научная статья по теме Видный теоретик марксизма Философия

Текст научной статьи на тему «Видный теоретик марксизма»

Видный теоретик марксизма

Работы марксистских авторов после распада Советского Союза в нашей стране явно вышли из моды. Об этом можно только пожалеть, ибо отказ от изучения творчества К. Маркса и Ф. Энгельса и их лучших учеников как у нас в России, так и за рубежом способен лишь обеднить отечественную философию. Отказ от философии марксизма не только может, но наверняка обернется отказом и от важных достижений мировой философской мысли. Многие видные мыслители так еще близкого нам XX столетия справедливо подчеркивали, что марксизм если когда и устареет, то это случится очень нескоро. «Марксизм, - утверждал Ж.-П. Сартр, - далеко не исчерпал себя, он еще совсем юн, он едва только вышел из детского возраста, едва начал развиваться. Поэтому он остается философией нашего времени: его невозможно преодолеть, потому что еще не преодолены породившие его обстоятельства»1.

Рецензируемая книга профессора Г.Д. Чеснокова2 посвящена первому русскому марксисту Георгию Валентиновичу Плеханову. Надо признать, что исследований, посвященных этому исключительно образованному марксисту после его смерти (Плеханов умер в 1918 г. за границей, но прах его перевезен в Россию, где он и захоронен согласно его завещанию), появилось в нашей стране очень немного. Его творчество еще требует своего исследователя, а лучше сказать, исследователей. На этом фоне выход в свет пусть и небольшой по объему работы видного отечественного философа о Г.В. Плеханове - событие радостное. «Г.В. Плеханов, - пишет Г.Д. Чесноков, - один из наиболее ярких и талантливых деятелей русской социал-демократии, внесший весомый вклад в дело становления в России революционного пролетарского движения. Ему, как и остальным пяти редакторам марксистской газеты «Искра», принадлежит решающая заслуга в создании на II съезде РСДРП (1903 г.) первой марксистской рабочей партии в России» (с. 92).

В начале книги автор рассматривает вклад Г.В. Плеханова в распространение марксизма в России, ведь именно он первым начал в России борьбу с народниками, что для него было отнюдь не просто, ибо свою революционную борьбу с самодержавием Плеханов начинал как народоволец, но познакомившись позднее с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, решительно встал под знамена международного пролетарского движения, о чем он извещает П.Л. Лаврова в обращенном к последнему письме. «Мы спорили с народовольцами, - писал Плеханов, - в интересах их собственного дела и надеемся, что они согласятся с нами рано или поздно. Если же искренность наша будет заподозрена, если в нас увидят врагов, а не друзей, мы утешимся

1 Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1994, с. 36.

2 Чесноков Г.Д. Выдающийся русский теоретик и пропагандист марксизма: Монография. -РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2013. - 94 с.

М.: АНО

сознанием правоты своего дела. Убежденные марксисты, мы останемся верны девизу нашего учителя (имеется в виду К. Маркс. - Г.Ч.) и пойдем своей дорогой, предоставив людям говорить, что им вздумается»(с. 1617).

Современный отечественный читатель недостаточно хорошо знаком с полемикой Г.В. Плеханова с бернштенианцами, а тем более с русскими махистами. И в том, и в другом случае Плеханов показывает, сколь несовместимы взгляды основоположников марксизма со взглядами тех, кто, претендуя на право именовать себя учениками К. Маркса, в действительности ревизовал его учение.

Ф. Энгельс, выступая на могиле К. Маркса, отметил, что человечество обязано К. Марксу двумя великими открытиями: закона прибавочной стоимости и материалистической концепции истории. Г.В. Плеханов в полемике сначала с народниками, а позже еще и с Э. Бернштейном вскрыл научную несостоятельность их позиций именно в области политэкономии. Автор рецензируемой работы продемонстрировал это весьма убедительно.

Особенно удачным в работе Г.Д. Чеснокова мы считаем тот раздел его книги, в котором речь идет о материалистическом понимании истории (с. 61-91). Плеханов, пришедший к марксизму, переболев субъективно-идеалистическими воззрениями народничества, сумел раскрыть суть материалистической концепции истории так ярко, как, пожалуй это не удалось сделать никому другому из марксистских авторов, выступавших по данной непростой теоретической проблеме.

Г.В. Плеханов был глубоким знатоком истории русской общественной мысли. Он был прекрасно знаком с творчеством В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского и многих других видных отечественных мыслителей. Между тем эта сторона его творческой деятельности практически осталась неизвестной отечественному читателю. Хотелось бы пожелать, чтобы Г.Д. Чесноков, продолжая исследовать творчество Г.В. Плеханова, обратил внимание на этот вопрос. Убеждена, что рецензируемая книга вызовет неподдельный интерес у читателей.

А.Д. ТЫСЯЧИНА кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Института гуманитарных наук МГПУ

Тысячина Анна Дмитриевна, e-mail: adtysyatchina@yandex.ru

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком