научная статья по теме ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЛАМАНСКИЙ (1833-1914) И ЕГО УЧЕНИКИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЛАМАНСКИЙ (1833-1914) И ЕГО УЧЕНИКИ»

ИЗ ИСТОРИИ СЛАВИСТИКИ

Славяноведение, № 6

© 2014 г. Л.П. ЛАПТЕВА

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЛАМАНСКИЙ (1833-1914) И ЕГО УЧЕНИКИ (к 100-летию со дня смерти учителя)

В статье дана характеристика научной и педагогической деятельности известного ученого-слависта В.И. Ламанского, а также проанализированы особенности взглядов, творчества его учеников, их жизненный путь.

The article characterises the scholarly and pedagogic activities of the famous scholar and Slavist Valdimir Lamansky, and analyses his views, works of his pupils and their biographies.

Ключевые слова: В.И. Ламанский, И.С. Пальмов, Т.Д. Флоринский, В.Э. Регель, Ю.С. Анненков, Ф.Ф. Зигель, А.Л. Погодин, Н.В. Ястребов, В.Н. Кораблев.

В 2014 г. исполнилось сто лет со дня кончины одного из крупных и ярких представителей русского славяноведения - академика В.И. Ламанского. Его научная деятельность продолжалась около 60-ти лет и имела универсальный характер: он исследовал славянские языки и литературы, историю славян, археологию и этнографию, исторические памятники и архивные материалы. Кроме того ученый был также публицистом, политиком и общественным деятелем. Беспрецедентно велика роль Ламанского в воспитании кадров славистов в России. Являясь в течение нескольких десятилетий профессором-славистом столичного университета, он создал то, что условно называется школой его учеников, образовавших постепенно костяк русского славяноведения второй половины XIX - начала ХХ в. Творчество В.И. Ламанского известно в литературе: современники рецензировали его труды, полемизировали по поводу публицистических выступлений и статей. В ХХ в. публиковалась его корреспонденция с иностранными и отечественными учеными и политиками. Краткие сведения о В.И. Ламанском имеются практически во всех энциклопедиях и словарях соответствующего профиля. Несмотря на относительно большую осведомленность о жизни и деятельности этой незаурядной личности (см., например [1-6]), его творчество нельзя считать исчерпывающе изученным. В сохранившихся архивах еще много не введенных в оборот разнообразных материалов, которые могут дать основание для уточнения и даже пересмотра некоторых оценок, как частных вопросов, так и общих проблем истории отечественного славяноведения.

Лаптева Людмила Павловна - д-р ист. наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В.И. Ламанский родился в семье дворянина, директора одной из канцелярий Министерства финансов Российской империи, впоследствии сенатора. Будущий ученый рос в многодетной интеллигентной семье, где большое внимание уделялось умственному развитию и нравственному воспитанию детей, а также обучению языкам, искусству и т.д. Окончив Первую Петербургскую гимназию с золотой медалью, Ламанский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В письме к своему гимназическому товарищу от 9 (21) октября 1850 г. писал: «Образ жизни мой таков - утром в университет, вечером дома, за письменным столом занимаюсь [...], но самый любимый мой профессор - это Срезневский. К нему я хожу и во второй курс, где он читает, или лучше мы (потому что он так любезен, что и меня спрашивает, т.е. просит переводить) читаем Краледворскую рукопись или собрание древних чешских стихотворных памятников ГХ-ХГУ вв., найденных Ганкою в гор. Кенигсхофе, в старой башне между разным хламом. Язык их очень легкий, и в то время вообще все славянские наречия мало различались между собой. В первом же курсе он читал один раз в неделю церковнославянский язык, где мы разобрали одно место Остромирова Евангелия; а другой раз - обозрение славянских наречий. Этот курс состоит в следующем: о славянских племенах и народах (в отношениях историческом, религиозном и политическом). Основные черты славянских наречий. Филологический обзор вообще всех славянских языков и характеристика каждого языка порознь. Представивши обзор славянских народов, он приступил к языкам историческим и критическим обзорам замечательных ученых в филологии общей и преимущественно славянской. Из русских он преимущественно расхваливал Павского и Буслаева»1 [5. С. 1]. Университет Ламанский окончил в 1854 г. Его выпускное сочинение «Рассуждение о языке "Русской правды"» было награждено серебряной медалью. Тогда же началась и его литературная деятельность. Работая чиновником губернского управления, а затем в Императорской публичной библиотеке2, Ламанский написал диссертацию «О славянах в Малой Азии, Африке и в Испании» и получил степень магистра в 1859 г. Состоя на службе в Государственном архиве Министерства иностранных дел, он познакомился с соответствующими документами и на их основании написал работы «М.В. Ломоносов. Биографический очерк» [10] и «Ломоносов и Академия наук» [11. С. 37-192]. Определив свою будущую деятельность, Ламанский перешел в ведомство народного просвещения и стал готовиться к замещению кафедры славянских наречий в одном из университетов России. В 1862 г. был командирован за границу «с ученой целью», посетил славянские земли Австрийской империи, а также Италию, Грецию, Константинополь, плодотворно работал в Вене и Праге и собрал много рукописей и других материалов из архивов и библиотек. Энергичный, отличавшийся разносторонними интересами молодой ученый исследовал не только самих славян, но и окружавшие их народы, уделяя много внимания современной политической жизни Европы. В 1865 г. Ламанский был избран доцентом на кафедру славянской филологии Петербургского университета и проработал там до 1898 г., пройдя все стадии карьеры до профессора, а в 1900 г. был избран академиком Российской академии наук. Ламанский преподавал введение в славяноведение, отдельные курсы по истории славянских литератур, а с 1870 г. сосредоточился на занятиях по истории южных и западных славян, отдельных периодов общеславянской истории, обзорах источников по истории славян.

Большое внимание профессор уделял чтениям со студентами образцов и отрывков старых и новых произведений различных писателей или памятников на-

1 Имеется в виду [7].

2 Все сведения о биографии и служебной деятельности В.И. Ламанского в Петербургском университете извлечены из [8. Ф. 733. Оп. 141, 150; 9].

родной письменности. О содержании лекций В.И. Ламанского можно судить по литографированным текстам. Он читал историю Чехии и Польши XV-XVI вв., курс «История Чехии, Польши и Венгрии до XV в.»; сохранились тексты лекций «История славян», «История чешской литературы», которые профессор читал не только в университете, но и в Петербургской духовной академии и в академии Генерального штаба. Что касается методики преподавания, то она в основном сохранилась в том же виде, по которой проходил университетский курс и сам Ла-манский. Студенты занимались переводами со славянских языков на русский, не было учебных пособий и необходимой литературы, ни грамматик, ни словарей. Использовались иностранные издания и пособия. Студенты относились к предмету с интересом, а к профессору с большим уважением. Один из них позднее писал: «Насколько мы помним нашего учителя, В.И. Ламанский не любил себя афишировать. В нем, правда, не было того, что обыкновенно называется скромностью, и что для многих является средством кокетничанья, но в нем жила глубокая серьезность и взыскательное к себе отношение. Многочисленные ученики его школы и своими научными темами, и планами, и, наконец, методами из разработки обязаны исключительно своему учителю, но он никогда ни единым словом на это не указывал, а наоборот все заслуги относил за счет личных качеств и дарований каждого из своих учеников» [7. С. 178].

Мировоззрение В.И. Ламанского, его отношение к славянству представляло собой один из вариантов славянофильского подхода к истории и современному положению славян. На славянство ученый смотрел как на единое целое и придавал огромное значение той эпохе, когда, по его мнению, славянское единство было в древности осуществлено на началах народности, а также единой славянской церкви. Но это единство было кратковременным. Западные и южные славяне, лишившись национальной опоры и единой церкви, утратили и свою политическую независимость и подчинились «чуждым народам». Из всех славянских народов, подчеркивал В.И. Ламанский, лишь русские создали могущественную мировую державу и тем самым отстояли свою славянскую самобытность, что и определяет особое положение этого народа в славянском мире. Только русские, считал он, способны объединить славянство и вернуть ему политическую и культурную свободу. Отсюда вытекает и идея о признании всеми славянами русского языка как общелитературного при сохранении всех отдельных славянских языков в рамках «местной жизни» народов. Русский язык должен был бы заменить славянским народностям в повседневной жизни немецкий, а в богослужении западных славян - латинский. Австрия представлялась Ламанскому лишь орудием Германии, а конечная цель всех немцев - направленной вовсе не на благополучие славян, а на господство над ними. Русский народ являлся в глазах Ламанского «крепким кряжем», а все другие племена - его «ветвями». Однако аргументация Ламанского в пользу объединения славян на указанных основаниях была недостаточно убедительной. Ему не удалось выявить то общее, что связывало бы всех славян, кроме вражды к немцам. Иллюзорность теорий Ламанского ярко проявилась в частности в том, что после распада Австро-Венгрии славяне создали самостоятельные государства, а не бросились в объятия России.

По политическим взглядам Ламанский был сторонником монархической формы правления, защитником русского самодержавия и православия. В научных и публицистических трудах он подчинял научно-исторические построения политическим взглядам, поэтому его теории могли стать основанием для политических конструкций в том числе и реакционного толка, что зависело от личности, использовавшей идеи Ламанского. Сам ученый отличался широким взглядом на мир, он был толерантен к религиозным и другим убеждениям, противоречившим его личным, отрицал цензуру, высказывался за автономию высшей школы. В период студенческих волнений он вместе с либеральными

профессорами ос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком