научная статья по теме ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ВООРУЖЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ВООРУЖЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА»

ТИМУР ВАЛЕРИЕВИЧ ПЕТРАКОВ

студент Тульского государственного университета (Тула). Тел.: (920) 744-34-80; E-mail: nestorklio@mail.ru

На основе отечественной историографии делается вывод о взаимосвязи моды и вооружения, о том, как военное дело влияло на моду в одежде; утверждается, что российская военная мода формировалась на основе заимствования различных стилей военной одежды у соседних народов.

Ключевые слова: Западная Европа, средние века, военное дело, мода.

ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ВООРУЖЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Термин «мода» пришел из науки математическая статистика и означает буквально следующее: наиболее часто встречающееся значение переменной в массиве данных. Применительно к одежде это можно понимать как то, в чем ходит большинство. Мода как явление, однако, появилась гораздо раньше, чем математическая статистика. Приведем несколько определений понятия мода. 1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. 2) Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. 3) Непрочная, быстропроходящая популярность.

Так или иначе, любое определение моды отмечает, во-первых, ее изменчивость во времени, во-вторых, то, что мода является делом вкуса, а не рационального выбора. Большинство авторов, рассматривающих военное дело Средневековья, в своих работах обращают внимание на факты заимствования тех или иных предметов вооружения или способов ведения войны и отмечают широкое использование украшенного оружия и доспехов. Так, противостояние западного и восточного влияний в военном деле Руси, отмечают в своих работах А.Н. Кирпичников, Д. Николе, В.О. Шпаковский и др. Особенно подчеркивает влияние, оказанное монгольским оружием и доспехами на русское вооружение, М.В. Горелик . Достаточно подробно останавливаются в своих исследованиях на формах и способах украшения оружия и доспехов как отечественные - А.Н. Кирпичников4, Алексинский, К.А. Жуков и др.5, так и зарубежные авторы - Ч. Фолкс6, Ф. Функен и Л. Функен7. Тем не менее собственно мода как явление, основанное на выборе, не обусловленном практической необходимостью и часто неосознанном, до сих пор не была изучена в связи с военным делом. Между тем моду следует рассматривать как самостоятельный, значимый фактор в развитии средневекового вооружения.

В наши дни в разработке военной формы принимают участие ведущие модельеры, так, новую форму для российской армии в начале этого года представил Валентин Юдашкин. Тем не менее к современной одежде военных понятие мода вряд ли применимо. В выборе покроя разработчики военной формы исходят прежде всего из требований удобства, а с цветовой гаммой, по крайней мере для полевых частей, все уже давно решено. Кроме

того, современная военная форма является обязательной для всех военнослужащих и зависит от рода войск и звания, а не от предпочтений владельца, в то время как в основе моды лежит свобода выбирать, что и как носить. Таким образом, в наши дни мода если и влияет на военный костюм, то уж точно не определяет его. Тем более не приходится говорить о влиянии моды на современное вооружение, хотя и здесь находится работа для дизайнеров, но понятием «мода» это назвать все же нельзя.

Так, однако, было не всегда. О появлении некоего аналога военной формы на Руси можно говорить не ранее 1550 г., когда по указу Ивана Грозного было создано полурегулярное стрелецкое войско. На Западе более или менее однородное вооружение и военный костюм, которыми воины снабжались централизованно, впервые появились, вероятно, в армиях духовно-рыцарских орденов, пример которых, однако, не распространился повсеместно. Кроме того, и после появления регулярных армий Нового времени мода продолжала существенно влиять на военную форму, ярким свидетельством чего являются мундиры ХУШ-Х1Х вв. Таким образом, на протяжении всего Средневековья как на Руси, так и в Западной Европе имелись условия, при которых мода могла влиять не только на военный костюм, но и на вооружение. Поскольку отделить военный костюм от гражданского применительно к Средним векам практически невозможно, то объектом изучения в рамках данной статьи будет являться именно влияние моды на оружие и средства защиты. Анализируя влияние моды на вооружение, следует выявлять случаи, когда те или иные особенности предметов вооружения не могут быть объяснены ни их функциональным назначением, ни особенностями процесса их изготовления. Рассмотрим наиболее яркие примеры подобного рода сначала для Западной Европы.

Ярким примером влияния моды на средневековый доспех являются треугольные вырезы, которыми с XIV в. стали украшаться подолы кольчуг, а также реже их рукава и края кольчужных бармиц. Такие выступы не могут обеспечить никакой дополнительной защиты, поскольку закрывают совсем небольшую поверхность. В то же время они имеют аналогии в костюме той эпохи. В начале XIV в. рыцарские коты - часть одежды, носившаяся поверх доспехов, на которой изображался герб рыцаря, значительно укоротились. Ранее достигавшие почти земли, теперь они стали доходить максимум до середины бедра, в связи с чем из-под них стали видны подолы кольчуг, а нижний край самих кот оказался у всех на виду, и его потребовалось как-то украсить. Таким украшением стали разного рода узорчатые выступы в виде

V-» ТП V-» 1 V-»

всевозможных волн, зубцов и лилий. Единственной же формой, которую можно придать висящему кольчужному полотну, оказался треугольник, который и украсил подолы рыцарских кольчуг. Показательно, что подобные края появились первоначально именно на кольчугах рыцарей, т. е. представителей высших слоев средневекового общества, являвшихся основными носителями моды. Таким образом, мода в одежде оказала влияние на внешний вид доспехов.

В эпоху Возрождения, когда сама мода стала более бурной и изменчивой, ее влияние на доспех стало еще более заметным. Так, после того как в моду вошли перчатки с длинной крагой , соответствующая часть стала удлиняться и на рыцарских латных перчатках. С практической точки зрения необходимости в таком элементе не было, ведь рука рыцаря выше запястья и так уже была надежно защищена створчатыми наручами. Напротив, оружейникам пришлось делать переход между основной частью перчатки, закрывающей запястье, и крагой из нескольких подвижных пластинок, соединенных заклепками, чтобы длинная крага не мешала сгибать руку в запястье9. Зато такая удлиненная и заостренная на конце крага прекрасно соответствовала тонкому, вытянутому стилю готических латных доспехов. Менялась в зависимости от моды и форма латных башмаков - сабантонов. Вытянутые острые носки, характерные для бургундской моды и готического стиля, сменились в начале XVI в. тупыми и расширенными носками, характерными для обуви того периода. С конца XIV - начала XV в. доспехи в целом начинают характеризоваться как модные, т.е. современные, передовые по конструкции, и вышедшие из моды, т.е. устаревшей конструкции. В целом в это время преобладание того или иного типа доспехов определялось, конечно, в первую очередь их качеством, а не внешним видом, однако, в XVI в. уже появляются комплексы доспехов, отделка которых значительно

10 ГЛ

снижала их защитные свойства . Эти доспехи принято называть костюмными, поскольку они воспроизводили в металле внешний вид костюма той эпохи. Кроме того, страсть ко всему античному привела к появлению доспехов, стилизованных под древние образцы - с анатомическими кирасами и открытыми шлемами. Из-за многочисленных выступов и украшений оружие не соскальзывало с такого доспеха, и вся энергия, вложенная в удар, шла на проникновение оружия через доспех. Кроме того, крупные выпуклые детали украшений создавали дополнительные неудобства и в ношении доспеха, что также снижало их функциональность. Таким образом, можно говорить, что в эпоху Возрождения мода оказывала на вооружение особенно сильное влияние, причем это касалось не только отделки доспехов, но и самой их конструкции.

Однако отдельные детали вооружения, не имевшие практического значения, существовали и значительно раньше эпохи Возрождения. Примером тому могут служить умбоны - выгнутые полусферические металлические пластины, крепившиеся в центре щита. Умбоны были широко распространены еще в античности у римлян, кельтов, германцев и других народов Европы, сохранялись они и на протяжении всего раннего Средневековья. В этот период использовались щиты с кулачным хватом, при котором в центре щита делалось специальное отверстие, поперек которого проходила единственная ручка. Умбон при этом был нужен для того, чтобы закрыть это отверстие и защитить кисть руки, державшую щит, а его выгнутая форма объяснялась тем, что кисть руки через отверстие выступала над внешней плоскостью щита. Такой хват был удобен для пеших бойцов, поскольку позволял более активно и свободно действовать щитом. Для

всадника же такой хват по ряду причин был менее удобен и с возрастанием роли кавалерии стал постепенно исчезать, тем более что в XI в. круглые щиты сменились несимметричными каплевидными, для которых кулачный хват вообще не подходил. Умбоны при этом еще в течение века, а в некоторых случаях дольше сохранялись. В литературе этому находятся

разные объяснения. Большинство авторов считает, что умбон нужен был для

11

усиления прочности щита , хотя не понятно, почему для этой цели требовалась именно круглая выпуклая пластина, расположенная в середине щита, при том, что больше всего страдает от ударов кромка, и почему со временем необходимость в таком усилении все же пропала. Высказываются и довольно фантастические предположения, не подтверждающиеся практикой исторического фехтования, о том, что в Средние века якобы умели принимать удары на умбон, чтобы не повреждать щит. Учитывая, что народы, никогда не использовавшие щиты с кулачным хватом, как, например, античные греки, не использовали и умбон, следует все же объяснить его применение на каплевидных щитах в первую очередь

ПН Г"

сложившейся традицией. Таким образом, перед нами оказывается пример проявления консервативной моды, когда

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком