научная статья по теме ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ И «ДРЕВО ПРАВОСУДИЯ»: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ «УДЕРЖАННОМ ПРАВОСУДИИ» ПРИ СТАРОМ ПОРЯДКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ И «ДРЕВО ПРАВОСУДИЯ»: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ «УДЕРЖАННОМ ПРАВОСУДИИ» ПРИ СТАРОМ ПОРЯДКЕ»

ЛИКИ ПРАВОСУДИЯ

УДК 94(44).03:=03.133.1

П. Альвацци дель Фрате

ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ И «ДРЕВО ПРАВОСУДИЯ»: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ «УДЕРЖАННОМ ПРАВОСУДИИ»* ПРИ СТАРОМ ПОРЯДКЕ1

В статье анализируется функция «удержанного правосудия» во Франции при Старом порядке, которое король оставлял за собой, уступив и делегировав значительную часть своих полномочий сеньорам или должностным лицам. Французский юрист XVI в. Шарль де Фигон показал схему управления французским государством, используя образ древа, однако в своей схеме он не отразил реально существовавшей системы правосудия, а стремился подчеркнуть преимущества его организации в абсолютистском духе. Благодаря теории «удержанного правосудия», король как верховный судья мог законно изменять решения судов, использовать право на эвокацию и созыв экстраординарных комиссий, что часто использовалось в политических целях, становясь причиной недовольства и критики.

Ключевые слова: Франция, Старый порядок, правосудие, судебная система, государственные институты, абсолютизм, юридическая культура, образ древа.

Профессор Эммануэль Ле Руа Ладюри, без сомнения, если можно так выразиться, - историк «в полном смысле этого слова»,

* Термин «justice retenue» подразумевает право короля забрать дело на рассмотрение в суде вышестоящей инстанции, либо в суде, специально назначаемом королем. Существуют разные традиции перевода этого термина. Н.А. Хачатурян и С.К. Цатурова используют выражение «удержанное правосудие» (Цату-рова С.К. Священная миссия короля-судии, ее вершители и статус во Франции XIV-XV вв. // Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006, С. 78-95), руководствуясь буквальным значением глагола «retenir», в то время как правовед С.В. Боботов переводит его как «собственное правосудие» (Бобо-тов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994). Авторы перевода также предлагают в качестве варианта «изымаемое» правосудие, поскольку, не выпадая из семантического поля глагола «retenir», оно более точно отражает то, что король «активизирует» свое право на отправление правосудия, до этого переданного или уступленного им другим лицам (примеч. пер.).

1 Доклад был сделан на конференции в честь юбилея Э. Ле Руа Ладюри «Histoire, écologie et anthropologie: trois générations face à l'oeuvre de Emmanuel Le Roy Ladurie» (Paris, Fondation Singer-Polignac, 15-16 janvier 2010).

одаренный «эклектической» любознательностью. Его научные изыскания охватывают историю общества, культуры, экономики, политики, климата и окружающей среды. Было бы невозможно назвать все интересующие его области и не забыть о каких-нибудь важных аспектах его трудов. На первый взгляд, право не являлось одной из тем, которые Э. Ле Руа Ладюри изучал наиболее глубоко. Я сказал «на первый взгляд», так как на самом деле право и сведения из области права в его работах рассматриваются как существенная и глубокая часть «территории» историка. Можно вспомнить исследование «Системы кутюмов» в первом томе «Территории историка», в котором Э. Ле Руа Ладюри, опираясь на работы выдающегося историка права Ж. Ивера, рассматривает положения французских кутюмов по вопросу о разделе наследства.

Более того, в трудах Э. Ле Руа Ладюри доктрина, язык права и правовые институты используются в качестве исторических источников с той способностью к соединению знаний и разрушению границ между дисциплинами, которая свойственна только великим историкам. Таким образом, право получает возможность выйти из немного искусственной изоляции, в которой оно обычно находилось, чтобы обогатить инструментарий, которым пользуется для работы историк-исследователь.

Слишком четкое разделение между «историей» (имеется в виду история, написанная историками) и «историей права» (историей, написанной юристами) всегда вредит культуре и научным исследованиям. Это риск создать, с одной стороны, историков, которые мало интересуются правовыми вопросами, и, с другой стороны, юристов, мало заботящихся о том, чтобы вписать представления юридической науки в общий контекст социальной истории. Работы Э. Ле Руа Ладюри благодаря его живому интересу к праву и способности освоить его язык и базовые понятия, напротив, показывают нам возможность достичь гармонии между социальными, экономическими и правовыми аспектами в историческом исследовании.

* * *

Мы постараемся развить некоторые размышления о роли короля Франции в качестве верховного судьи, осуществляющего «удержанное правосудие» при Старом порядке. Основой для нашего размышления, главным образом, стала статья «Древо пра-

восудия: схема управления государством в XVI в.» 1985 г.2, обобщающие труды «L'État Royal» 1987 г.3, «Старый порядок» (в 2 томах) 1991 г. и «Сен-Симон или система двора» 1997 г.4

Созданный юристом XVI в. Шарлем де Фигоном красивый символический образ древа правосудия, которому Э. Ле Руа Ла-дюри уделил большое внимание в своих работах, может стать отправной точкой исследования5.

Труд Шарля де Фигона «Трактат об учреждениях и должностях управления, правосудия и финансов во Франции» был опубликован в Париже в 1579 г. издателем Гийомом Овре6. Образ древа, вокруг которого Шарль де Фигон выстраивает свой текст, был призван показать схему управления французским государством (ил. 1). Стоит напомнить, что термину «правосудие» приписывается очень широкое значение, включающее в себя одновременно суд, управление и финансы7.

Книга Фигона оригинальна, так как, по словам Э. Ле Руа Ла-дюри, он «построил схему государства, беспрецедентную в истории Франции этого и чуть более позднего времени», и «обращается к внутренним государственным структурам»8.

2 Le Roy Ladurie E. L'arbre de justice: un organigramme de l'État au XVIe siècle // Revue de la Bibliothèque Nationale. P., 1985. Vol. 5, № 18. P. 18-35.

3 Le Roy Ladurie E. L'État Royal de Louis XI à Henri IV (1460-1610). P., 1987 (в русском переводе: Ле Руа Ладюри Э. Королевская Франция (1460-1610) от Людовика XI до Генриха IV / Пер. с фр. Е.Н. Корендясова и В.А. Павлова. М., 2004. (Примеч. пер.)); Idem. L'Ancien Régime de Louis XIII à Louis XV, 16101770. P., 1991. 2 vol.

4 Idem. Saint-Simon ou le système de la cour. P., 1997 (avec la collaboration de J.-P. Fitou).

5 У нас очень мало информации о биографии Ш. Фигона - Cassan M. Figon, Charles de // Dictionnaire historique des juristes français / Dir. de P. Arabeyre, J.-L. Halpérin, J. Krynen. P., 2007. P. 330-331.

6 Discours des estats et offices, tant du gouvernement que de la justice et des finances de France, contenant une briefve description de l'auctorité, jurisdiction et cognoissance et de la charge particulière d'un chacun d'iceux, par Charles de Figon, conseiller du Roy et maistre ordinaire en la Chambre des Comptes seant à Montpeiller. P.: Guillaume Auvray, 1579 (Bibliothèque Nationale de France. 8.LF3.7). (Н.И. Алтухова предлагает другой перевод названия: «Размышления о сословиях и должностях, как управления, так и правосудия и финансов Франции» - Алтухова Н.И. Продажа должностей во Франции в свете «Инвентаря квитанций на должности» 1578 г. // Средние века. М., 2008. Вып. 69 (2). С. 59-76. (Примеч. пер.))

7 Ср.: Costa P. Iurisdictio: Semantica del potere politico nella pubblicistica medievale. Milan, 1969 и Caravale M. Ordinamenti giuridici dell'Europa medievale. Bologne, 1994. P. 524.

8 Le Roy Ladurie E. L'État royal. P. 334.

* * *

Использование образа дерева не было новым для XVI в., этот образ был обычным для юридической культуры и философии Средних веков. Начиная с древа Порфирия (Arbor porphyriana) в работе этого греческого философа III в. н.э. «Введение к "Категориям" Аристотеля» («Исагог»), которая была переведена на латынь Боэцием между V и VI вв., образ древа стал привычным повсюду в Европе. Очевидно, что он прекрасно воспроизводил диалектический метод, и этим можно объяснить распространение этого образа в Средние века.

Юристы-глоссаторы XI и XII вв. разработали теорию о дереве как символе метода, основанного на «делении» понятий (дистинк-циях, Distinctio) и на «подразделении» (Subdistinctio) принципов и правовых учреждений. Этот метод определял «роды» (Genus), чтобы подразделить их на ряды «видов» (Species), которым соответствовали ветви дерева. Это логическое движение заканчивалось самыми простыми видами (Species infima), т.е. наиболее простым принципом, который можно себе представить.

Средневековые юристы очень часто использовали дерево в формах древа юрисдикций (Arbor jurisdictionum), древа права (Arbor juris), древа родства (Arbor civilis et consanguinitatis), древа свойства (Arbor affinitatis), древа фьефов (Arbor Feudorum) и т.д. Но самое большое распространение благодаря итальянскому юристу XII в. Джованни Бассиано (по-латыни Bazianus)9 получило «древо исков» (Arbor actionum). Следует отметить, что в процессуальном праве система «делений», введенная «древом исков», оказалась особенно эффективной10.

В философии также была широко распространена идея древа науки (Arbor scientiae). На рубеже XIII и XIV вв. каталонский философ Раймонд Луллий (1232-1316) в своей работе «Древо науки» (Arbor scientiae, издана в Лионе в 1515 г. Франсуа Фраде-ном) разработал теорию образа дерева как описательной системы природной, человеческой и культурной действительности11. Луллий представил логический ряд деревьев: древо частиц (Arbor

9 Ср.: Gualazzini U. Bassiano, Giovanni // Dizionario biografico degli Italiani. Rome, 1965. Т. VII. P. 140-142.

10 Ср. с замечательным исследованием на эту тему: Errera A. Arbor actionum: Genere letterario e forma di classificazione delle azioni nella dottrina dei glossatori. Bologne, 1995.

11 Ср. также: Arbor scientiae: der Baum des Wissens von Ramon Lull: Akten des Internationalen Kongresses aus Anlass des 40-jährigen Jubiläums des Raimundus-

elementalis), древо растений (Arbor vegetalis), древо чувств (Arbor sensualis), древо представлений (Arbor imaginalis), древо человеческих качеств (Arbor humanalis), древо нравов (Arbor moralis), древо властей (Arbor imperialis), древо апостолов (Arbor apostocalis), древо небес (Arbor celestalis), древо ангелов (Arbor angelicalis), древо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком