научная статья по теме ВНУТРЕННИЙ ЯЗЫКОВОЙ ИМПЕРИАЛИЗМ США: ОТ «ПЛАВИЛЬНОГО КОТЛА» К «САЛАТНИЦЕ» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВНУТРЕННИЙ ЯЗЫКОВОЙ ИМПЕРИАЛИЗМ США: ОТ «ПЛАВИЛЬНОГО КОТЛА» К «САЛАТНИЦЕ»»

УДК 342.725

ВНУТРЕННИЙ ЯЗЫКОВОЙ ИМПЕРИАЛИЗМ США: ОТ «ПЛАВИЛЬНОГО КОТЛА» К «САЛАТНИЦЕ»

© 2013 г. М.А. Марусенко

Санкт-Петербургский государственный университет

В статье на базе политического, исторического и демографического анализа рассматривается эволюция языковой идеологии властей США, заключающаяся в переходе от концепции «плавильного котла» к концепции «салатницы», а также политика США в отношении языков коренных народов и иммигрантских сообществ. Одновременно речь идёт о попытках придать английскому языку статус единственного официального.

Ключевые слова: языковая политика, мультикультурализм, многоязычие, языковая идеология, коренные народы, иммигрантские сообщества, языковое разнообразие, официальный язык.

Современные идеологии языкового империализма имеют два варианта -внутренний и внешний, в зависимости от того, идёт ли речь об автохтонных, региональных или миноритарных языках внутри одной страны или же о навязывании чужого языка жителям других стран или целых регионов. Настоящими коренными жителями США являются американские индейцы, инуиты (эскимо-сы), алеуты и население территорий, аннексированных или приобретённых США, например, Луизианы, Новой Мексики, Техаса, Калифорнии и т.д.

К началу европейской колонизации континента в Северной Америке (США, Канада, Мексика) существовало большое этническое и языковое разнообразие. Одним из самых заметных сообществ были индейцы-ирокезы, жившие в долине реки Св. Лаврентия, вокруг озёр Эри и Онтарио, в долине реки Гудзон и в западной части Аппалачских гор. Ирокезы разделялись на шесть больших племён: тускароры, сенеки, кайюги, онейды, онондаги и могавки. Потомки всех этих племён живут на территории США и Канады и сегодня. Рядом с ними жили индейцы-алгонкины. Эта народность также состояла из разных племён (оттавы, шайены, арапахо и т.д.), постоянно воевавших между собой. Южнее, от Миссисипи до Атлантики жили индейцы-маскоги: крики, чероки, чоктау чикасо, се-минолы. На территории нынешних Вирджинии и Северной Каролины и в центре континента жили индейцы-сиу: ассинибойны, кроу, дакоты, лакоты, хидат-сы и др. На Аляске жили инуиты - близкие родственники российских эскимосов. В целом на территории Северной Америки существовало - до того как большая часть носителей языков была уничтожена колонистами - восемь круп-

* МАРУСЕНКО Михаил Александрович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: mamikhail@yandex.ru

2* 35

ных языковых семей: эскимосско-алеутская, атакапска-онкинская, ирокезская, сиуанская, салишская, уто-ацтекская и маскогская.

Наименование индейцы коренные народы Северной Америки получили по недоразумению: Христофор Колумб и его спутники-испанцы ошибочно посчитали, что попали в Индию, потому и назвали жителей открытой ими страны Indios (англ. Indians, франц. Indiens). Сегодня в США предпочитают другие наименования: Aboriginal peoples, Natives, Tribal group Autochtons.

Колонизация Северной Америки европейцами началась в XVI веке, в XVII-XVIII веках она велась, в основном, Испанией, Францией, Англией и, в меньшей степени, Голландией.

Первыми на территорию нынешних США проникли испанцы. Уже в 1580 г. испанский король принял решение о создании колоний Западная Флорида (нынешний штат Алабама) и Восточная Флорида (нынешний штат Флорида). Испанское владычество сначала простиралось на территории, называемые ныне Флорида, Техас, Калифорния, а затем на б0льшую часть американского Запада. После подписания Парижского договора 1763 г. испанцы приобрели у французов всю Луизиану. Испанцы позволяли туземцам говорить на своих этнических языках и не противились тому, чтобы в Луизиане французы (канадцы и акадийцы) говорили по-французски: они даже строили для них школы и сделали французский административным языком Луизианы.

Французы проникли на территорию Северной Америки из бассейна реки Св. Лаврентия. Начав с Квебека, они распространили свою власть на огромную территорию, вплоть до Луизианы, названной в честь Людовика XIV. До заключения Утрехтского договора 1713 г. Франции принадлежала б0льшая часть Северной Америки, включая Ньюфаундленд, Акадию (п-в Новая Шотландия), Канаду и Луизиану. По Утрехтскому договору Франция потеряла Акадию, а по Парижскому договору - и все остальные владения в Северной Америке, которые достались Англии [1].

Для поддержания своего господства Франция должна была опираться на союз с коренным населением. Удивительно, но французам удалось обеспечить поддержку почти всех индейских племен, проживавших на подвластной им территории. Они смогли установить тесные, хотя и патерналистские отношения со всеми индейцами, кроме ирокезов, с которыми они постоянно воевали до заключения Великого мира в 1701 году.

Сначала французы попытались ассимилировать индейцев, но быстро убедились в утопическом характере офранцуживания. Тогда они сами принялись изучать их языки: миссионеры, охотники-следопыты и многие канадские офицеры свободно говорили на одном или нескольких индейских языках. Многие молодые французы жили среди индейцев и изучали их языки, чтобы стать переводчиками. Губернаторы Новой Франции пользовались услугами офицеров-полиглотов, поскольку они не доверяли услугам следопытов, неверно излагавших содержание речей индейских вождей.

Английские же колонисты разжигали вражду между племенами, стремились уничтожить индейцев как расу. Тяжёлый удар им нанесла англофранцузская колониальная война, начавшая в 1754 г., и через два года слившаяся с войной европейских держав, известной как Семилетняя война 1756-

1763 гг. В результате Парижского договора, заключением которого закончилась эта война, большая часть территории перешла под власть англичан, Америка стала прибежищем протестантов, сначала английских, а потом и выходцев из других стран, где, зачастую, протестанты подвергались гонениям.

Мечтой первых европейских колонистов, большей частью англосаксонцев, было говорить на хорошем английском языке и читать книги английских писателей. Когда они вспоминали Англию, они просто говорили at home (дома). Всем другим, для того чтобы интегрироваться в американское общество, нужно было принять британскую культурную модель и забыть языки своих предков. По этой причине французские, немецкие, ирландские, шотландские, голландские и другие иммигранты быстро утрачивали свои этнические языки [6].

В эту эпоху многие языковые сообщества открывали свои собственные школы, ориентировавшиеся на религиозную конфессию данного сообщества. Так, ирландцы, ненавидящие англичан, предпочитали кооперироваться с другими католиками или с шотландцами и немцами. В большинстве школ обучение чтению и письму велось на языке данного сообщества. Самыми распространёнными языками были английский, нидерландский, немецкий и французский, причём в некоторых районах, например в Пенсильвании, концентрация немецких иммигрантов была настолько высока, что самым распространённым языком образования был немецкий, а проблема их интеграции стала серьезно беспокоить федеральные власти. В 1753 г. Бенджамин Франклин отмечал, что поведение германоязычного населения, продолжающего говорить и писать по-немецки, делало невозможным его англизирование. Это знаменитое высказывание одного из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки, датированное тем же годом, считается первым документом американской языковой политики: «Почему мы должны позволять этим пфальцским мужланам, нахлынувшим в наши колонии и скопившимся в них, вводить там свои языки и свои обычаи в ущерб нашим? Почему Пенсильвания, основанная англичанами, должна превратиться в колонию иностранцев.., которые скоро станут столь многочисленны, что германизируют нас вместо того, чтобы быть англизированными нами?» [8].

Хотя первые контакты с коренным населением были относительно мирными, отношения между колонистами и индейцами быстро испортились, потому что переселенцы из Англии были очень жадны до индейских земель. Кроме того, большинство индейцев были союзниками французов, что делало из них врагов вдвойне. Когда колонисты убивали индейцев, то говорили о прогрессе цивилизации к вящей славе Господней, когда индейцы убивали колонистов, сгоняющих их с исконных территорий, то говорили о кровавой резне, устроенной дикарями. Индейцев представляли не иначе, как творениями дьявола. Английские колонисты быстро поверили, что они должны выполнить священную миссию - очистить территории, дарованные им Провидением, от дьяволов. После ухода англичан, дело истребления индейцев продолжили американцы, проводя политику, которая в наше время может быть названа только одним словом - геноцид. Алексис де Токвиль писал по этому поводу в 1835 г.: «Испанцы, с беспримерной жестокостью, покрыв себя несмываемым позором, не смогли уничтожить индейскую расу. Американцы из США достигли этого

результата с чудесной легкостью: спокойно, легально и филантропически, не нарушив ни одного из великих моральных принципов в глазах всего мира. Никто не смог бы уничтожать людей лучше, соблюдая человеческие законы» [6].

Каждый из штатов осуществлял свою собственную политику в отношении индейцев, но все они сводились к их устранению. Федеральное управление по делам индейцев предписывало проводить политику постепенного вытеснения индейцев на запад. Сначала эта политика называлась «переселением», а позднее «изгнанием». Выжившие индейцы были загнаны в резервации, получив за всё компенсацию в 15 млн. долл., в то время как отнятые у них земли составляли более 2-х млн. кв. км. Европейские переселенцы, считавшие себя первыми американцами, верили, что Провидение поручило именно им священную миссию завоевания континента и приобщения туземцев к благам цивилизации. Любимым «спортом» прибывших из Европы переселенцев стала охота на индейцев к вящей славе Господней.

После геноцида наступил период гонений на языки индейцев. Их дети, обучавшиеся в американских школах и застигнутые за употреблением своего языка, подвергались физическим наказаниям и моральному унижению. Их заставляли отказываться от родного языка; даже миссионеры, занимавшиеся

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком