научная статья по теме ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ЕГО ЗАСЕЛЕНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ - НАЧАЛО ХХ ВВ.) Науковедение

Текст научной статьи на тему «ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ЕГО ЗАСЕЛЕНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ - НАЧАЛО ХХ ВВ.)»

Васильченко О.А., доктор исторических наук, профессор Комсомольско-го-на-Амуре государственного технического университета

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ЕГО ЗАСЕЛЕНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

В дальневосточном регионе семья как социальная система имеет свои специфические особенности. Они формировались под воздействием исторических и географических условий освоения и заселения данной территории.

По историческим меркам возраст дальневосточной семьи очень мал. Если не учитывать аборигенное население, то процесс создания и развития дальневосточной семьи активно осуществляется в последние полтора века. Основой этому послужили миграционные движения в середине XIX - начале XX века.

Новое население региона в своем большинстве составили крестьяне-переселенцы, принесшие с собой не только имущество, но и стиль, образ жизни. Взгляды крестьянских новоселов отражали представление российского крестьянства Х1Х - начала ХХ века о браке и семейной жизни, взаимоотношениях мужчин и женщин, которые сформировались под воздействием целого комплекса социально-экономических факторов.

Для российских крестьян одним из главных условий жизни, определявших семейный быт, являлась жизнь в деревенской общине, ставшей основой российской деревни. Она занималась управлением и регулированием поведения крестьян. При этом общине был свойственен строжайший социальный контроль, цензура нравов, от которого нельзя было укрыться. Она же осуществляла надзор за выполнением норм семейного права, соблюдение которых было обязательным для всех.

В российской деревне взаимоотношения в среде односельчан носили публичный характер. Брачные и семейные отношения не были исключением из этого правила. Так, в свадьбе принимала участие вся община. На ее сходах разбирались семейные конфликты, наказывались розгами провинившиеся.

Заключение брака являлось одним из главных событий в жизни крестьянина, показателем его порядочности, общественного веса и материального положения. Только после этого крестьянин становился полноправным членом сельской общины.

Негативное отношение односельчан к людям, живущим вне брака, было обусловлено экономическими и правовыми различиями в жизни женатых и холостых (незамужних) членов сельской общины. Например, холостяк не мог рассчитывать на получение земельного надела - основного источника для своего существования. По мнению крестьян, женщина без мужа не имела самостоятельной ценности.

Крестьянская семья отличалась верностью сторон в браке. Прочность семей гарантировалась строгими взглядами сельчан на неверность супругов, убежденностью в неразрывности брачных уз. Неверных в браке ждал общественный позор. Рождение детей вне брака строго осуждалось. Внебрачные дети не получали помощи от общины и государства. Укреплению семейных уз способствовала православная церковь, влиявшая на формирование общественного мнения.

Взаимоотношения супругов регламентировались законом, в соответствии с которым муж «обязан любить жену свою как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи. Он обязан доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и возможности своей» [2, ст. 106]. Она «обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всяческие угождения и привязанность, как хозяйка дома» [2, ст. 107].

Следует отметить тяжелое положение женщины, дискриминация которой была закреплена законодательством. По существовавшим законам женщина не имела права голоса при выборах в местные органы самоуправления. На сельские сходы крестьянки допускались только в случае болезни или отсутствия их мужей. Тяжелый физический труд, рождение многочисленных детей приводили к истощению здоровья и высокой смертности среди женщин.

Семейное право отражало наличие больших неразделенных крестьянских семей патриархального или полупатриархального типа, а также малых семей. Большая семья обычно состояла из 2-4 семей женатых братьев, живущих вместе. Насчитывала она 20-40 человек нескольких поколений [1, л. 53]. Члены семьи вели общее хозяйство, сообща владели имуществом. Обычно главой семьи был отец, старший сын при живом отце, иногда дед. Глава семьи выступал как посредник в отношениях большой семьи и земельного общества. Он ведал всеми работами, семейным бюджетом. Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировался обычным правом, гражданскими и церковными установлениями. Блюстителем бытового уклада также являлся глава семьи. Все беспрекословно подчинялись ему, соблюдая жесткий патриархальный порядок.

Главный смысл жизни крестьянской семьи - труд, в который вовлекались все члены семьи, начиная с 10-12 лет. На Дальнем Востоке сельскохозяйственный труд был еще более тяжелым из-за суровых природных условий.

Малые семьи представляли собою простые по составу родственные общности, состоящие из б-8 человек. Такая форма семьи начинает выступать как производственный организм, наиболее целесообразный в новых условиях хозяйствования.

Малой семье были свойственны менее деспотичные внутрисемейные взаимоотношения. Более независимой становилась женщина. Начала исчезать «забитость» младшего поколения. Ослабевала власть старшего в семье. Но при всех происходящих изменениях в малых семьях еще сохранились половозрастное разделение труда и подчиненное положение женщин по отношению к мужчинам, поддерживаемое церковью и закрепленное юридическими актами.

Однако незыблемым оставалось отношение к старикам, которые пользовались уважением и почетом в крестьянской среде. Забота о пожилых людях была одной из неукоснительных норм жизни в сельской общине. Согласно жизненным правилам, сын должен был содержать престарелых родителей. В случае нерадивости детей крестьянский сход и официальное право воздействовали на них. При этом в ход шли штрафы, общественное мнение и даже аресты на несколько дней [3, с. 37].

Таким образом, характеризуя внутрисемейные отношения, сложившиеся на Дальнем Востоке в среде сельских жителей, необходимо отметить живучесть патриархальных порядков. Развитие капитализма на Дальнем Востоке дало возможность сельскому населению получать дополнительные заработки, которые значительно превышали доход от сельскохозяйственной деятельности. Был востребован и женский труд, что, в свою очередь способствовало изменению положения женщины в семье [4, с. 22]. Она получила возможность обеспечить себе определенную экономическую самостоятельность, вследствие чего стал изменяться ее статус.

Литература

1. Российский государственный архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 702. Оп. 1. Д. 207.

2. Свод законов гражданских. Кн. I. О правах и обязанностях семейственных. СПб. 1900.

3. Васильченко Э.А. Женщины-каторжанки и спецпоселенки на Дальнем Востоке России (1860 - 1941 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-2 (43).

4. Васильченко Э.А. Тенденция формирования женского социума на Дальнем Востоке (вторая половина XIX - начало XX века) // Женщина в российском обществе. 2000. № 2.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком