научная статья по теме ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА Философия

Текст научной статьи на тему «ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА»

Вопросы философии. 2015. № 10. С. 41—50

Визуальная экология как дисциплина*

Д.А. Колесникова, В.В. Савчук

В статье рассматриваются основные стратегии визуальной экологии как новой научной области исследований воздействия визуальных образов на конституирование медиа-реальности и городской среды. Проект визуальной экологии открывает новое проблемное поле исследований: проблемы массовой деформации режимов и скорости восприятия, особенности формирования опыта восприятия посредством медиа, проблемы визуального загрязнения и визуального насилия, исследование межличностных отношений и структур социальных практик в контексте формирования экологической и этической ответственности. Задачами визуальной экологии являются выработка продуктивного системного взгляда на изменения визуальной среды, организация стратегий сборки новых форм сообществ и политик, в том числе через создание и рефлексию медиаобразов, способных примирить противоречия между техническим и природным.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиафилософия, иконический поворот, визуальная экология, медиальность архитектуры, репрезентации городского пространства.

КОЛЕСНИКОВА Дарья Алексеевна - кандидат философских наук, ассистент кафедры культурологии, эстетики и философии культуры Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.

САВЧУК Валерий Владимирович - доктор философских наук, профессор кафедры культурологии, эстетики и философии культуры Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Центра медиафилософии.

Цитирование: Колесникова Д.А., Савчук В.В. Визуальная экология как дисциплина // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 41-50

© Колесникова Д.А., Савчук В.В., 2015 г.

* Статья написана при поддержке РГНФ, проект "Медиасреда и среда жизни: переформатирование субъекта и общества" (№ 13-03-00554). The article is written with the support from RFH, project "Media environment and living environment: the performatting of the subject and the community" (№ 13-03-00554).

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 41-50

Visual Ecology As a Discipline

Daria A. Kolesnikova, Valery V. Savchuk

Main strategies of Visual ecology as new scientific area of influence of visual images to construction of media reality and urban environment are reviewed. The project of visual ecology opens new problem field of studies: the problem of mass deformation of regimes and speed of perception, peculiarities of formation of experience of perception by means of media problems of visual pollution, and visual violence, research of interpersonal relations and structures of social practices in the contexts of formation ecological and ethical responsibility. Tasks of visual ecology are elaboration of productive systematic view on changing of visual environment, organization of of new forms of Community strategies and policies, including ones through making and reflecting on media images, which are able to reconcile the contradictions between the technical and the natural.

KEY WORDS: mediaphilosophy, iconic turn, visual ecology, mediality of the architecture, representasions of urban space.

KOLESNIKOVA Daria A. - CSc in Philosophy, assistant professor of cultural studies, researcher at the Center for Mediafilosophy of the Institute of philosophy at Saint-Petersburg State University.

daria.ko@gmail.com

SAVCHUK Valery V. - DSc in Philosophy, Professor, Department of Cuturology, Institute of philosophy at Saint-Petersburg State University, the Head of the Center for Mediafilosophy.

vvs1771@rambler.ru

Citation: KolesnikovaD.A., Savchuk V.V. Visual Ecology As a Discipline // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 41-50

Визуальная экология как дисциплина

Д.А. КОЛЕСНИКОВА, В.В. САВЧУК

Визуальная экология в контексте медиафилософии

В последние десятилетия можно наблюдать беспрецедентное расширение концепта экологического, что свидетельствует о повышении значимости экологической парадигмы в срезе современной эпохи. Природа как предмет экодискурса утратила онтологическую самодостаточность и превратилась в архив для создания медиаобразов.

Исследования визуальных и медиальных сред представляют собой одну из наиболее продуктивных форм теоретического осмысления динамических трансформаций, происходящих в культуре. К таким трансформациям относится прежде всего изменение чувственного восприятия в медиареальности: зрительное восприятие, социальная коммуникация, формирование идентичности и самосознания личности в целом сегодня во многом обусловлены антропогенной визуальной средой, в которой "обитает" житель современного мегаполиса. И здесь первый обнажающийся парадокс: чем менее мы отслеживаем воздействие визуальной среды на человека, тем глубже и неотвратимее оно оказывается. И, напротив, актуализация исследования опыта восприятия и коммуникации в городской среде посредством медиа дает шанс избежать крайних форм проявления негативных последствий визуального загрязнения. Последнее же открывает проблемное исследовательское поле новой дисциплины - визуальной экологии, которая нашла себе место в рамках медиафилософии.

Объектом исследования визуальной экологии является пространственная структура визуальных сред: визуальные образы городского и медиапространства, а также теоретические модели и понятийный аппарат, реконструируемый на основе современных теорий городского пространства, визуального опыта и экологического подхода к зрительному восприятию.

Визуальная экология как дисциплина находится на границе гуманитарных и естественных наук. С одной стороны, экологический дискурс тяготеет к строгости естественнонаучной дисциплины, располагающей четко разработанными количественными методами измерения загрязнения среды жизни, а с другой - концепт "экологии культуры", введенный Д.С. Лихачевым [Лихачев 2000], заостряет внимание на воздействии состояния художественной и культурной среды в целом на внутренний мир человека, его культурное самоощущение. Здесь мы не находим количественных критериев оценки состояния экологии культуры, а апеллируем в значительной мере к интуиции, к самоощущению, опирающемуся скорее на художественный вкус, чем на калькуляцию факторов влияния. В данном случае мы имеем дело более с метафорой, чем с количественными критериями оценки состояния культуры, с императивами важности культурной памяти, культурной среды, культуры человеческих отношений.

К деградации визуальной среды ведет как ее бедность (предельно функциональная жилая и промышленная застройка, бесконечные заборы, стерильные зеркальные плоскости офисов), так и избыточность визуальной информации. Избыток влечет к двум противоположным следствиям. Во-первых, к перенасыщению, а следовательно, к угнетению зрительного восприятия, его нечувствительности не только к информационным, но и к чувственным образам. На это реагируют художники, отмечающие, что вокруг жителя современного мегаполиса столько интенсивного цвета, что наши глаза утрачивают способность воспринимать тонкие естественные цвета и оттенки. Во-вторых, избыточность восприятия вызывает привыкание, а привыкание ведет к зависимости, к визуальной були-мии и, в конечном итоге, к "перееданию" визуальной информации. И если в борьбе с були-мией, в страхе перед невозможностью прекратить поглощение пищи, человек использует

рвоту, фармакологические средства, то в борьбе с медиабулимией, порожденной тревогой из-за отсутствия новой информации, новых сообщений, новых образов, поставляемых экранными технологиями, человек пытается жить без экрана, без зависимости от него [Колесникова 2014, 163].

Визуальная экология требует вовлечения в сферу исследования широкого спектра тем, которые прежде не являлись объектами рефлексии в теории культуры, таких как транспорт, политика репрезентаций, реклама, дизайн, психофизиология визуального восприятия, гуманитарная офтальмология. Возрастающий общественный интерес к проблемам визуальной экологии обусловлен необходимостью выработки новой философии существования человека в урбанизированном мире. Город является местом реализации определенных визуальных стратегий и практик, соединяя в себе аспекты организации пространства и самоорганизации проживающих в нем сообществ.

Разнообразные визуальные среды или медиапространства характеризуются специфическими семантическими и коммуникативными возможностями. Визуальные образы - это особая генеративная среда, позволяющая производить и распространять интерсубъективные содержания способами, отличными от языковых средств [Инишев 2012]. В контексте визуальной экологии образы и различные визуальные содержания рассматриваются как всеобъемлющие медиальные поверхности, потенциал которых раскрывается в социальных, культурных и повседневных практиках.

Визуальный образ как предмет анализа

Конец ХХ - начало XXI в. символизируется массовым распространением визуальной культуры, что дало повод исследователям современности назвать нашу эпоху "цивилизацией образа" [Вирильо 2004], а ситуацию в культуре - "иконическим поворотом" [Boehm 1994; Mitchell 1994], который характеризуется смещением онтологической проблематики к анализу визуальных образов. То, что видит человек, что окружает его повсеместно, на что он не может не смотреть, то становится его внутренним Я, выражается в коммуникации с другими, является образом реальности.

Следует отметить многообразие дискурса о визуальности, которое демонстрируют современные исследовательские центры. Национальный швейцарский исследовательский центр визуальной критики Eikones под руководством философа и теоретика искусства Готфрида Бёма разрабатывает тему власти и значения образа в ситуации иконического поворота [Boehm 2007]. Чикагский литературовед Уильям Митчелл развивает междис-циплинарнный проект теории образа, фокусируясь преимущественно на социально-политических аспектах восприятия образных объектов [Mitchell 2005]. Институт искусств и медиа Потсдамского университета под руководством медиафилософа Дитера Мерша [Mersch 2002; Mersch 2006] занимается проблематикой визуального образа в контексте прояснения границ видимого и невидимого. "Центр исс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком