научная статья по теме «ВО ВРЕМЯ КУЛИНА БАНА И ДОБРЫХ ДНЕЙ»: К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОСНИЙСКОЙ ДИНАСТИИ КОТРОМАНИЧЕЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ВО ВРЕМЯ КУЛИНА БАНА И ДОБРЫХ ДНЕЙ»: К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОСНИЙСКОЙ ДИНАСТИИ КОТРОМАНИЧЕЙ»

УДК 94(497.6)"7/145":930(497.6)

О.С. Солодовникова

«ВО ВРЕМЯ КУЛИНА БАНА И ДОБРЫХ ДНЕЙ»: К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОСНИЙСКОЙ ДИНАСТИИ КОТРОМАНИЧЕЙ

В историографии вплоть до настоящего времени остаются непроясненными многие важные вопросы боснийской средневековой политической истории. В современной зарубежной исторической науке сформировалось представление о правлении боснийской династии с VIII до середины XV в. Но, к сожалению, наличные источники не могут подтвердить этот факт. Как документальные, так и нарративные источники приводят к заключению о децентрализации Боснии до конца XIII в. Появление же династии, получившей наименование Котроманичей, относится к концу XIII в., когда во главе Боснии стал бан Степан I.

Ключевые слова: средневековые Балканы, средневековая Босния, династия Котроманичей, боснийские баны, бан Кулин.

Изучение боснийской средневековой истории сопровождается несколькими особенностями. Во-первых, отсутствием или плохой сохранностью источников, а, во-вторых, большим количеством гипотез, которые строятся для восполнения этих лакун. Поэтому использование достижений предшествующей историографии можно использовать лишь с известной оглядкой на имеющийся источниковый материал, который преимущественно представлен документами, а также некоторыми нарративными сочинениями.

В свете сказанного крайне интересным представляется вопрос о боснийской средневековой правящей династии, получившей в историографии наименование Котроманичей. Попытки последовательно реконструировать историю династии приводят к ряду трудностей. Разные авторы называют разных родоначальников династии и соответственно по-своему определяют начало ее правления. Нет ясности и с этимологией династического имени.

Наиболее запутанным в историографии при определении последовательности правителей оказался период, ограниченный второй половиной XIII - началом XIV в. Но примечательно то, что именно этим временем многие исследователи конца XIX-XX в. датировали начало династии, правда, расходясь в конкретных правителях.

Воссоздание боснийской династии начинается хорватским историком конца XIX в. Векославом Клаичем в его книге «Исто-

рия Боснии до падения королевства». Первым представителем династии Котроманичей В. Клаич называет бана Степана. Время его правления он относит ко второй половине XIII в. Подвластную ему территорию он определяет в районе Усоры - на севере Боснии, в то время как в центральной Боснии в это время правил бан Приезда. Интересен тот факт, что к имени бана Степана В. Клаич добавляет второе имя Котроман1.

Сербского исследователя середины ХХ в. Владимира Чоровича, написавшего «Историю Боснии» в трех книгах, вопрос происхождения боснийской династии интересовал мало. В его исследовании очень трудно определить родоначальника династии Котроманичей, однако Приезда, стоявший во главе Боснии после бана Нинослава в середине XIII в., был причислен им к этой династии. Упоминает В. Чорович и бана Степана, правившего в конце XIII - начале XIV в., которого называет то Котроманом, то Котроманичем2.

Похожим образом решает проблему Сима Чиркович. Однако первым представителем династии он определяет уже бана Нино-слава. Дальнейшую линию династии он прочерчивает не через усорского бана Степана, как это делал В. Клаич, а через боснийского бана Приезду, у которого был сын Степан I Котроманич3. Почему он получает такое династическое имя, в «Истории средневекового Боснийского государства» С. Чирковича не указывается.

Следует отметить интересный факт, проступающий при изучении историографии вопроса. Чем современнее исследование, тем глубже в века отодвигается в нем начало боснийской династии. В итоге в исторических трудах по боснийской средневековой истории конца XX - начала XXI в. сформировалось представление, что правление боснийской династии являлось непрерывным процессом, который длился с VIII или IX в. и вплоть до падения Боснийского королевства в 1463 г. На таких позициях стоят, например, турецкий историк Осман Каратай4, боснийские историки Мустафа Имамович5 и Энвер Имамович6.

1 Klaic V. Poviest Bosne do propasti kraljevstva. Zagreb, 1882. S. 90.

2 ftopoeuh B. XacTopaja EocHe. Eeorpag, 1940. K&.1. C. 216, 236.

3 ftupmeuh C. HcTopaja cpegaoBeKOBHe EocaHCKe gp^aBe. Eeorpag, 1964. C. 60-75.

4 Karatay O. Contribution to the debates on the origin of the medieval Bosnian royal dynasty Kotromanids // Webfestschrift Marshak 2003. Ëran udAneran. Studies presented to Boris Ilich Marshak on the Occasion of His 70th Birthday / Ed. M. Campareti et al. Venice, 2006. [http://www.transoxiana.org/Eran/Articles/karatay.html].

5 Imamovic M. Historija Bosnjaka. Sarajevo, 1998. S.20.

6 Imamovic E. Bosanska dinastija Kotromanica // Bosanska srednjovjekovna drzava i suvremenost. Sarajevo, 1996. S. 21.

Помимо указанных расхождений при исследовании боснийской средневековой династии возникают также трудности в восстановлении сведений о ее родоначальнике - таинственном Кот-романе. В источниках содержится о нем очень мало свидетельств. Откуда же берется укоренившееся в боснийской исторической традиции родовое имя?

Документальный материал, а это прежде всего грамоты боснийских правителей, начиная с XII в., а также послания венгерских королей и римских пап, не дают возможности ответить на этот вопрос. Их рассмотрение позволяет с помощью выявления титулатуры проследить с некоторыми пробелами последовательность сменявших друг друга банов и королей. К настоящему времени линия наследования одного боснийского государя другому с некоторыми оговорками принята большинством историков. Но вместе с тем остается не проясненным вопрос родственных связей сменявших друг друга правителей.

Отдаленное упоминание о существовании в боснийских землях правящего рода (или родов) можно отнести к первой половине Х в. В сочинении императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» сообщается о том, что архонтов хорваты, сербы, захлумы, тервуниоты, каналиты, диоклетианы и аренданы или паганы «выбирали из рода, почитаемого и любимого ими»7. Среди перечисленных этнополитических групп были представлены и раннесредневековые боснийцы, которые, по всей видимости, скрывались за одним из употребленных автором этнонимов. Однако вплоть до настоящего времени невозможно с уверенностью сказать, каким. Традиционно в отечественной историографии считалось, что для обозначения ранних боснийцев использовался термин «сербы»8, что в целом подтверждают и наличные источники, правда, относящиеся уже к более позднему времени9.

В современной зарубежной историографии появляются интересные интерпретации ранней боснийской этноистории.

7 Константин Багрянородный. Об управлении империей / пер. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. М., 1991. С. 29.

8 Наумов Е.П. Становление и развитие Сербской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах 'УХ—КИ вв. М., 1985. С. 196; Он же. Формирование этнического самосознания древнесербской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 187.

9 Так, в договоре бана Кулина с Дубровником от 1189 г. подвластное бану население названо «сербами». См.: Одабрани споменици српског права (од XII до краjа XV века) / Прикуп. и уред. А.В. Соловjев. Београд, 1926. С. 5-6.

Например, О. Каратай связывает будущих боснийцев с паганами из сочинения Константина Багрянородного10. Боснийский историк Мухаммед Хаджияхич в своих этнополитических реконструкциях опирался на другой известный источник - «Летопись попа Дук-лянина». В своем исследовании он высказал предположение, что ранняя история Боснии описывается в той части Летописи, которая условно именуется Летописью Загорской славинии11. Трудно доказываемые по источникам суждения историки сопровождают логическими построениями и соотнесением описываемых событий с особенностями боснийского ландшафта.

Идентификация раннего боснийского населения с тем или иным балканским этносом позволяет восстановить некоторые черты их политической и общественной системы. Целостная же картина политического развития Боснии до XII в. прорисовывается крайне смутно, да и в последующие века в ней остаются значительные пробелы. Документы вплоть до конца XIII в. не дают возможности проследить поименно боснийскую династическую линию. Они позволяют говорить лишь об отдельных боснийских банах, которых трудно связать между собой в некий единый род. В свете имеющегося источникового материала построение общебоснийской династии из правителей VIII-XV вв. является если и не историческим мифом, то труднодоказывае-мой рабочей гипотезой.

К вопросу о структуре управления в балканских странах на раннем этапе их развития обращается также один из самых таинственных и спорных и вместе с тем единственный в своем роде источник по ранней балканской истории - «Летопись попа Дук-лянина, или Барский родослов». Источник позволяет проследить наличие некоего подобия кровной преемственности в наследовании власти в Хорватии, Дукле и Сербии, а вместе с ней и Боснии. Говоря о наместниках областей, поставленных в разных областях Дуклянского государства, автор сообщает, что они состояли в кровном родстве с королем12. Безусловно, в Летописи оказалась перемешена история Дукли, Хорватии, Рашки, а возможно, еще и других южнославянских государственных образований, что было связано с использованием автором родослова различных устных

10 Karatay O. Contribution to the debates...

11 Hadzijahic M. Povijest Bosne u IX i X stoljecu. Sarajevo, 2004. S. 59.

12 Летопис попа Дукданина / Предговор и превод С. МщушковиЬ. Београд, 1988. С. 114.

преданий и данных письменных источников13. Но вместе с тем эти сведения соотносятся с упоминанием в сочинении императора Константина о принципах установления и наследования власти в балканских областях из определенного рода.

С достаточной степенью уверенности можно также говорить и о широком участии в управлении бановиной рода бана. Например, в грамоте бана Борича от 1159 г., которую он выдает монастырю св. Бенедикта, говорится о принятии решения баном с его сыновьями и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком