научная статья по теме ВОЕННАЯ СЛУЖБА АНГЛИЙСКИХ КЛИРИКОВ В XIV-XV ВЕКАХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОЕННАЯ СЛУЖБА АНГЛИЙСКИХ КЛИРИКОВ В XIV-XV ВЕКАХ»

АНГЛИЙСКИЕ ШТУДИИ

УДК 94(420)"13/14"

Е.В. Калмыкова

ВОЕННАЯ СЛУЖБА АНГЛИЙСКИХ КЛИРИКОВ В XIV-XV ВЕКАХ

Статья посвящена существовавшей в Англии с 1369 по 1418 гг. практике всеобщей мобилизации духовенства - явлению уникальному как для истории военного дела этого периода, так и для истории средневековой церкви. Эта противоречащая нормам канонического права форма несения военной службы не была связана с исполнением вассальных обязательств держателей короны, поскольку осуществлялась непосредственно духовными лицами. Собираемое по приказу короля и с согласия прелатов ополчение, состоявшее из монахов и клириков, играло роль последнего рубежа обороны Англии. В отличие от спорадических акций вооружения людей церкви в экстремальных ситуациях этот вид мобилизации духовенства существовал на более регулярной основе.

Ключевые слова: ополчение духовенства, защита королевства, епископы, Столетняя война, каноническое право, регистры.

В своей монографии о войне в Средние века французский исследователь Филипп Контамин отмечает, что уже с раннего Средневековья религиозное сознание было весьма «чувствительным к проблеме участия в войне клириков»1. В 451 г. Хал-кидонский собор запретил клирикам и монахам носить оружие. Это положение было закреплено в капитулярии Карла Великого, согласно которому священники в армии могли исполнять только роль капелланов2. С Х в. тенденция к дистанцированию клириков и монахов от мирских войн стала более очевидной. Люди церкви, осквернившие себя воинским облачением (пусть даже ради защиты церковной собственности), лишались права прикасаться к литургическим предметам и совершать таинства. Один из влиятельных теологов рубежа XI и XII вв. Гонорий Августодун-ский сурово провозгласил: тот, кто брался за оружие, не может

1 Контамин Ф. Война в Средние века. СПб., 2001. С. 286.

2 Там же.

считаться монахом3. Размышляя об отличии справедливых войн от несправедливых, Грациан, а также легисты и теологи ХП-ХГУ вв. единодушно осуждали участие в любых войнах лиц духовного звания4.

Разумеется, вовлеченным в сложные феодальные отношения прелатам, да и просто держателям крупных бенефициев так или иначе приходилось иметь дело с войной. В эпоху раннего и классического Средневековья казусы с участием духовных лиц в боевых действиях были если и не обыденным явлением, то и не вызывали особого удивления. Вспоминается воспетый в «Песни о Роланде» доблестный архиепископ Турпин - литературный образ, но показательный как раз отражением некой идеализированной нормы своего времени. В 1066 г. Одо, епископ Байё, сражался рядом со своим братом Вильгельмом в битве при Гастингсе. На ковре из Байё епископ запечатлен во время боя на коне и с жезлом, по виду больше похожим на дубинку (возможно, вооруженный таким образом он пытался избежать кровопролития, ограничиваясь нанесением увечий противникам5). Впоследствии епископ, возведенный королем Вильгельмом в графы Кента, неоднократно участвовал в подавлении восстаний англосаксонской знати и отражал попытки внешних вторжений. Жестокость, проявленная Одо в Северной Англии, стала причиной отрицательного отношения к нему многих средневековых хронистов. В 1088 г. Одо возглавил мятеж против своего племянника Вильгельма ГГ. Закончил жизнь воинственный прелат в 1097 г. во время крестового похода, в который он отправился в составе войск другого своего племянника, Роберта, герцога Нормандского. Пример епископа Одо не единственный. Согласно подсчетам Ф. Принца, по крайней мере десять епископов в Каролингской империи были убиты в сражениях в период с 886 по 908 гг.6 В ХГ-ХГГ вв. церковные

3 Honorius Augustodunensis. Summa gloria de apostolico et augusto sive de prae-cellentia sacerdotii prae regno liber. Cap. I // Patrologiae cursus completus. Seria Latina / Ed. J. P. Migne. (Далее: PL.) Paris, 1895. T. 172. Col. 1257-1260.

4 Gratiani Decretum. Ps II, causa 23, q. VIII // PL. 1861. T. 187. Col. 1246; Extravagantes Iohannis XXII. III. 1, 2, 5; V. 25, 39 / Ed. J. Tarrant. Città del Vaticano, 1983. См. также: Le Bras G. Institutions ecclésiastiques de la Chrétienté médiévale. Paris, 1964. P. 165, 278; Контамин Ф. Указ. соч. С. 300-303.

5 Возможно, жезл стоит рассматривать исключительно как атрибут власти, подчеркивавший статус епископа Одо.

6 Prinz F. Klerus und Krieg im früheren Mittelalter. Untersuchgen zur Rolle der Kirche beim Aufbau der Königsherrschaft. Stuttgart, 1971. S. 81-87 (Monographien zur Geschichte des Mittelalters; 2).

иерархи нередко оказывали поддержку германским королям во время итальянских кампаний, подчас лично возглавляя армии и принимая участие в боевых действиях7.

Важной вехой в истории отношения церкви к войне стали крестовые походы. Участие в священной войне за церковь приравнивалось к покаянию и считалось определенной формой imitatio Christi, а убийство неверных считалось достойным христиан делом, ибо оно было не «человекоубийством», но «уничтожением зла»8. Возникновение духовно-рыцарских орденов, члены которых сражались за веру, вооружившись не только молитвами, но и реальным оружием, стало логичным развитием крестоносной идеологии. В «Похвале новому рыцарству» Бернард Клервоский прославлял монахов-рыцарей, подпоясанных двумя мечами - верой и сталью, «кротких как ангцы и яростных как львы»9. Как известно, крестоносная идея, одобрявшая среди прочего участие духовенства в войнах за веру, легко была перенесена за границы Святой земли, однако дальнейшее ее развитие было ограничено рамками «войны священной». Монахи-рыцари и клирики свободно могли участвовать в кампаниях против язычников или еретиков, но их выступления против христиан безусловно осуждалось церковью.

В XIII в. на фоне возникновения новых духовно-рыцарских орденов и определенной популяризации идеи воюющего за веру духовенства принципиально ужесточились требования к людям церкви не прикасаться к оружию в мирских конфликтах. С этого времени деятельность воинственных прелатов перестала быть частым явлением (хотя и не исчезла окончательно), общим стало представление о том, что слугам Божьи надлежит выполнять свои вассальные военные обязательства через полномочных заместителей, а появляясь в войсках и присутствуя во время сражений, они должны отказаться от непосредственного участия в боях. В этот период ношение духовными лицами оружия или даже случайное участие в кровопролитии осуждается повсеместно и на разном уровне (в сочинениях теологов, папскими буллами и соборными постановлениями). Например, в Англии созванный

7 Leyser K. Warfare in the Western European Middle Ages: The Moral Debate // Communications and Power in Medieval Europe: The Gregorian Revolution and Beyond / Ed. by K. Leyser and T. Reuter. London, 1994. P. 196.

8 Smith K.A. War and the Making of Medieval Monastic Culture. Woodbridge, 2011. P. 96-111.

9 Bernardi S. Liber ad milites Templi de laude novae militiae // PL. 1879. T. 182. Col. 917-940.

в 1268 г. (вскоре после подавления последних очагов баронского мятежа) Лондонский собор постановил, что если клирик возьмется за оружие или каким-либо иным образом причинит насилие, он будет отлучен от церкви ipso facto. Если провинившийся откажется предстать перед судом своего епископа в назначенное время, он лишится всех бенефициев. Если же бенефициев у него не имелось, то ему будет запрещено получать какие бы то ни было новые держания в течение пяти лет10.

Безусловно, отдельные примеры нарушений постановлений, запрещающих людям церкви прикасаться к оружию, можно найти во всех регионах. Так, Ф. Контамин указывал на то, что в XIV в. во Франции клирики и монахи нередко защищали свои обители от английских отрядов с оружием в руках, более того, подчас они были готовы к кровопролитиям и по менее достойным поводам11. Даже в начале XV в. рыцари из духовных орденов, в частности госпитальеры, сражались в армии французского короля (что вызывало негодование английских прелатов)12. Аналогичные казусы можно найти в английской истории. Например, в разгромленном в 1319 г. шотландцами ополчении, наспех собранном архиепископ Йорским Уильямом Мелтоном (1317-1340), было так много монахов и клириков, что это поражение англичан получило название «Майтонского капитула»13. В 1346 г. преемник Мелтона Уильям де Ла Зуш (1342-1352) также допустил духовенство к бою с шотландцами при Невиллс-Кроссе. На этот раз победа досталась английской стороне. В 1356 г. папа Иннокентий VI в послании к королям Англии и Франции решительно осудил участие клириков в военных действиях14. По сути дела у патриотически настроен-

10 Councils and Synods with Other Documents Relation to the English Church / Ed. by F.M. Powicke and C.R. Cheney. Oxford, 1964. Vol. II. P. 751-752.

11 Contamine Ph. Guerre, état et société à la fin du moyen âge: Études sur les armées des rois de France. Paris; La Haye, 1972. P. 172, Nof. 92-93. Ф. Контамин приводит имена восьми епископов, одного аббата и одного архидиакона, служивших во французских армиях во время Столетней войны. Двое из них являлись рыцарями-баннеретами во время частных кампаний.

12 Contamine Ph. Op. cit. P. 173; Foedera (2), conventiones, litterae, et cujuscunque generis acta publica inter reges Angliae et alios quosvis imperatores, reges, pontifices, principes, vel communitates / Ed. by Th. Rymer: 4 vols. L., 1816-1869. Vol. III, рs. II. P. 98.

13 Chronicon de Lanercost / Ed. by H. Maxwell. Glasgow, 1913. P. 239; Scalacronica by Sir Thomas Gray of Heton, Knight / Ed. by J. Stevenson. Edinburgh, 1836. P. 148.

14 Denifle H.S. La désolation des églises, monastères et hôpitaux en France pendant la guerre de Cent ans. Paris, 1899. T. 2. P. 187; Contamine. Ph. Op. cit. P. 171.

ного духовенства было лишь несколько возможностей оказать помощь «своим» в борьбе с врагами: молитвы и наставления (сюда же относится работа армейских капелланов, а также проведение пропагандистских акций в приходах - коллективных молебнов с крестными ходами за успех королевской армии, своевременное информирование мирного населения о возможной опасности и пр.) и материальные пожертвования (снаряжение воинов-мирян, снабжени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком