научная статья по теме Влияние социокультурных рисков на идентификационные процессы Философия

Текст научной статьи на тему «Влияние социокультурных рисков на идентификационные процессы»

А.Ю. ШАДЖЕ доктор философских наук, профессор Адыгейского государственного университета'

Влияние социокультурных рисков на идентификационные процессы

Проблема сохранения и укрепления Российского государства зависит от многих духовных, политических, социальных, экономических и других факторов. Одним из определяющих является социокультурная среда, создающая ценностную основу общества и формирующая мировоззренческий базис нашей общей идентичности. Современная социокультурная реальность в российском обществе носит динамичный, противоречивый, неустойчивый характер, что обусловлено влиянием внешних и внутренних/российских процессов, создающих социокультурные риски. Теоретическая и практическая актуальность проблемы влияния социокультурных рисков на сохранение единства и целостности нашей страны очевидна. В современной России данная проблема приобретает большую актуальность, когда конфигурация идентичностей меняется под влиянием глобализации и модернизации социума. Еще более актуальным становится изучение вопросов формирования и укрепления российской гражданской идентичности на уровне российской нации, региона и северокавказских народов в контексте социокультурных рисков.

Социальная характеристика риска. Вначале остановимся на содержании ключевого понятия

«риск». Согласно словарной дефиниции риск - возможная опасность; действие наудачу в надежде

1

на счастливый исход .

Следует отметить, что данное понятие однозначно в социально-гуманитарной науке не определяется. Хотя уже двадцать лет развивается как в западноевропейской, так и в отечественной социологии такое научное направление, как рискология. Известно, что риск чаще трактуется в широком плане как состояние опасности и катастроф. В более узком, социологическом, смысле -это «деятельность в условиях перехода от состояния неопределенности к состоянию определенности (или наоборот), когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели, с учетом действующих общественных норм»2. Принимая данное определение понятия «риск», с учётом целей данной статьи обратим внимание на то, что важным основанием такого понимания риска явилось выделение двух его форм - объективного (средового риска как условия жизнедеятельности) и субъективного (деятельностного риска).

По мнению западного социолога Э. Гидденса, концепции риска в Средние века не существовало. Не было ее и в большинстве других традиционных культур, потому что, как полагает автор, они в ней не нуждались, поскольку это понятие связано с активным анализом опасности с точки зрения будущих последствий. Исходя из этого, он утверждает, что идея риска утвердилась в XVI-XVII столетиях и ее создателями были западные исследователи, разъезжавшие по свету. Она «широко используется лишь в обществе, ориентированном на будущее»; «концепция риска предполагает наличие общества, активно пытающегося порвать с собственным прошлым, а это - главная характеристика индустриальной цивилизации нового и

3

новейшего времени» .

Как отмечалось выше, рассматриваемое понятие трактуется в науке неоднозначно. Ю.А. Зубок считает, что его появление относится к периоду первых географических открытий и имеет скорее всего испанское происхождение (исп. скала или риф). По мнению Э. Гидденса, «само слово «риск», похоже, пришло к нам из испанского или португальского языка, где оно означало плаванье в незнакомых водах, не нанесенных на карту. Другими словами, первоначально оно относилось к пространству. Позднее риск стал и временной категорией...»4.

Сегодня в традиционных обществах не только активно проявляются разные виды риска -«традиционные» и «новые» технические. Именно они становятся причиной как экологического, так и духовного кризиса. В связи с этим важно уточнить следующее: если для первых был характерен технический анализ риска, основанный на эффективности, то вторые - не подвластны ему. Особенности «новых» рисков связаны с глобализацией; они характеризуются сложностью, объемностью, скрытой нераспознаваемостью, необратимостью, временным фактором и не

* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: shadzhe@maykop.ru

1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М., 1986, с. 591.

2 Зубок Ю.А. Риск // Социологическая энциклопедия. В 2 т. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003, т. 2, с. 353.

3 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М., 2004, с. 38-39.

4 Гидденс Э. Указ. соч., с. 38.

подвластны экономическим расчетам. Поэтому немецкий ученый Г. Банзе, исходя из особенностей новых рисков, считает необходимым говорить о гипотетических рисках5. Безусловно, всё это затрудняет распознание и понимание новых рисков, которые стали объективной реальностью и создают условия неопределенности нашего существования.

Немецкий социолог У. Бек убедительно доказал, что риск является чертой современного общества6. Заметим, что новые риски в современных/модернизирующихся обществах проявляются по-разному, имеют свои особенности.

Состояние современного российского общества позволяет утверждать, что в условиях неопределенности формируются и воспроизводятся отношения к социальной реальности (архетипы, менталитет, габитусы, стереотипы), которые определяют и формируют собственное Я и образ Другого в межличностных отношениях 7 и оказывают влияние на образно-символические проявления дихотомии «свой - чужой». Они, в свою очередь, составляют основу сложных социокультурных процессов на разных уровнях человеческого бытия. В этих условиях важен анализ фактора социокультурного риска, оказывающего активное влияние на идентификационные процессы.

Отметим, что «риск» рассматривается нами как понятие социальной/социокультурной теории, выражающее одну из характерных черт современного общества. Социокультурные риски относятся к «новым» видам риска. К ним специалисты относят следующие:

- «запаздывание» культурного развития, что ведет к информационно-коммуникативному неравенству;

- превышение объема и роли информационных потоков;

- утрата этническими культурами базовых характеристик, следствием чего является трансформация моделей этнокультурной идентичности;

- «размывание» ядра национального языка в результате расширения лингвоинформационных заимствований, необходимых для коммуникации в мировом информационном пространстве;

- негативная самоорганизация и упущенные возможности из-за отсутствия инновационной стратегии и культурной политики 8.

Эти положения очерчивают рамки дальнейших наших размышлений. Рассмотрим влияние социокультурных рисков на многоуровневую идентичность - национальную, региональную и этнокультурную идентичности, акцентируя внимание на ряде главных идентификационных маркеров.

Трансформация ценностно-смыслового пространства русского языка. В этом плане необходимо особо отметить негативное изменение статуса русского языка - общего компонента российской идентичности в социокультурном пространстве нашей страны. Например, «к последнему десятилетию XX в. (к 1990 г.) число владевших русским языком достигло своего наивысшего показателя - 312 млн. человек. Этому способствовали прежде всего социально-экономические и научно-технические достижения Советского Союза9. Русский язык стал единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних 20 лет, прошедших после распада СССР, неуклонно утрачивает свои позиции во всех без исключения регионах мира, в том числе и в бывших советских национальных республиках, где он доминировал на протяжении почти всего XX в.10.

В современном мировом и российском информационном пространстве происходит «размывание» ядра русского языка, в результате чего усугубляется духовный/культурный кризис в нашей стране, мы теряем нашу общекультурную ценность, на которой основано национальное единство страны. Ведь русский язык является не только этническим языком русских, не только средством общения с представителями разных этносов. Это сила, объединяющая нас в культуре, экономике, политике и т.д., средство сохранения и укрепления взаимопонимания и стабильности. Поэтому нас всех должно связывать одно желание и одна цель - сохранить эту цементирующую силу, укрепить наше сотрудничество и единство нашей страны.

Итак, важно понять и принять практические меры по сохранению национального языка, являющегося скрепой российской гражданской идентичности, формирующего основу социокультурного пространства других видов идентичности.

Региональная/кавказская культура в условиях социокультурных рисков. В каждой культуре как в сложной саморазвивающейся системе формируются особые информационные

5 См.: Банзе Г. Риск // Глобалистика. Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков . М., 2003. с. 897-899.

6 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

7 См.: Чупров В.И. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М., 2014.

8 См.: Астафьева О.Н. Культурно-цивилизационные грани глобализации // Глобализация : учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова. М., 2008, с. 183.

9 См.: Арефьев А.Н. Сжимающееся русскоязычие // Демоскоп, 2013, №571-572, 14-31 октября. Доступ: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0571/tema02.php (проверено: 10. 05.2014

10 См.: Арефьев А.Н. Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. [Электронный ресурс]. М., 2012, с. 6.

структуры-коды, фиксирующие важные для целостности системы особенности ее взаимодействия со средой («опыт» предшествующих взаимодействий). Эти информационные структуры-коды определяют способы воспроизводимости системы как целого. Такими информационными структурами в культуре являются ее базисные ценности и смыслы, которые формируют человека11.

Кавказская культура является сложным феноменом. Традиционные ценности на Кавказе принадлежали особому типу культуры, не совпадавшему ни с русской, ни с европейской. Однозначная трактовка ценностей кавказской культуры будет поверхностной и даст неверный результат.

Вспомним классический XIX век. Иностранц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком