимая Вандея: сельский мир на западе Франции в XVII-XVIII веках. М., 2006.

2 Secher R. Op. cit., p. 293-295.

3 Наиболее вероятной представляется цифра в 140-190 тыс. погибших. См. Hussenet J. Comment dénombrer les morts de la Vendée. - La Vendée après la Terreur, la reconstruction. Actes du Colloque tenu à La Roche-Sur-Yon les 25, 26 et 26 avril 1996. Saint-Amand-Montrond, 1997, p. 237-246.

4 Martin J.-Cl. La Vendée de la mémoire, 1800-1980. Paris, 1989, p. 227-228.

Если исходить из военной логики, план уничтожения Вандеи был лишен смысла, ведь мятежники уже не представляли особой опасности. Попытки исследователей дать то или иное объяснение действиям республиканцев не убедительны, так как основываются либо на общих представлениях о революционной жестокости, либо на логике самого Террора. Почти никто не принимает во внимание особую систему взглядов республиканцев, лежавшую в основе их решений. Кроме того, фактически ни один из историков не ответил на вопрос, почему именно Вандею предали огню и мечу, в то время как другие мятежи были подавлены куда менее жестоко.

Представляется, что для революционеров, воспринимавших мир через призму определенной образной системы, вандейцы были сосредоточием, символом зла, и их требовалось уничтожить во что бы то ни стало. Речь идет об особом мировоззрении, практически не изученном.

В данной статье предпринимается попытка проанализировать эту систему мышления и, воспользовавшись инструментарием антропологической истории5, показать, каков был образ Вандеи в представлении республиканцев и почему он стал причиной одобрения Национальным Конвентом плана генерала Тюрро.

Кого увидели республиканцы, когда впервые столкнулись с вандейцами? "Вдали от всех событий и от борьбы они были миролюбивы и уважали закон. Плоды революции достались им без потрясений. Плохие деревенские дороги, простота сельской жизни, уроки, полученные в детстве, и религиозные символы открыли их души для множества суеверий, которые при существующем положении вещей никакое просвещение не могло ни уничтожить, ни изменить. Их религия стала для них единственной основой мировоззрения", - так в 1791 г. описывали вандейцев комиссары Ж. Галуа и А. Жансонне в своем докладе Законодательному собранию6. Спустя два года жители западных департаментов характеризуются уже как недалекие и суеверные мятежники, возможно, не очень умные, зато агрессивные, безжалостные, сильные, нападавшие внезапно и столь же внезапно исчезавшие7. При этом простые участники восстания (их в текстах источников называют разбойниками - brigands8) воспринимались республиканцами как пешки: они были безвольны, ими руководили дворяне, а еще в большей степени священники9. По мнению депутатов Конвента, кюре всегда были влиятельны в Вандее, а воспротивившись реформе церкви, лишь укрепили свои позиции и узурпировали культ: "Перед тем как неприсягнувших священников заменили,

5 Burke P. What is Cultural History? Cambridge, 2004, p. 30-48, 49-51, 57-73; Гуревич А.Я. История в человеческом измерении. - Новое литературное обозрение, 2005, № 75.

6 Цит. по: Kléber en Vendée (1793-1794), documents publiés pour la Société d'histoire contemporaine, par H. Baguenier-Desormeaux. Paris, 1907, p. 49.

7 См. Archives parlementaires de 1787 à 1860 : recueil complet des débats législatifs et politiques des Chambres françaises (далее - AP), t. 52-98. Paris, 1898-1994; t. 61, p. 12. Письмо администрации департамента Атлантическая Луара, 31 марта 1793 г.; t. 62, p. 113. Письмо комиссара Конвента Ж.-Л. Кара, 15 апреля 1793 г.; t. 64, p. 219-220. Доклад Б. Барера от имени Комитета общественного спасения, 6 мая 1793 г.; t. 72, p. 285-286. Письмо представителя народа при Брестской армии Л. Тюрро, 17 августа 1793 г.; t. 92, p. 316. Выступление члена Комитета общественного просвещения А. Тибодо, 1 июля 1794 г.; t. 95, p. 119. Письмо общества коммуны Машекуль в Конвент, 15 августа 1794 г.

8 Слово "разбойник" широко использовалось в политическом языке того времени для обозначения любых нарушителей закона или, если посмотреть шире, любых противников существующего порядка - от участников крестьянских восстаний до врагов Республики в Ля Рошели. См: Brunot F. Histoire de la langue française des origines a 1900, t. 9. Paris, 1927, part. 2, p. 866, 879, 992; RousseauxX. Rebelles ou brigands? La "guerre des paysans" dans les départements "belges" (octobre - décembre 1798). - Cahiers d'histoire, 2005, № 94-95.

9 AP, t. 65, p. 409. Выступление депутата Ж.-П. Бриссо, 27 апреля 1793 г.; t. 67, p. 315-317. Проект прокламации Конвента, 24 июня 1793 г.; t. 91, p. 643. Выступление депутата М. Вадье, 15 июня 1794 г.; t. 92, p. 227-228. Выступление генерала Л. Тюрро, 27 июня 1794 г. См. также: доклад комиссаров от 12 ноября 1791 года. - Réimpression de l'ancien Moniteur, t. 10 - 26. Paris, 1862-1863; t. 10, p. 348.

наиболее экзальтированные из них успели воспользоваться всей своей властью над духовной жизнью прихода, чтобы напугать верующих. Они объявили, что таинства, которые будут осуществлять их преемники, лишены какой-либо ценности"10. Заметим, что недовольство введением гражданского устройства духовенства было едва ли не повсеместным (и Конвент об этом знал), но в случае с Вандеей трепетное отношение к религии явилось одной из причин мятежа11. Фактически, как считали республиканцы, священники приводили свою паству в состояние крайней экзальтации и "фанатизиро-вали" крестьян: "Вандейцы, опьяненные ядом фанатизма, покидали церкви лишь затем, чтобы преследовать противника, пренебрегая самыми страшными опасностями, уверенные в победе и в том, что после смерти они получат мученический венец"12. Религиозный фанатизм вандейцев, опьяняя и развращая народный дух, превратился в своего рода помешательство13. Дворянам на фоне всемогущих кюре отводилась более скромная роль14.

Вступив в союз, священники и дворяне замыслили уничтожить завоевания революции. "Орда разбойников, изрыгающая фанатизм, отравляет наши земли и стремится основать там свое логово, - утверждали в прокламации от 4 ноября 1793 г. представители народа Ж.Ф. ле Жён и Г. дю Роше. - Храбрые республиканцы, вы должны подняться и использовать все средства, которые находятся в вашем распоряжении, чтобы их уничтожить. Свобода и равенство в опасности, у вас есть долг, судьба заставляет вас его выполнить. Чего хотят эти монстры? Предать вас огню, восстановить Старый порядок и вместе с ним десятину, барщину, талью, габель, подати, право охоты, баналитет, все феодальные налоги, одним словом, все злоупотребления, от которых мы с таким трудом избавились"15. Поскольку мятежники не были склонны проявлять милосердие по отношению к своим противникам, конец Республики обещал быть кровавым. Революционеры обильно приводили в своих посланиях эпизоды зверств вандейцев. "Ярость этих монстров удвоилась, - говорилось в письме от 17 апреля 1793 г., направленном в Конвент членами коммуны департамента Вандея. - Они обрушили на старика град ударов палками. Его измученное тело было покрыто ранами, его кровь текла отовсюду, он был почти мертв. Но оставался верен своей клятве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»