научная статья по теме ВИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ: ПОЭЗИЯ О ПОЭЗИИ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ВИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ: ПОЭЗИЯ О ПОЭЗИИ»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2008, том 67, № 6, с. 17-23

ВИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ: ПОЭЗИЯ О ПОЭЗИИ

© 2008 г. Н. Я. Дьяконова

Статья представляет опыт проблемно-тематического обозрения стихотворных произведений Ворд-сворта, посвященных роли поэта и назначению поэзии - вопросу, еще недостаточно освещенному в научной литературе.

The essay gives a conceptual and thematic account of those Wordsworth's poetical works, which reflect upon the role of a poet and the meaning of poetry - an issue deserving further elucidation in contemporary scholarship.

Во все времена поэты испытывали потребность высказываться о предмете своих занятий. В Англии об этом писали уже в эпоху Возрождения (Шекспир, Спенсер), а в XVII-XVIII веках - поэты-философы (Мильтон и вслед за ним просветители), отстаивая диктатуру то разума, то чувства. Длинными стихотворными трактатами о поэзии наградили современников и потомков классицисты Драйден и Поп.

С истинным самозабвением обратились к этим проблемам великие романтики Англии. Сознавая себя учредителями новой поэтической эры, вступая в оппозицию принятому и закрепленному обычаем, они все, в большей или меньшей степени, отстаивали свои принципы путем ниспровержения старых: утверждение росло из отрицания.

Английские романтики не ограничивались теоретическими декларациями в прозе, хотя отдавали им должное [1, с. 261-278]: аналитическая мысль вырастала из поэзии - и перерастала ее. Достаточно вспомнить программные поэтические формулы Вильяма Блейка - его знаменитые афоризмы, звучащие как вопли души.

Такое сочетание характерно и для более поздних романтиков - Кольриджа, Вордсворта, а затем Шелли и Китса. Наряду с прозаическими, убедительно аргументированными определениями поэзии, все они в своих стихах изображают ее могущество: она царствует, потому что прекрасна [2, с. 172-174, 190-191]. Вместе со своими друзьями Сэмюэлем Тэйлором Кольриджем и Робертом Саути Вильям Вордсворт вошел в литературу как участник группы поэтов озерного края Англии ("лейкистов"). Особенно близок ему был Кольридж [3, c. 284-299]. Воплощением их дружбы стал сборник "Лирические баллады" (Lyrical Ballads, 1798), по общему мнению, положивший начало английскому романтизму.

"Лейкисты" видели в естественной красоте природы и людей, созревших под ее воздействием, основу художественного творчества. Но Кольридж посвятил себя философии поэзии и во-

площению ее в фантастических образах, складывающихся в миф, прежде всего в миф о становлении человека ("Сказание о старом мореходе") [4, с. 64-65]. Роберт Саути прославился живым разнообразием своих баллад. В метрических нововведениях, в приверженности народному творчеству Саути вторит "Лирическим балладам", но остается чужд их высокой духовности (поэтому, вероятно, его рецензия на этот сборник была мало дружелюбна).

Напротив, Вордсворт глубоко верил, что поэзия является "духом и квинтэссенцией познания" [1, с. 270], что она - вернейший путь к постижению истины и смысла человеческого существования: жизни в соответствии с законами морали, религии, служения ближнему. А сам поэт - прорицатель истины и наставник людей, призванный в беспощадно-суровых обстоятельствах современной действительности силою слова облегчать их страдания.

По убеждению Вордсворта, поэзия способна оказывать на читателя сильнейшее нравственное воздействие [1, с. 261], ибо она облагораживает человека, зовет его в мир красоты, причем красоты, скрытой в обыденности. Вместе с тем, обращаясь к случаям и ситуациям из повседневной жизни, поэт стремится "расцветить их красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде" и потому сделались бы интересными для читателя [1, с. 262]. Аналогичным образом в подлинно поэтическом произведении изображение простых и естественных чувств обычных людей может и должно вызвать сильнейшую эмоциональную реакцию, поскольку "истинная поэзия" представляет собой стихийное излияние сильных чувств [1, с. 263]. Именно поэтическое воплощение чувства "придает значение действиям и обстоятельствам, а не наоборот" [1, с. 264]. При этом непосредственное изображение ситуации или переживания, полагает Вордсворт, может и должно соединяться в поэтом 67 < 6 2008

зии с размышлениями общефилософского характера.

Путям осуществления этой задачи посвящено произведение, сопутствовавшее автору более сорока лет, поэма "Прелюдия, или развитие сознания поэта" (The Prelude, or the growth of a poet's mind). Начав работу над нею в 1798-1799 годы, написав основную часть в 1804-1805 годы, Ворд-сворт вплоть до 1839 г. не расставался с нею, дополнял, сокращал и правил ее, стремясь не просто сформулировать, но и дать возможность читателю ощутить, что такое поэтическое видение мира, его "неиссякаемая музыка" [5].

Обширная и подробная автобиографическая поэма построена так, чтобы раскрыть длительный процесс созревания поэта. Многие её эпизоды вдохновлены пылкой благодарностью героя-автора горам, лесам, водопадам, туманам, ветрам, позволившим ему пребывать в вечном общении с создавшим их Богом, с одухотворяемой им природой и тем самым спастись от злобы и эгоизма, на которые обречены люди, не вглядывающиеся в естественную красоту мира [6].

Под влиянием прекрасного душа сбрасывает покровы, навязанные ей бытом, и, "нагая, предстает перед Богом" [7, IV, 150-157]1. Прямой рассказ о созревании поэта сопровождается обобщающими размышлениями о том, что для воспитания поэтического склада ума едва ли меньше, чем природа, значат книги, несущие вечную мудрость и вечные образцы для подражания. Гомер, Ветхий Завет, Шекспир, Мильтон, народные баллады и песни, детские сказки - их поэтичность может передать только поэзия [8, р.113].

Восторженно описывая свои переживания, Вордсворт тут же переходит к резким отзывам о ложных премудростях рационалистической поэзии и в частности о тонкостях классицизма [9, p. 107-115]. Искусственность его отражает гнетущую пошлость земной жизни, противостоять которой может только "дух природы, красоты и стойкости, питающий истинную поэзию" (7, VII, 765-776). Раскрывая глубоко личный процесс своего творчества и его источники - природа и умудренные общением с нею простые люди, -Вордсворт противопоставляет их инстинктивную мудрость увлекательным, но ложным надеждам, пробужденным Французской революцией 1789 г.

Идеи Вордсворта обретают плоть и кровь, так как воплощены в образах, выражающих их новизну и смелость и потому глубоко врезающихся в сознание. Поэтичность мира одушевляет посвященные ей стихотворные строки, возвышается в них до подлинного, т.е. не нарочитого искусства,

1 Здесь и далее при ссылке на издание [7] римской цифрой обозначается номер песни ("книги"), арабской - номера строк.

близкого природным началам, - и находит его в стихах о сельских тружениках.

Вордсворт прямо говорит, что свой долг видит в продолжении недопетого Мильтоном романтического сказания о подвигах мужества и вдохновенной любви [10, с. 168-176]. Он стремится к философской песни об истине, которая воодушевляет страстные размышления, искания и сомнения [7, II, 227-238]. Из переживаний юношеских лет Вордсворт вынес "способность видеть" (visionary power), которая открыла ему тайны поэзии [7, II, 316-322]; (см.: [11, р. 269]).

Особенно насыщены теоретической мыслью о назначении поэзии политически окрашенные книги "Прелюдии".

Путь к поэзии, как понял Вордсворт, зависит не от воли отдельного человека, но от могущества природы, единой, как Солнце на небе. Величие творчества доступно самым смиренным, если они могут видеть спасение в твердости надежды, в вере в себя, в стойкости, возвышающейся над мелочностью бытия [7, X, 140-160]. С одинаковым рвением исследуя неизбежность как возникшей во Франции революции, так и подавления ее жестокости, Вордсворт снова и снова доказывает, что сильнейшие идейные противоречия могут быть осмыслены только поэтическим сознанием и выражены на языке эмоций, ибо ему одному подвластны логически непостижимые интеллектуальные и социальные процессы [7, X, 395-410]. Соответственно, несказанный кровавый ужас переживаемый Францией, может быть постигнут не методами наблюдения и анализа, а путем поэтического воссоздания его как грандиозного драматического действа, напоминающего взрывы музыки (blasts of music) [7, X, 461].

Воображение, а также родственная ему фантазия позволяют по-новому воспринимать читаемые книги, видеть в обыденных сторонах жизни и их описаниях новый смысл [7, VIII, 340-350]. Фантазия ведет невинного юношу к полноте зрелости [7, VIII, 457-473].

Теоретические декларации сливаются в "Прелюдии" с лирическими признаниями, а они воплощаются в динамике описаний и живых сценок. На разные лады они иллюстрируют мысль Ворд-сворта: самые жалкие существа в свете воображения и фантазии преображаются и становятся носителями душевного благородства и любви [7, VIII, 476-499]; дело поэта воспроизвести реальные попытки устранить социальные бедствия и найти общее счастье [12, с. 19-49]. В рассказе Вордсворта о том, что помогло ему пережить горькое разочарование в ценностях, провозглашенных Революцией, органично соединяется урок поэта Грея, воспевшего утешительную силу искусства, и преданная, всепонимающая любовь сестры: она убедила его в том, что он найдет спа-

вильям bopñcbopt: поэзия о поэзии

19

сепие не только для себя, по и человечества, если раскроет ему необъятные возможности поэзии. Именно в этом, доказала она ему, заключено его истинное назначение: он должен убедить читателей в единстве природы и любви, показать им, как из согласия головы и сердца вырастает истинное познание [7, XI, 340-357].

Завершается поэма описанием неземной красоты альпийских гор, через которые ведет Bopд-сворта путь к родному дому. Наглядность описания подтверждает главное положение его эстетики: вечность красоты сохраняют не только естественные процессы, по и видение поэта: оно помогает ему блеском образов спасти людей от уныния, переживания бессмысленности бытия. Он отвоюет у омраченного тучами неба безграничность мысли, великолепие живописи и музыку вселенной [7, XI, 450-460]. Bopдcвopт верит,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком