научная статья по теме «ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» В СПАРТЕ И ОБЩЕГРЕЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» В СПАРТЕ И ОБЩЕГРЕЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»

tentatively reconstructed as follows: [---]xl [dawi]cil ista[minlav qiraaX ---] // [---]nil ak es eta[ma ---] // [--- fawcv]asod b[uk ---] // [---]rax[---] // [---]wxx[---], "--- erected within the family estate --- created/devoted. And these instructions --- whoever opposes them or ---". The inscription is the second one to have been found outside Lydia or adjacent maritime Greek towns. The find confirms Herodotus' account of rich and influential Lydians staying in Kelainai and possessing large estates there.

Keywords: Phrygia, Lydia, Lydian language, Lydian inscription, Kelainai (Celaenae), Herodotus.

* Institute of World History, ** University of Barcelona,

Russian Academy of Sciences; Spain

Moscow, Russia

Ausonius. Institut de recherche sur

l'Antiquité et le Moyen-Age, ignasi.adiego@gmail.com

CNRS, Bordeaux, France

ivantchik@u-bordeaux3.fr

© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 1, 27-37

С. Г. Карпюк

«ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» В СПАРТЕ И ОБЩЕГРЕЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ*

В статье рассматривается проблема датировки и интерпретации «великого землетрясения» в Спарте в середине 460-х годов до н.э. Автор отвергает «раннюю» датировку землетрясения, которая основана на неверной интерпретации сообщений Фукидида и Диодора. Очевидна связь между землетрясением465/464 г. и спартанской oliganthropia, однако степень влияния природной катастрофы - предмет дискуссии. «Великое землетрясение» в Спарте дало толчок кампании помощи одних греческих городов-государств другому полису. Помощь, оказанная Спарте Афинами, Эгиной, Платеями и другими полисами, была примером общегреческой сословной солидарности граждан, направленной против восстания зависимого населения (илотов). Первый случай международной «гуманитарной» помощи после природной катастрофы - это помощь, оказанная Родосу для ликвидации последствий землетрясения в конце III в. до н.э.

Ключевые слова: землетрясение, Спарта, Афины, илоты, Фукидид, хронология, полис, солидарность.

Гуманитарная помощь и разнообразные проявления солидарности с жертвами природных катастроф - обычное явление в современном мире. Помощь жертвам землетрясений принимает, как правило, общенациональный масштаб, а в случае катастроф исключительной разрушительности - и мировой. По-

Карпюк Сергей Георгиевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта

№ 13-01-00088 «Патриотизм и предательство в античном мире».

пробуем поискать античные корни подобных мероприятий: возможно, они позволят лучше продемонстрировать специфические особенности античного общества.

На первый взгляд, некое подобие гуманитарной помощи (понятно, в зачаточном состоянии) существовало и в античности. Можно сослаться на пример Родоса: после разрушительного землетрясения конца III в. до н.э. (227 или 219 г.) эллинистические цари и греческие полисы предоставили существенную помощь для восстановления Родоса. Полибия, который является основным источником наших сведений, можно, конечно, заподозрить в морализаторстве: историк особенно подчеркивает достойное поведение родосских послов, не забывая, впрочем, указать на выгодное географическое положение острова и его роль в средиземноморской торговле (Polyb. V. 88. 1-2, 4; 89. 3-4). Тем не менее сам факт подобной помощи бесспорен, он подтверждается и другими источниками.

Землетрясения в древней Греции случались часто, и древние, да и современные греки (как, к примеру, японцы) обращали на не очень сильные землетрясения мало внимания. Геродот с удивлением сообщал об отсутствии землетрясений в Северном Причерноморье на памяти живших там греков: «За чудо почитается, когда в Скифии случится землетрясение, летом ли или зимою» (IV. 28). Да и о многих катастрофах крупного масштаба не сохранилось никаких известий; сообщения древних авторов затрагивают, как правило, отдельные отрезки истории, связанные с войнами либо значимыми событиями в отдельных греческих полисах1.

Для анализа было выбрано одно из самых катастрофических стихийных бедствий классического периода, которое привело к большому числу человеческих жертв и огромным разрушениям: «великое землетрясение» (|éyaç aeia^ôç) в Спарте. Оно произошло в 460-е годы, и именно о нем Плутарх говорил как о «величайшем из зафиксированных (величайшем на людской памяти)» (цеу'ьсттои 8è tûv |vr||ôveuô|évœv) в Спарте (Plut. Cim. 16). Об этой природной катастрофе сохранилось достаточно много (по меркам дошедшей до нас античной традиции) сведений. Геродот не довел описание событий Греко-персидских войн до 460-х го-дов2, так что наиболее древними из сохранившихся источников являются комедия Аристофана «Лисистрата» и труд Фукидида. В поставленной в 411 г. «Лисистрате» упоминается «бледный» (ùxpôç) «выпрашивающий войско» в Афинах спартанский посланник Периклид, который был изображен как «умоляющий о защите» (ькетгс;) (Aristoph. Lys. 1139 sqq.).

Фукидид несколько раз в своей «Истории» упоминает землетрясение в Спарте; наиболее важное (хотя и не слишком развернутое) упоминание содержится в «Археологии»: «Лакедемоняне обещали помочь фасосцам, но им помешало случившееся землетрясение (SieiœXuôraav 8è ùto tôô yevô|évôu aeia|iôô), а в это время их илоты, а из периэков фуриаты и эфейцы восстали [удалившись] на Итому...» (I. 101. 2). Когда боевые действия против осажденных на горе Итоме илотов затянулись, спартанцы призвали на помощь своих союзников и даже афинян (Thuc. I. 102. 1). Уже во время Пелопоннесской войны платейцы напомнили спартанцам о

1 В своем исследовании я не затрагиваю хорошо изученную тему представлений греков о гневе богов как о причине землетрясений. Аристофан в «Лисистрате» виновником землетрясения в Спарте называл некоего бога (бео; ueiuv) (Arist. Lys.1137—1142). С точки зрения самих спартанцев (в передаче Фукидида), причиной землетрясения стал гнев Посейдона: спартанцы совершили святотатство, когда вывели из святилища этого бога умоляющих о защите илотов, а затем перебили их (Thuc. I. 128. 1).

2 Однако у Геродота есть сообщение о событии, последовавшем за землетрясением во время III Мессенской войны, - битве на Стеникларской равнине (Herod. IX. 64. 2).

событиях 460-х годов, когда платейцы «.. .послали на помощь третью часть своих граждан в ту именно пору, когда после землетрясения восстали илоты, бежавшие на Итому, и Спарта была объята сильнейшим страхом» (Thuc. III. 54. 5).

О помощи граждан Эгины спартанцам Фукидид упомянул дважды; в первый раз - описывая захват и заселение Эгины афинянами в самом начале Пелопоннесской войны: спартанцы предоставили изгнанным эгинцам для жительства Фирею и передали в их пользование поля за те благодеяния, которые оказали им эгинцы «во время землетрясения (ото tov aeia|iov) и восстания илотов» (II. 27. 2). Далее, описывая захват Фиреи афинянами, Фукидид почти дословно повторил данный пассаж: спартанцы облагодетельствовали эгинцев «в награду за услуги, оказанные последними во время землетрясения (ото tov aeia|iov) и восстания илотов» (IV. 56. 2). Стоит отметить, что ни комедиограф, ни историк не описали деталей землетрясения, полагая, что эта природная катастрофа была хорошо известна их слушателям либо читателям.

Об этом землетрясении достаточно подробно сообщает Диодор в «Исторической библиотеке» (XI. 63-64). Впрочем, современные исследователи практически единодушны в том, что в сообщении сицилийского историка I в. до н.э. о землетрясении в Спарте и восстании илотов много нестыковок (см. ниже). Павсания, прежде всего, интересовало восстание илотов: «Когда бог потряс землетрясением город лакедемонян, илоты отпали от них и укрепились в Итоме. И вот когда они отделились, лакедемоняне отправили послов с просьбой о помощи к разным государствам, в том числе и к афинянам» (Paus. I. 29. 8). «(5) Мессенцы отпали от лакедемонян в 79-ю олимпиаду, когда победил коринфянин Ксенофонт, а в Афинах архонтом был Архимед. ... (6) Против спартанцев. поднялся гнев Посейдона и бог разрушил весь город их до основания. В дополнение к этому несчастию те из илотов, которые прежде были мессенянами, восстали и ушли на гору Итому. Среди других вспомогательных войск, которые лакедемоняне призвали против них, был и Кимон, сын Мильтиада, бывший их проксеном в Афинах, и афинский военный отряд» (Paus. IV. 24. 5-6). Таким образом, Павсаний рисует следующую последовательность: 1) землетрясение; 2) восстание илотов; 3) спартанцы отправляют посольства за помощью; 4) прибытие контингентов других греческих полисов.

Достаточно много подробностей сообщает Плутарх. В жизнеописании Кимона херонейский биограф упоминает о пяти уцелевших домах (очевидно, в эпицентре землетрясения), о разрушении гимнасия, в котором были погребены упражнявшиеся там мальчики (Plut. Cim. 16. 5), а также сообщает о двух походах афинян под предводительством Кимона в помощь спартанцам (Plut. Cim. 16-17). Об этом землетрясении пишет и Элиан, также упоминая пять уцелевших домов (Var. hist. VI. 7). Мало нового дает сообщение Полиэна (I. 41. 3); некоторые любопытные детали содержат поздние схолии к Аристофану. Схолиаст к «Лисистрате» Аристофана настаивал, что была целая серия подземных толчков: «Землетрясения случались постоянно, в то время как случилась война [с илотами]» (aeia^oi yap auxvoi éyévovTO оте О тоХецод auveianqKei) (ad Lys. 1142).

Однако, несмотря на наличие разновременной информации, нам не известна даже точная дата «великого землетрясения»: современные исследователи выдвигают различные версии. Ключевое значение приобретает интерпретация аорист-ного причастия yev0|ievoç в фукидидовском пассаже. Часть ученых подчеркивают временное значение данного причастия и переводят его как «случившееся за некоторое время до этого» (имеется в виду, что землетрясение случилось за некото-

рое время до начала восстания илотов)3. В качестве вспомогательного аргумента используется свидетельство Диодора о «ранней» дате землетрясения, и, таким образом, реконструируется следующая хронологическая последовательность: землетрясение произошло в 469/468 г., а восстание илотов в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком