научная статья по теме ВЕРНОСТЬ КОРОЛЕВЕ И ДОЛГ КАТОЛИКА: КРЕЩЕНИЕ МЭРИ БРАУН (1594 ГОД) С ПРИЛОЖЕНИЕМ "ПРОТОКОЛА ДОПРОСА ВИКОНТА МОНТЕГЮ" История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВЕРНОСТЬ КОРОЛЕВЕ И ДОЛГ КАТОЛИКА: КРЕЩЕНИЕ МЭРИ БРАУН (1594 ГОД) С ПРИЛОЖЕНИЕМ "ПРОТОКОЛА ДОПРОСА ВИКОНТА МОНТЕГЮ"»

ВЕРА И ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

А.Ю. Серегина

ВЕРНОСТЬ КОРОЛЕВЕ И ДОЛГ КАТОЛИКА: КРЕЩЕНИЕ МЭРИ БРАУН (1594 год)

с приложением "Протокола допроса виконта Монтегю"

XVI столетие стало для Англии, как и для всей Европы, периодом трансформации религиозной жизни, затронувшей все ее стороны, от высокой теологии до личных благочестивых практик и жизни приходских общин. В это время позднесредневеко-вая религиозная культура претерпела значительные изменения, причем данное утверждение верно не только по отношению к преобразованию традиционной католической религиозности в некую новую "протестантскую" культуру (или культуры), но и если речь идет о существенных изменениях в религиозной культуре тех англичан, кто относил себя к приверженцам "старой веры".

Вплоть до второй половины XVI в. религиозная жизнь англичан строилась преимущественно вокруг прихода и приходской церкви, дававшей возможность проявиться религиозному чувству (главным образом, через коллективное почитание Бога и его святых), а также местной солидарности и, шире, ощущению принадлежности к политической нации. Однако елизаветинское религиозное законодательство покончило с этим единством. Для тех подданных короны, кто склонялся к католицизму, приход с его англиканской службой перестал быть литургическим центром1. Вместо приходской церкви такими центрами, вокруг которых строилась как литургическая жизнь, так и личные благочестивые практики, стали дома католиков - сюда приходили католические священники, а если они оказывались недоступными из-за преследований или в силу иных причин, их отсутствие отчасти восполня-

1 Cm.: Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L., 1975; Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, c. 1400 - c. 1580. New Haven, 1992.

лось чтением книг (служебников, Библии и благочестивой литературы)2 и медиативными практиками (например, связанными с розарием)3. Соответственно перекраивались и личные благочестивые практики, в них все больше возрастала роль индивидуальных религиозных переживаний (в ущерб коллективному почитанию святого патрона).

Реформация существенно повлияла на роль прихода и приходской церкви в религиозной жизни англичан, по крайней мере тех, кто более или менее артикулированно выражал свою приверженность традиционной церкви и отождествлял себя с католичеством. Если до Реформации приход был одновременно местом (и средством) объединения локального сообщества, а также местом, где прихожане могли проявить свою политическую лояльность (или отсутствие таковой)4, то теперь (для католиков) соединение двух этих линий - религиозной и коммунальной - оказывалось затруднительным.

С приходом к власти в Англии Елизаветы I (1558-1603) официально признанное исповедание вновь изменилось. Страна стала протестантской, а подданным короны вменялось в обязанность не только признавать королеву главой церкви (это было обязательно для всех занимавших должности, учителей и духовенства), но и присутствовать на воскресных богослужениях в приходских (т.е. англиканских) церквах, а также раз в год причащаться (следуя англиканскому обряду)5.

Для тех англичан, которые придерживались католической веры, сложилась непростая ситуация. Требование присяги относительно королевской супрематии теоретически исключало их из политической жизни страны. Однако присягу можно было обойти: в тех случаях, когда к присяге одновременно приводилось

2 Walsham A. "Domme Preachers'? Post-Reformation English Catholicism and the Culture of Print" // Past and Present. 2000. Vol. 168. P. 72-123.

3 Dillon A. Praying by Number: The Confraternity of the Rosary and the English Catholic Community, c.1580-1700 // History. 2003. Vol. 88. P. 451-471.

4 См, например: Duffy E. Voices of Morebath: Reformation and Rebellion in an English Village. New Haven, 2002.

5 Парламентский статут 1559 г. обязал всех должностных лиц (включая членов Палаты Общин, мировых судей), духовенство и преподавателей приносить присягу королеве как главе Английской церкви (1 Eliz., c. 1; Statutes of the Realm (далее - SR). L., 1819. Vol. IV. P. 249-253; см. также SR, Vol. IV. P. 271-272 [1563]). Второй статут, принятый тем же парламентом, впервые установил штраф в размере 12 пенсов за непосещение приходской церкви в воскресенье или праздничный день (1 Eliz., c.2; SR. Vol. IV. P. 254-257). Впоследствии размер штрафа был увеличен до 20 фунтов (SR, Vol. IV. P. 656-658 [1581]).

несколько человек (как происходило, например, в Палате Общин в 1580-х годах и позднее), трудно было понять, произнес ли каждый присягу полностью, включая и фразу, отрицающую власть папы. Порой присягу просто не требовали, а на титулованную знать действие закона вообще не распространялось. Впрочем отношение к присяге у католиков было однозначным: принимать ее не следовало, так как в ней речь шла об отрицании власти папы как главы церкви (что прямо противоречит католическому учению); принятие присяги квалифицировалось как смертный грех (что, впрочем, не мешало католикам в него впадать время от времени - чтобы стать мировым судьей, быть избранным в парламент и т.п.).

Вопрос же о посещении приходских церквей был гораздо более запутанным. С одной стороны, речь шла о присутствии на еретической службе, но одновременно - и о законе страны, принятом парламентом. Таким образом, перед католиками вставала дилемма: должны ли они продемонстрировать свою верность короне и единство с местным сообществом (приходом) или же отвергнуть еретиков (общение с которыми было запрещено каноническим правом).

Уже в начале 1560-х годов самые "сознательные" католики задавались этим вопросом, адресовав его папе и Тридентскому собору. Собор и папа Пий IV постановили, что католики ни в коем случае не должны присутствовать на англиканской литургии. Однако это решение не было обнародовано (из-за вполне понятных опасений перед возможными политическими последствиями). И хотя отдельные католические проповедники и в 1560-1570-е годы высказывались в пользу практики recusancy (т.е. отказа от присутствия на англиканской литургии), большинство католиков не спешило демонстрировать отделение от "еретических" приходов6.

Каждое католическое семейство должно было искать собственный выход из того положения, в котором оказались английские католики после Реформации: присутствие на англиканской службе автоматически означало отделение от Вселенской католической церкви, схизму (если не ересь), по крайней мере именно так эту практику склонны были трактовать лидеры Английской миссии. С другой стороны, для правительства посещение подданными церкви оказывалось тестом на лояльность, пренебречь

6 Walsham A. Church Papists: Catholicism, Conformity and Confessional Polemic in Early Modern England. Woodbridge, 1999. P. 5-21.

которым было опасно; кроме того, сами католики (по крайней мере, в первое десятилетие царствования Елизаветы) отнюдь не стремились демонстративно отделиться от прочих подданных короны. Присутствие многих католиков на англиканских службах объясняется не только страхом перед гонениями, но и желанием продемонстрировать свою верность королеве и местному сообществу.

Позднее, в 1570-80-е годы, католикам оказывалось труднее придерживаться подобной практики, отчасти из-за жесткой позиции священников-миссионеров (при всех компромиссах официальное отношение Миссии к данному вопросу оставалось неизменным - идеалом поведения католиков провозглашалось recusancy). Сыграло свою роль и постепенное проникновение протестантизма в приходы, в результате чего отношения католиков с местным сообществом могли осложняться.

Тем не менее в течение долгого времени (на протяжении жизни нескольких поколений) главы католических семейств должны были принимать решение относительно того, как именно строить свои отношения с соседями, правительством, одновременно не отягощая слишком сильно свою совесть. Для глав дворянских семейств (и для титулованной знати) этот вопрос был, возможно, наиболее болезненным, так как полный отказ от посещения церкви стоил придворной и политической карьеры и лишал семью влияния и на местном уровне.

Как и многие их единоверцы, виконты Монтегю тоже были вынуждены выстраивать свои отношения с Римом и английской короной таким образом, чтобы сохранить свою религиозную идентичность и влияние семьи, используя все возможные средства (и не в последнюю очередь родственные и дружеские связи).

Данная статья представляет собой попытку проанализировать, каким образом трансформация религиозной культуры затронула эту католическую семью. Такое исследование позволит сформулировать вопросы, касающиеся характера постреформа-ционного католического сообщества в Англии.

В статье рассмотрен лишь один эпизод из истории семьи Монтегю, который, как мне представляется, весьма ярко высвечивает суть сложных взаимоотношений главы католического семейства с властями, соседями и родственниками и показывает, какие выборы ему приходилось делать, руководствуясь собственным религиозным чувством, конфессиональными ценностями в сочетании с представлениями о долге по отношению к монарху и семье, а также рассуждениями о выгоде и просто чувством самосохранения.

Род Монтегю был обязан своим возвышением монархам династии Тюдоров. Некий Роберт Браун, или ле Брен, представлял графство Камберленд в парламенте в середине XIV в. Его младший сын Энтони разбогател, занимаясь торговлей в Лондоне, и был возведен в рыцарское достоинство Ричардом II. Старший из его сыновей стал в 1439 г. мэром Лондона; о его младшем сыне Роберте ничего не известно. Однако именно его ветви рода суждено было возвыситься: его сын Томас Браун стал казначеем двора при Генрихе VI, а его внук Энтони Браун сделал блистательную карьеру при дворе первого Тюдора, Генриха VII, став сначала знаменосцем (1485), затем королевским телохранителем (1486) и одновременно получив рыцарское достоинство. Тогда же он был назначен смотрителем замка в Квинсборо, а в 1503 г. достиг зенита славы, заняв важный пост констебля в замке Кале (где он и умер в 1506 г.)7.

Его сын и наследник, по традиции получивший имя Энтони (1500-1548), укрепил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком