научная статья по теме ВЕНЕСУЭЛА:КАК МУЗЫКА СПАСАЕТ МОЛОДЕЖЬ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВЕНЕСУЭЛА:КАК МУЗЫКА СПАСАЕТ МОЛОДЕЖЬ»

КУЛЬТУРА

В.Р.Доценко

Венесуэла: как музыка спасает молодежь

Статья посвящена важному начинанию Венесуэлы по созданию системы социальной адаптации молодежи из беднейших районов страны через вовлечение ее в групповое музицирование. Начав осуществляться еще в 1970-х годах под руководством Хосе Антонио Абреу, эта программа со временем стала общеконтинентальной, а затем распространилась по многим странам мира. В настоящее время в Венесуэле имеется 70 детских и 150 юношеских симфонических оркестров во всех провинциях. Подобные оркестры есть в более чем 30 государствах мира.

Ключевые слова: социальная адаптация, система образования, симфонический оркестр.

Иберо-Америка начала второго тысячелетия представляет собой конгломерат неоднородных государств, значительно различающихся по социально-экономическому и культурному развитию. Процессы глобализации, сопровождающиеся стремительной технологической революцией, привели к модификации многих политико-экономических отношений и еще большему социальному расслоению населения. Несмотря на значительное повышение общего уровня жизни, социально-экономическое неравенство и бедность продолжают оставаться характерными чертами региона, в котором гетерогенность уровней развития и степени благосостояния очень за-метны1. Наибольший вред наносится молодым людям из маргинальных слоев общества, подвергающимся разнообразным социальным опасностям из-за невозможности получить образование, из-за безработицы, преступности, наркомании. Рынок труда для них закрыт, и одним из факторов их вытеснения с него является отсутствие необходимой сети социальных связей, негативно сказывающееся на процессе социализации молодежи2. В связи с этим встает проблема поиска и установления этих связей, т.е. погружения молодого человека в среду многообразных контактов — с партнерами по учебе, работе, по проведению досуга и другим способам взаимодействия с обществом, в результате которых должно происходить становление его личности.

Виталий Романович Доценко — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН (vitali.dotsenko@yandex.ru).

Государственные и общественные организации Иберо-Америки предпринимают различные меры по решению социальных проблем молодежи. Особое внимание направлено на ключевую сферу — сферу образования. Ведь образование наряду с его первостепенными задачами — обучение грамоте, овладение учащимися определенной суммой знаний в различных областях науки, культуры и искусства — является действенным средством воспитания человека в условиях неоднородной социальной среды. Широкую программу мероприятий в гуманитарных областях знаний осуществляет Организация ибероамериканских государств по образованию, науке и культуре (Organización de Estados Iberoamericanos para la Educación, La Ciencia y la Cultura, OEI) — международная правительственная организация, учрежденная для сотрудничества в контексте совместного развития, демократии и региональной интеграции. В нее входят 19 государств Латинской Америки, а также Андорра, Испания и Португалия. 18 мая 2008 г. на XVIII Ибероамериканской конференции министров образования стран — членов OEI в Сальвадоре было принято решение дать импульс коллективному проекту «Цели образования 2021: образование, которое мы хотим для поколения двухсотлетних»3. Проект появился в преддверии периода 2010-х годов, в течение которого большинство латиноамериканских стран будут отмечать 200-летние юбилеи завоевания независимости. Празднования, по мнению членов OEI, могут стать объединяющим фактором, побуждающим к стремлению вырастить новое поколение культурных и свободных граждан.

Значительная роль в достижении поставленных целей отводится музыкальному образованию. В этой области было предложено оригинальное решение, которое может стать примером новаторской трактовки роли музыкального искусства в качестве средства не только эстетического, но и социального воздействия. Речь идет о важном начинании Венесуэлы по созданию системы детских и юношеских симфонических оркестров, движущей силой которого стала идея социализации молодежи из беднейших районов путем вовлечения ее в групповое музицирование с целью спасения от опасностей маргинальной среды. Со временем эта система стала заметным социокультурным явлением.

Известно, что идеологические установки, шкала ценностей, даже личные привычки формируются в процессе совместного, группового, а значит социального общения — в коллективной деятельности. Молодые люди оказываются погруженными в социальную среду, в которой они получают знания через личное участие, а идеи и взгляды, усвоенные ими в процессе этого общения, становятся их собственными. Естественно, идейный уровень общения участников музыкального ансамбля, хора или оркестра резко отличается от среды уличной компании и поначалу может оказаться для новичка непривычным и даже чуждым. Однако, если этот новый мир покажется ему привлекательным, и он поверит в важность принадлежности к данной группе, альтернатива между угрозой изгнания или, напротив, возможность признания со стороны ее участников становится мощным стимулом для принятия им ценностей, привычек и форм существования этого сообщества, потребностью жить и действовать в согласии с его интересами. И несмотря на то, что в группу могут входить представители разных слоев общества, их начинает объединять общая идея. Если же эта группа

4 Латинская Америка, № 9

81

Хосе Антонио Абреу

достигает престижного положения, возможность принадлежать к ней обретает особую притягательность. Такова в общих чертах философская база социализации детей и юношей посредством артистической деятельности, положенная в основу проекта молодежных симфонических оркестров в Венесуэле.

Инициатором создания Национальной системы детских и юношеских симфонических оркестров Венесуэлы стал Хосе Антонио Абреу — композитор, пианист и дирижер, взваливший на себя неимоверный груз выполнения сверхзадачи по спасению своих юных соотечественников посредством приобщения их к высокому искусству музыки. Необыкновенные личные достоинства Абреу заставляют нас немного рассказать о его жизненном пути.

Абреу родился в 1939 г. в г. Валере. Музыке начал учиться в г. Баркисименто, а переехав в 1957 г. в столицу Венесуэлы Каракас, продолжил заниматься у известных венесуэльских музыкантов — Висенте Эмилио Сохо по композиции, Моизес Молей-ро — по фортепиано и Эвенсио Кастельянос — по классам органа и клавесина. В 1964 г. Абреу окончил Высшую школу музыки им. Хосе Анхеля Ламаса, затем прошел курс оркестрового дирижирования под руководством Умара Гонсало Кастельяноса и начал успешно выступать в качестве дирижера с венесуэльскими оркестрами. Уже в 1967 г. он был удостоен Национальной музыкальной премии, первой из длинной цепи наград, ожидающих его в будущем. Параллельно с занятиями музыкой Абреу сделал блестящую карьеру экономиста, получив ответственные посты исполнительного директора Центрального бюро по координации и планированию при президенте республики (Oficina Central de Coordinación y Planificación de la Presidencia de la República, Cordiplan) и консультанта Национального экономического совета.

Решительный поворот в характере деятельности Абреу совпал с прогрессивными изменениями в жизни страны, начавшимися с первым приходом к власти в 1974 г. социал-демократической партии Демократическое действие во главе с Карлосом Андресом Пересом. Переломным моментом для культуры и искусства Венесуэлы стал 1975 г., когда были учреждены образовательно-просветительские организации — Национальный совет по культуре (Consejo Nacional de la Cultura, CONAC) и Фонд культуры и искусств (Fundación para la Cultura y las Artes, FUNDARTE), приступившие к поискам новых решений в деле эстетического воспитания населения. Именно в это время и была официально поддержана оригинальная идея Абреу — помочь молодежи выбраться из нищеты и неуверенности при

помощи коллективного музицирования, а если смотреть шире, — открытия посредством музыки новых перспектив, способных привести к изменению социальной структуры в стране. По мнению музыканта, «до последних лет культура рассматривалась лишь как элитарный продукт, мир меньшинства для меньшинства. Я думаю, что большинство должно иметь доступ к искусству, к культуре, поскольку она формирует гуманистические общества. Искусство, религия и философия должны выполнять эту миссию, чтобы нейтрализовать насилие и интолерантность современного мира»4.

Чтобы оценить масштаб поставленной задачи, нужно понимать, что речь шла не об организации одиночного оркестрового коллектива — в подобном начинании не было бы ничего особенного. Идея заключалась в том, чтобы создать целую систему оркестров по всей Венесуэле, стране, обремененной множеством гораздо более актуальных и неотложных проблем. Стоит представить, какими средствами нужно было располагать для оснащения лишь одного коллектива такого рода — симфонического оркестра численностью хотя бы в 30—50 человек, для которого должны были быть найдены помещения, приобретены музыкальные инструменты, ноты, пюпитры; скольких специалистов нужно было привлечь для обучения детей, не говоря уже о самих детях, весьма далеких не только от классической музыки, но и от элементарных понятий о культуре. Тем не менее благодаря организаторскому таланту и самоотверженной преданности идее Абреу у детей и юношей из бедных районов появилась возможность войти в новый для них мир высокой культуры и гуманитарный знаний.

Так началась кропотливая работа Абреу поначалу с восемью, потом с одиннадцатью, а вскоре уже с несколькими десятками молодых людей (из Каракаса и других самых отсталых в экономическом отношении районов Венесуэлы, в частности, Маракату и Баркисименто), вошедших в первый состав Национального молодежного симфонического оркестра Венесуэлы. Сообщение газеты «El Nacional» о первом официальном концерте оркестра, состоявшемся 12 февраля 1975 г., вышло под заголовком: «Играть и бороться!», ставшим лозунгом юных музыкантов, с которым они начали учиться преодолевать трудности и побеждать. По прошествии лишь одного года существования оркестр под руково

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком