научная статья по теме ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ ВОСПРИНИМАЕМОГО СИГНАЛА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Биология

Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ ВОСПРИНИМАЕМОГО СИГНАЛА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2004, том 30, № 2, с. 22-29

УДК 612.822.3

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ ВОСПРИНИМАЕМОГО СИГНАЛА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

© 2004 г. Н. В. Шемякина, С. Г. Данько

Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург Поступила в редакцию 20.03.2003 г.

Регистрировали ЭЭГ при выполнении испытуемыми заданий - предложить как можно больше оригинальных определений (идей определения) эмоционально-положительных, эмоционально-отрицательных и нейтральных понятий через понятия из других семантических полей. В качестве контрольного задания использовалась выработка определений к эмоционально-нейтральным понятиям через слово из того же или близкого семантического поля.

Были получены достоверные различия локальной мощности и пространственной синхронизации ЭЭГ: в результатах сравнения ЭЭГ при выполнении творческих заданий разной сложности; при выполнении сложных творческих заданий на разном (положительном и отрицательном) индуцированном эмоциональном фоне; в результатах сравнения ЭЭГ этих творческих заданий и творческого задания без индукции эмоционального фона. Различия локальной мощности и пространственной синхронизации ЭЭГ наиболее сильно выражены в средне- и задневисочных зонах обоих полушарий. Влияние положительных эмоций выражается в увеличении локальной синхронизации и разнонаправленных изменениях пространственной синхронизации, влияние отрицательных - преимущественно в усилении пространственной синхронизации.

Анализ самоотчетов испытуемых показал, что индуцированный эмоциональный фон любого знака увеличивает скорость ассоциирования понятий из разных семантических полей, однако, способствует снижению оригинальности идей испытуемого при определении понятий.

Развитие современных неинвазивных методов исследования: ЭЭГ, вызванных потенциалов, по-зитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно-резонансной томографии и разработка разнообразных методических приемов индукции определенного эмоционального состояния (эмоциональные воспоминания, прямое эмоциональное реагирование на зрительные, слуховые и др. стимулы, проживание предлагаемой эмоции...) позволяет осуществлять дифференцированный подход в изучении естественно возникающих и вызванных (индуцированных) эмоций у здоровых испытуемых [1-3]. Как в психологии, так и в физиологии активно исследуется роль эмоций при запоминании информации и в обеспечении процессов мышления [4-8]. Показано значение эмоциональной окрашенности стимулов для осознанного и неосознанного восприятия [9]. Однако нейрофизиологическая основа влияния эмоций на некоторые виды сложной психической деятельности человека, в частности, творчества - остается практически не исследова-ной. Неизученность проблемы, в первую очередь, связана с тем, что нейрофизиологические корреляты творчества - сравнительно недавно разра-

*

Тема исследования предложена Бехтеревой Н.П., осуществляющей научное руководство этой работой.

батываемый в физиологии вопрос [10-14]. В нашем институте исследование мозгового обеспечения творчества является одним из этапов изучения нейрофизиологических основ мыслительной деятельности (Бехтерева Н.П.).

Цель данного исследования заключалась в определении влияния вызванного эмоционального фона разного знака на ЭЭГ корреляты вербальных творческих процессов человека.

В нашей работе творческая деятельность, рассматривалась, как эквивалент зарубежному понятию "креативность" (creativity) т.е., как способность индивида порождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов и традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации [15].

Творческая деятельность обычно сопровождается естественно возникающими эмоциями, которые при современных методах исследования не могут быть выделены из целостного процесса творчества и проанализированы. Вызванные же эмоции - это категория эмоций, знак которых можно предусмотреть в соответствии с задачами теста; которые можно подвергнуть анализу и оценить их затрудняющее или стимулирующее воздействие на творческий процесс. Выдвинута рабочая гипотеза о возможном существовании раз-

личных функциональных состояний мозга человека при выполнении творческих заданий на эмоциональном фоне разного знака, отражаемых различиями в паттернах ЭЭГ активности коры головного мозга.

Предполагается, что результаты данного исследования помогут частично восполнить пробел в понимании влияния эмоционального фона разного знака на творческие процессы, что может способствовать поиску путей оптимизации творческой деятельности человека.

МЕТОДИКА

В качестве модели для реализации творческого процесса на вызванном эмоциональном фоне было выбрано придумывание как можно большего числа "оригинальных" (элемент классического психологического теста на креативность Гилфорда [16]) определений к эмоционально значимым и нейтральным понятиям через дополнительно задаваемые слова за определенный интервал времени. Методика состояла из трех тестовых и одного контрольного заданий.

Во всех заданиях стимулами служили пары существительных (8 пар). Все понятия (слова) состояли из 2-3 слогов, были сбалансированы между собой по частоте встречаемости в русском языке [17]. Слова предъявлялись на мониторе компьютера, были расположены друг под другом и разделены точкой. Все задания выполнялись в уме, с открытыми глазами при фиксации взора в точке на мониторе компьютера.

В первом тестовом задании - О (сложное творческое, эмоционально-нейтральное) испытуемым предъявлялись пары: "сущность-песок", "тумба-фольга". Испытуемый должен был придумать как можно больше оригинальных, "творческих определений", к первому понятию, включив второе слово в это определение в соответствии с внутренне обоснованным им ходом мысли. При этом каждое новое определение-идея не должно было повторять по смыслу предыдущие. Пример: (сущность-песок): 1. Сущность - это та незначительная часть песчинок, которая остается на ладони (возможно прилипает к ней), когда набираешь целую горсть песка на пляже, и большая его часть ускользает сквозь пальцы, если разжать кулак. 2. Сущность - это мысль, даже тогда, когда у инопланетного разума она существует в виде песчинок в голове, и, чтобы активизировать умственную деятельность, этим созданиям приходится часто ходить на головах, тогда - мысль, в форме песчинок, словно через сито просачивается в реальный мир и "материализуется".

Во втором тестовом задании - Р (сложное творческое, эмоционально-положительное) испытуемым предъявлялись пары: "любовь-кру-

па", "поцелуй-шапка". В третьем тестовом задании - N (сложное творческое, эмоционально-отрицательное) использовались пары: "гибель-паста", "изгой-руда". Задания Р и N испытуемые выполняли в соответствии с творческой задачей, сформулированной в задании О. Отличие состояло в необходимости придумывать (идеи) "определения" к первому слову в паре, преломляя их через свои эмоциональные ощущения по отношению к этому понятию и удерживая соответствующий эмоциональный фон на протяжении всей длительности задания. В заданиях Р и N мы сознательно смешали два способа индукции эмоционального фона: а) внешний - через предъявление эмоционально-значимого, определяемого понятия [1, 6]; б) внутренний - через установку удерживать свое эмоциональное отношение к определяемому понятию [1, 18], чтобы увеличить вероятность проявления эмоционального компонента при выполнении тестовых заданий.

В контрольном задании - К (легкое творческое, неэмоциональное) испытуемым предъявлялись пары эмоционально-нейтральных слов из одного или близкого семантического поля: "щепка-дрова", "комод-белье". Контрольное задание предположительно вызывало творческий, но мало интенсивный процесс, поскольку предполагалось, что ассоциирование двух слов из одного семантического поля и нахождение одной тематической линии не вызовет серьезных затруднений у большинства испытуемых.

Дизайн всех заданий был рассчитан на однородную ментальную деятельность испытуемого при реализации условий теста. Каждое задание (4 условия) было рассчитано на два варианта предъявлений, контрбалансированных в тесте.

Заключение об успешности выполнения творческого компонента задания исследователь делал в соответствии с приведенными испытуемым примерами идей и определений. Оценивались (по [16]): беглость (приблизительное количество пришедших на ум идей) и оригинальность придуманных определений (число "уникальных" идей в примерах и одного испытуемого, и в группе). Самоотчет испытуемого о реализации эмоционального компонента в заданиях Р и N состоял из вопросов, определяющих знак переживания испытуемого, глубину переживания, влияние переживания на выполняемую деятельность (стимулирующее, тормозящее), отчет о длительности переживания и т.д. [6, 19].

В исследовании приняли участие 15 правору-ких [20], практически-здоровых добровольцев в возрасте от 17 до 26 лет (8 девушек и 7 юношей). В ходе выполнения испытуемыми предложенных тестовых заданий осуществлялась регистрация ЭЭГ с поверхности головы при наложении 19 электродов по международной системе 10-20 [21].

Контрасты Отведения ЭЭГ Уровень статистической значимости различий (p < 0.05) Иллюстрация

PN* T * T 3 T* T * 0.000001 0.02 0.01 #

PO* F* t * T * 0.008 0.000001 0.048 ©

NO* - - -

OK* T3 0.01

C* 0.04 О • • • j

T 6 0.02

Рис. 1. Достоверные различия локальной синхронизации ЭЭГ при выполнении творческих заданий на вызванном эмоциональном фоне разного знака и без индукции эмоционального фона. Тестовые задания: O -первое (сложное творческое, эмоционально-нейтральное); P - второе (сложное творческое, эмоционально-положительное); N - третье (сложное творческое, эмоционально-негативное); K - контрольное (легкое творческое, эмоционально-нейтральное). Звездочка (*) рядом с отведением указывает на то, что в первом задании контраста среднее значение мощности (локальная синхронизация) процессов ЭЭГ было больше, чем во втором.

ЭЭГ, регистрируемая с поверхности головы испытуемого, усиливалась посредством полиэлек-тронейрографических усилительных блоков [22] и вводилась в компьютер. При выполнении каждого задания за

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком