научная статья по теме ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО»

Юридические науки Международное право; Европейское право

Джантаев Х.М., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований экономических проблем СНГ Совета по изучению производительных сил Российской академии наук, генеральный директор российского фонда помощи жертвам региональных и межнациональных конфликтов. Академик МАИ ООН

ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ

ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

Совершенный мир зиждется не на лигах и конференциях, из которых, как мы знаем и видим, часто рождаются и начинаются войны... Источник, из которого вытекает это зло, должен быть очищен от грязных помыслов и желаний, порождающих раздоры.

Эразм Роттердамский1

Проведенный автором исследования анализ философских идей великого гуманиста эпохи Ренессанса позволяет полнее и четче представить не только эволюцию европейского правопонимания, но и соотношение таких ключевых категорий философии права, как закон, право, нравственность, справедливость и др., а также гениальное предвидение Эразмом Роттердамским появления таких институтов международного права, как международно-правовое закрепление статуса глав государств, учреждение универсальных международных организаций, Международного уголовного и арбитражного судов, международное наказание инициаторов агрессивных войн и др.

Ключевые слова и выражения: международные преступления, наемники, международная вежливость, установление справедливых государственных границ, защита памятников культуры (святых мест), международная конференция, лига, война и мир, правовой нигилизма, правосознание народов.

Эразм Роттердамский (1469-1536) был выдающимся деятелем эпохи Возрождения. Получив классическое образование в монастыре августинцев, он отказался от церковной карьеры и стал одним из первых светских ученых своего времени. Талантливый публицист, великолепно знавший античную литературу, Эразм приобрел известность своей резкой критикой схоластики и невежества, обличением пороков феодального общества. «Доктор всех наук», «отец учености», «светоч мира» - так прозвали его современники.

Всю свою жизнь Эразм Роттердамский провел в скитаниях по странам Западной Европы, решительно отвергая попытки просвещенных монархов превратить его в придворного учено-

1 Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (1469-1536), гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель. Родом из Роттердама. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, враг религиозного фанатизма (См.: Большой Энциклопедический словарь. Изд. «Советская Энциклопедия», М. 1981. С. 1568).

го. Когда папа римский предложил Эразму кардинальскую мантию, тот с иронией воскликнул: «Не для того я всю жизнь избегал ярма, чтобы надеть его перед смертью».1

Свои странствия Эразм использовал для укрепления связей между передовыми мыслителями своей эпохи; он стремился создать своеобразную «республику ученых». В доме Томаса Мора, «самого милого из моих друзей», по признанию самого Эразма, он написал свою знаменитую книгу «Похвальное слово глупости». Эразм Роттердамский состоял в переписке с учеными Польши, Венгрии и других европейских стран. Из Франции уже на склоне лет он получил, среди прочих писем, одно, в котором говорилось: «Всем, что я есть и что я стою, я обязан тебе, и я был бы самым неблагодарным человеком на свете, если бы я этого не признавал. Привет тебе, слава тебе, любимый отец, гордость страны, добрый гений искусств, непобедимый борец за правду!». Так писал Эразму молодой Франсуа Рабле - автор знаменитого в ту пору (и пережившего века) произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль».3

О мировоззрении и творчестве Эразма Роттердамского, оказавшего огромное влияние на формирование идеологии Возрождения, обычно судят лишь на основании его сатиры «Похвальное слово глупости» (1509), да еще, в лучшем случае, «Домашних бесед». Естественно, что образ выдающегося гуманиста оказывается в таких случаях обедненным, а его место в истории философской мысли - освещенным односторонне, как это, например, имеет место в «Истории философии».4 Между тем, среди сочинений Эразма Роттердамского есть немало произведений, представляющих не только историко-философский интерес. К их числу, прежде всего, относится его трактат «Жалобы Мира».

Тема мира - одна из ведущих идей деятельности и творчества Эразма, который в своих странствиях постоянно сталкивался с войной и ее опустошительными последствиями. Вторжение французских войск заставило его покинуть Италию; в Англии он на каждом шагу встречал руины и пепелища, оставшиеся после только что закончившейся войны Алой и Белой Розы; Германия раздиралась феодальными усобицами. И так из страны в страну, из года в год. В 1504 году Эразм Роттердамский пытается убедить испанского короля Филиппа I в выгодах мира и предостеречь от опасностей войны. В 1509 году в трактате «Памятник воина христианина»5 он пишет: «Взгляните на безрассудные те войны, в которых смертные зверским образом за самомалейшую причину уничтожают друг друга!» - и призывает к миру. В 1515 году Эразм создает один из лучших своих диалогов - «Война приятна тем, кто ее не испытал». Он указывает на необходимость положить конец войне и установить мир в своей переписке с епископом Камбрэ, в наставлениях будущему германскому императору Карлу Уи т.д. И, наконец, в 1517 году он публикует свой трактат «Жалобы мира».

Эразм Роттердамский отдавал себе отчет, что его выступление в защиту мира неизбежно навлечет на него преследование со стороны как церковных, так и светских князей. «Никто, кроме одного или двух человек, не призывал к миру, - писал он - и если бы я назвал их имена, то для них это было бы равносильно смерти».6

Трактат «Жалобы мира» написан в излюбленной Эразмом форме монолога, где центральный персонаж, в данном случае Мир, излагает от первого лица мысли автора. Если самому автору подобный прием позволял как бы «напрямую» беседовать с читателем, то исто-

1 See: Zweig St. "Erasme. Grandeur et decadence d'une idée", Paris. Ed. B. Grasset, 1935. P. 230.

См.: Письмо Эразма Роттердамского к Ульриху фон Гуггену в книге Томаса Мора «Утопия». М.: Изд. АНС-ССР, 1953. С. 130.

3See: Zweig St. Ibid. P. 229.

4 См.: История философии. Т.11 Госполитиздат, 1941.

5Это сочинение Эразма Роттердамского было издано на русском языке Н. Новиковым в Москве в 1783 году (См.: «Вопросы философии» 1955, № 5.С. 1255).

6 Эту осторожность и осмотрительность Эразма Роттердамского в рассматриваемую эпоху всесилья католической церкви, не совсем справедливо, на наш взгляд, критиковали основоположники научного коммунизма, противопоставляя позицию Эразма в политике позиции Томаса Мюнцера в Германии.

рику философии он дает возможность судить о мировоззрении выдающегося гуманиста непосредственно, без обращения к комментариям «авторитетов».

Заключения Мира среди людей изображены Эразмом в виде злой сатиры на представителей господствующих классов своей эпохи.

Считая первоначально простой народ неспособным воспринять его мудрость, Мир (как одушевленное существо) последовательно обращается к государям, священнослужителям и ученым-схоластам, но всякий раз убеждается лишь в том, что «государи больше внимают алчности, чем здравым суждениям разума», что священники и монахи разжигают в людях страсть к убийствам и войнам» и т.д. Это крушение иллюзий Мира является отражением разочарования самого Эразма в возможности предотвращения войн и установления справедливости в обществе путем просвещения монархов и священнослужителей, что, как мы видим, он пытался делать на протяжении предыдущих лет. И тогда Мир принимает решение обратиться с призывом покончить с войной непосредственно к простым людям: «Пусть все люди объединятся против войны: Поймите, какая огромная сила таится в согласии множества, противостоящего против тирании знати!»

Литературоведы, историки и философы воспринимают в трактате Эразма Роттердамского преимущественно его теологическую аргументацию против войны, оставляя в стороне главное - ясное понимание им противоположности войны интересам простого народа.1 Нам же, юристам-международникам, выдающийся гуманист Средневековья интересен тем, что он (без малого) пятьсот лет назад прозорливо указывал как причины и последствия вооруженных столкновений народов, представленных теми или иными государствами, так и способы их устранения. Написанное Эразмом пять веков назад читается, как написанное вчера.

Мир сетует: «если бы смертные изгоняли меня с пользой для себя, тогда бы я жаловался только на несправедливость, проявленную в отношении меня. Но когда они изгоняют меня, источник всего их благоденствия, а сами погружаются в океан всевозможных бедствий, мне приходится больше оплакивать их несчастья, нежели свои обиды... Мир прославлен людьми и богами, - продолжает Эразм, он источник, отец-кормилец, умножитель и защитник всего самого лучшего, что когда-либо существовало на небе и на земле. Без мира не бывает ничего процветающего, ничего надежного, ничего чистого и святого; нет без него ничего приятного для людей и нет ничего более угодного для богов».2

«Война же, наоборот, противна всему сущему, - продолжает рассуждать Мир, - война первопричина всех бед и зол. Из-за войны все цветущее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и полезное уничтожается, все сладкое становится горьким».3

Но если в войне нет ничего святого, если она, словно моровая язва, разъедает совесть и веру, если для людей нет ничего более пагубного, то «почему же вы, люди, отворачиваетесь от меня - вопрошает Мир - пусть бы меня отвергали дикие звери, пусть бы меня ненавидели неразумные существа, но поразительное дело! Хотя природа наделила только человека разумом, способным воспринять божественную волю и откровение, создала только его полным доброты и стремления к согласию, однако чаще я нахожу себе пристанище среди самых свирепых зверей, среди самых диких и злобных тварей, чем среди людей».

Согласие существует и среди самых свирепых и диких зверей, продолжает Эразм устами Мира. Лев никогда не позволяет кровожадности к себе подобным. Вепрь не вспарывает разящими клык

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком