научная статья по теме Влияние религиозных традиций на систему права в исламских странах Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Влияние религиозных традиций на систему права в исламских странах»

УДК 348.97

Влияние религиозных традиций на систему права в исламских странах

Н.В. ВОЛОДИНА, доктор философских наук, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов nina_volodina@mail.ru

Рассматривается влияние исламских традиций на правовую систему стран мусульманского мира — Ирана, Ирака и Турции. Анализируются современные тенденции исламской системы права на примерах некоторых мусульманских государств.

Ключевые слова: исламская система права, исламские государства, «Армия ислама», джихад, муджтахид, шариат. The Influence of Religious Traditions in the System of Law in Islamic Countries

Volodina N.

The author considers the influence of Islamic traditions on the legal system of the Muslim world — Iran, Iraq and Turkey. Modern trends of the Islamic system of law are analyzed by the example of some Muslim countries. Keywords: Islamic system of law, Islamic states, "The Army of Islam", jihad, mujtahid, Sharia.

Исламская правовая система, объединяющая свыше 70 стран мира, имеет тенденцию к дальнейшему развитию. В связи с событиями 2011—2012 годов, приведшими к смене власти, конфликтам и военным действиям в ряде исламских государств, имеет смысл рассмотреть систему права некоторых из них.

Исламская Республика Иран образована в 1979 году. Верховный руководитель Рухолла Хомейни установил в стране республиканскую форму правления на исламских основах. Большинство иранцев — мусульмане: 90% — шииты, 8% — сунниты. К остальным 2% относятся христиане, зороастрийцы, иудеи, бахаи1. 1 апреля 1979 года по результатам референдума страна провозглашена Исламской Республикой Иран. Ее законодательство содержит ряд принципов, касающихся отношений государства и религиозных структур:

— официальной религией государства является ислам (в шиитском мазхабе2);

— свобода создания религиозных партий, не вступающих в противоречие с принципами исламской республики;

— все иранцы независимо от пола равны перед законом и располагают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм и др.

Итак, Иран является исламской республикой. Конституция страны базируется на исламских традициях, заложенных в Коране, таких как:

— нет бога, кроме Аллаха;

— основоположная роль ислама в толковании законов;

— Аллах — единственный судья, ему принадлежит власть, и от него исходят законы3.

Конституция Исламской Республики Иран 1979 года начинается словами: «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!», в ней указывается, что «исламская республика — это система правления, основанная на вере в ислам» (ст. 2), а именно:

— в единого бога и в то, что он устанавливает законы шариата и человек должен покоряться его воле;

— в божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

— в божественную справедливость в создании и установлении законов шариата;

— в преемственность имамов и их опеки над обществом;

— в благородство и высшую ценность человека, что обеспечивает равенство, справедливость и независимость, а также национальное единство4.

В главе 3 Конституции «Права народа» отмечено, что правительство обязано с учетом

1 См.: Шлыкова Н.Б. Исламская Республика Иран // Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — М., 2010. Т. 1. С. 227.

2 Мазхаб — школа шариатского права в исламе.

3 См.: Шлыкова Н.Б. Указ. соч.

4 См.: Конституции государств Азии. С. 234—274.

исламских норм и принципов гарантировать соблюдение прав женщин. Законодательно закреплено назначение духовного лидера, и в ст. 109 обозначены требования к нему: необходимый уровень знаний, научной компетентности для вынесения фетв (решений) по различным вопросам мусульманского права, развитое чувство справедливости и истинная набожность для авторитетного управления исламской нацией. В основу исламского правления положен принцип «велат-е-факих», т. е. правление мусульманского богослова-правоведа. Система государственного управления представляет собой воплощение некоего образца при постоянном совершенствовании духовно-интеллектуальных основ и движении к конечной цели — Аллаху.

Интересен факт, что в законодательстве Ирана прописаны принципы деятельности «Армии ислама» (вооруженных сил страны), которые основаны на исламском учении. На них возложена ответственность как за безопасность страны, так и за выполнение исламской миссии — джихада во имя Аллаха, а также за распространение положений Корана и Сунны по всему миру.

Фалях Исмаил Хачим особо подчеркивает, что Основной закон и в целом законодательство страны опираются только на исламские критерии. Не может быть изменено положение об исламском характере государства. Судебная власть провозглашена независимой, но ст. 162 Конституции предусматривает, что председатель Верховного суда и генеральный прокурор республики должны быть муджтахидами1. Становится очевидным, что муджтахидами должны быть и все члены Верховного суда. Здесь нет места юристам-специалистам, достаточно знать шариат и быть муджтахидом, чтобы стать членом этого высшего органа судебной власти2. После провозглашения пра-ления Аллаха в Иране шариатские суды ввели битье палками за употребление вина, а всем женщинам приказали носить на голове покрывало (хиджаб). Существующий Иранский совет по соблюдению Конституции следит за тем, чтобы конституционные нормы воспринимались населением как исламские предписания.

Законы Ирана могут обрести юридическую силу в том случае, если Комитет улемов3 — Высший духовный совет — признает их соответствие положениям ислама. Законодательная власть принадлежит Исламскому консультативному совету. В Иране действует Финан-

совый суд, который следит за счетами министров, государственных предприятий и организаций, имеющих отношение к государственному бюджету, и находится в подчинении у Исламского консультативного совета. Юрисдикция шариатских судов неприкосновенна4.

В Иране постановления Правительства не имеют законной силы, если противоречат исламским догмам. В законодательстве Исламской Республики Иран определены права и обязанности граждан в рамках шариата. Единственные признанные религиозные меньшинства — это последователи зороастризма, иудейства и христианства, которые могут осуществлять свои религиозные обряды в рамках законов страны.

Иранская правовая модель воплощает модель религиозно-традиционного права, основанную на национальных и религиозных традициях ислама, но одновременно включает в себя западные ценности — права и свободы личности, что придает особое содержание иранскому законодательству.

Противоположный, на первый взгляд, пример Турции как светского государства не так однозначен. Необходимо учитывать, что 98% турецкого населения исповедуют ислам, преимущественно в форме суннизма ханафитского толка, являются приверженцами исламских предписаний и стремятся жить в исламском государстве.

В 1923 году после победы «кемалистской революции» под руководством Мустафы Кемаля провозглашена Турецкая Республика. Современную Турцию с преимущественно мусульманским населением принято считать светским государством. В законодательстве этой страны продекларированы принципы религиозного плюрализма, но реализация религиозными меньшинствами своих прав затруднена. В преамбуле Конституции Турции (принята на референдуме 7 ноября 1982 года) говорится о принципах секуляризма и невмешательстве религиозных организаций (отметим, что религиозные общины мусульман называются «уммы») в государственные дела. Турецкая Республика — демократическое, светское, социально-правовое государство (ст. 2 Консти-туции)5. В 2001 году в Конституцию внесены поправки в связи с подготовкой к вступлению Турции в Европейский союз (далее — Евросоюз) и приведением основных прав и свобод граждан (в т.ч. на свободу совести и вероисповедания) в соответствие с Европейской конвен-

1 Муджтахиды — представители высшей категории мусульманских богословов-законоведов.

2 См.: Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока и Северной Африки. — М., 2009. С. 88—89.

3 Улемы — признанные и авторитетные богословы-правоведы.

4 См.: Хачим Ф.И. Указ. соч.

5 См.: Конституция Турецкой Республики. URL: http: www.byegm.gov.tr/sayfa.asp Id=78

цией о защите прав и основных свобод человека. Светский подход кемалистов к регулированию отношений государства и религиозных структур имел непоследовательный характер и консервативную форму, опирался на исламские догмы. Государство большей частью рассчитывало на вооруженные силы, которые могли его поддерживать.

В XXI веке роль радикального ислама в общественной жизни страны усиливается. Инициированный Партией справедливости и развития (умеренных исламистов) конституционный референдум (12 сентября 2010 года), проведенный по вопросу о необходимости изменений в Конституции, предоставляет свободу действий радикальным исламистам. Главная цель умеренных исламистов — выход из-под контроля светской власти. Со времен основателя современной Турции Кемаля Ататюрка благодаря вооруженным силам в республике сохранялись принципы светского государства. Поэтому по итогам референдума произошла отмена особого статуса армии, позволявшего ей официально вмешиваться в политику государства посредством Совета национальной безопасности. Другое новшество — запрет политических партий передан из-под юрисдикции судов парламенту, большинство мест в котором принадлежит исламистам. Для политических радикальных исламских партий открывается возможность влиять на законодательство страны и призывать к введению норм шариата. Некоторые поправки к Конституции в последующие годы смогут способствовать развитию государства по модели теократического и введению норм шариата. Такая тенденция может привести к появлению в Турции множества радикальных исламских институтов и организаций, т. к. законодательство не запрещает им действовать. С учетом угрозы международного религиозного (исламского) экстремизма, растущей миграции мусульман в страны Евросоюза и особенностей их традиционализма целесообразно при разработке международных документов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком