научная статья по теме Вклад русских ученых-эмигрантов в науку Философия

Текст научной статьи на тему «Вклад русских ученых-эмигрантов в науку»

Т.В. НАУМОВА кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН*

Вклад русских ученых-эмигрантов в науку

Судьба российской науки, являющейся важным фактором

л

культурного развития России, прежде всего, зависит от ученых1, тех, кто непосредственно занят в научной сфере деятельности. Исторически сложилось так, что российскую науку создавали и распространяли ученые. Как в прошлом, так и сегодня ученые как субъект науки в огромной степени определяют ее развитие.

Говоря о творческом наследии ученых-эмигрантов как объекте исследования российских специалистов, надо отметить, что многие годы у нас по соображениям цензуры эта проблема находилась на периферии внимания научного сообщества. Об интеллектуальном вкладе ученых-эмигрантов русского послеоктябрьского зарубежья в советское время писалось мало и нередко с негативным оттенком. Примером может служить сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», написанный известными русскими мыслителями. Эта книга имела большое значение в развитии общественной мысли нашей страны. Между тем в советское время считалось, что она была направлена против революционно-демократических традиций России и марксизма.

На трудах ученых-эмигрантов нередко стоял гриф «вечное хранение». А сами их работы объявлялись не имеющими научного значения. Немалую роль здесь сыграла наша власть, которая на многие десятилетия вычеркнула из истории страны и науки интеллектуальное достояние ученых-эмигрантов. Однако с середины 90-х гг. в связи со снятием запрета с литературы об интеллектуальной эмиграции проблема научного наследия ученых-эмигрантов стала одной из наиболее дискутируемых в отечественной научной литературе, публицистике. У нас появились работы, в которых наряду с историей культуры русского послеоктябрьского зарубежья внимание уделялось и

л

русским ученым-эмигрантам, в том числе и философам1.

Наумова Татьяна Владимировна, е-таП; cultura-iph@yandex.ru 1 Ученый - человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научно-исследовательской деятельностью, состоящей в производстве научного знания, его распространении и применении в обществе, имеющий благодаря этому постоянный легальный источник дохода и соответствующий статус (см.: Энциклопедия эпистимологии и философии науки. М., 2009, с. 1025). В отличие от России в западных странах используется термин «интеллектуал», который определяется как профессионал, занятый постижением или созданием нового знания.

1 Назовем лишь некоторые работы: Российские ученые и инженеры в эмиграции. М., 1993; Коган Л.А. Выслать из России безжалостно... // Вопросы философии, 1993, № 4; Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994; Культурное наследие рос-

Науку можно рассматривать в двух главных аспектах: как особый вид интеллектуально-познавательной деятельности и как социальный феномен. В первом случае наука предстает как последовательная смена научных идей, методов, теорий. Во втором - она рассматривается как история таких структур науки, как биографии ученых, их творческий вклад в связи с социокультурными процессами и другими, «внешними» по отношению к содержанию научных идей и методов факторов2.

Опираясь на второй подход при анализе вклада ученых-эмигрантов в науку, мы используем биографические данные отечественных ученых, составивших первую и третью волну научной эмиграции. К сожалению, мы не располагаем материалом, касающимся второй (послевоенной) волны эмиграции. Ибо до сих пор в научной литературе специальных работ, посвященных ей, нет. То же можно сказать и о четвертой, современной волне научной эмиграции.

Стоит особо подчеркнуть, что научное наследие лучших представителей российской интеллектуальной элиты столь велико, что для его анализа требуется специальное исследование. Наша задача значительно скромнее. Мы ограничимся рассмотрением биографий ряда русских ученых, которые покинули нашу страну более 90 лет назад и в конце 70- начале 80-х гг. прошлого столетия, и попытаемся показать, что создано ими в дореволюционной России и в эмиграции, какое творческое наследие они оставили науке.

Из истории России известны четыре волны научной эмиграции. В первые послереволюционные годы ХХ в. сотни тысяч представителей науки, придерживавшихся разных политических взглядов, разных по воспитанию и культуре, претендовавших на свободу мысли и свободу слова, эмигрировали или были высланы из России. То была «первая волна» эмиграции. В результате многие русские ученые связали свою жизнь с Русским зарубежьем, своеобразным социокультурным феноменом.

На первый послевоенный период пришлась «вторая волна» эмиграции. Она включала тех, кто насильственно был вывезен нацистами в Германию и когда в соответствии с ялтинскими соглашениями началась репатриация, не вернулся на родину. Эти люди составили «новую» советскую эмиграцию. В дальнейшем эмиграция ученых из нашей страны была крайне незначительной.

Во второй половине 80-х гг. она приняла массовый характер. За границей тогда оказались многие видные представители науки, составившие «третью волну» эмиграции. В конце минувшего столетия процессы социально-экономического, политического и культурного

сийской эмиграции. 1917-1940. М., 1994; Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М. 2001; Российская научная эмиграция. Двадцать портретов. М., 2009.

2 См.: Энциклопедия эпистемологии и философии науки, с.116, 341.

развития в России привели к возникновению четвертой, современной волны эмиграции ученых.

После революционных событий 1917 г. за пределами России оказалась большая группа ученых различных отраслей знания. Среди них были люди с высоким интеллектуальным потенциалом, получившие мировую известность своими работами. За рубежом эти ученые смогли занять приоритетное положение в своей области научного знания, пользовались высоким авторитетом в тех странах, где они оказались. Среди них следует назвать Б.П. Вышеславцева -религиозного философа, юриста, специалиста по философии права, морали. В 1914 г. Вышеславцев защитил магистерскую диссертацию «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии». Вскоре после этого он был избран экстраординарным профессором философии права Московского университета.

После высылки из России в 1922 г. Вышеславцев обосновался в Берлине и в 1923 г. вышла его книга «Русская стихия у Достоевского», в 1924 г. он опубликовал статью «Религия и безрелигиозность» в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания». Вышеславцев говорил, что «философия должна быть теперь не изложением малодоступных для людей теоретических проблем, но учительницей жизни»1. В 1929 г. в Париже Вышеславцев опубликовал такие работы, как «Христианство и социализм», «Христианство и социальный вопрос». Здесь же в 1931 г. увидела свет его книга «Этика преображенного эроса», а в 1953 г. в Нью-Йорке - «Кризис индустриальной культуры, в 1955 г.- «Вечное в русской философии». В эмиграции в своих работах Вышеславцев основное внимание уделял вопросам психологии, этики и антропологии.

Кроме исследовательской работы Вышеславцев постоянно выступал с докладами в разных странах мира - Италии, Греции, Сербии, Германии, Швейцарии. Много сил он отдавал и редакторской работе. В 1925 г. вместе с Н.А. Бердяевым Б.П. Вышеславцев основал и в течение долгого времени редактировал журнал «Путь» - ведущий орган русской религиозно-философской мысли в эмиграции. В этом журнале им был опубликован ряд статей, в том числе «Значение сердца в религии», «Образ Божий в грехопадении». Б. Вышеславцев подробно рассматривал проблемы бедности и богатства, современные решения социальных проблем, идею коммунизма в христианстве. Эти проблемы Вышеславцев освещал в Религиозно-философской академии в Берлине, где он вел систематические курсы «Социальная философия христианства» и «Христианство и государство».

Революционные события 1917 г. вынудили покинуть Россию С.И. Гессена - философа, теоретика педагогики, публициста. До отъезда из

1 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. М., 1997, с. 157.

России Гессен преподавал философию в университетах Петербурга, Праги, Варшавы, был соредактором журнала «Логос». С 1917 по 1920 гг. он являлся профессором Томского университета, где читал лекции по педагогике.

В эмиграции С. Гессен работал преимущественно над вопросами философии, социологии, права и педагогики. Именно благодаря своим трудам по философии педагогики и воспитания Гессен получил известность в эмиграции. Главная его книга в области педагогики -«Основы педагогики», изданная в Берлине в 1923 г. Она содержит философские основы образования и воспитания. В области социологии в 1924 г. С.И. Гессен написал книгу «Проблема правового социализма». В эмиграции Гессен занимался и разработкой проблем этики. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» (1928 г.). Кроме того, в эмиграции С. Гессен занимался и преподавательской работой. В Берлине он был профессором Русского научного института, а в Праге в Русском высшем педагогическом институте С.И. Гессен был избран профессором. С 1934 г. он занял кафедру философии воспитания на педагогическом факультете в Вольной Всепольской школе в Варшаве.

В 1920 г. покинул Россию В.В. Зеньковский - христианский православный философ, историк философии, психолог и религиозный деятель, литературовед. В дореволюционной России он был профессором психологии Киевского университета св. Владимира. В эмиграции В.В. Зеньковский создал фундаментальный труд по истории философии в России «История русской философии», который занимает особое место в творческом наследии Зеньковского, он был переведен на французский и английский языки. Это - первая обобщающая работа по истории философии в нашей стране, которая

по охвату материала и глубине интерпретаций до сих пор остается

„ 1

непревзойденной1.

Научные интересы В. Зеньковского были весьма многообразны, но основное внимание в течение всей своей жизни он уделял проблемам педагогики. Он был одним из немногих

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком