научная статья по теме ВОСПРИЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ВОСПРИЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

ВОСПРИЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ТИРАЦУЯН Роза Хевондовна,

соискатель Южного федерального университета. Е-mail: bsn510@mail.ru; сот. тел.: 8-928-127-32-22

Краткая аннотация: отстаивается теоретическая позиция об адекватности ценностей естественного права природе и жизнедеятельности гражданского общества. Обосновывается идея о приоритетном значении интересов, потребностей, прав и свобод личности, опосредованных потенциалом естественного права и правовых законов. Анализируются ценности естественного права, адресованные гражданскому обществу и личности.

It's defended theoretical position about the adequacy of the values of natural right to nature and the vital activity of civic community. It's based idea about the priority value of interests, needs, rights and freedoms of personality, indirected by the potential of natural right and lawful laws. Are analyzed the values of the natural right, addressed to civic community and personality.

Ключевые слова: ценности естественного права; гражданское общество; интересы и потребности; права и свободы; свобода; равенство; справедливость; правовые законы.

The value of natural right; civic community; interests and need; right and freedom; freedom; equality; validity; lawful laws.

Гражданское общество как система самоуправляющихся институтов и учреждений для полновесного осуществления своих функций опирается в необходимых случаях на ценностный потенциал права. По отношению к демократическому гражданскому обществу неприменимы законы и юридические нормы, сложившиеся в недрах тоталитарной политической системы.

Система отношений гражданского общества созвучна идеям естественного права, поскольку личность - главный субъект этих отношений, а ее неотчуждаемые и приоритетные права и свободы освящены принципами естественного права. Поэтому малейшие ущемления самостоятельной природы гражданского общества со стороны государства и ограничение прав и свобод личности посредством юридических велений позитивного права представляют собой открытое противодействие идеям, принципам, требованиям естественного права.

К числу принципиальных требований естественного права относится действительное равенство членов гражданского общества. Равенству членов гражданского общества Г.

Гегель отводил ведущую роль. Он считал, что социальная и юридическая свобода, частная собственность, механизмы охраны и защиты права, наличие совершенного законодательства обретают смысл только в условиях равенства членов общества. В качестве гражданского общества Г. Гегель рассматривал буржуазное общество, сформированное «лишь в современном мире...»1.

Действительное равенство индивидов с системой их прав и свобод составляют фундамент правовой основы гражданского общества. Состояние равенства в обществе позволяет личности должным образом достигать определенных жизненных целей и притязаний в соответствующих сферах жизнедеятельности общества и тем самым определять свой статус в качестве активного участника многообразных общественных отношений.

Благодаря социальному равенству, члены развивающегося гражданского общества получают реальную возможность соприкасаться с арсеналом тех ценностей, которые присущи естественному праву. Естественное право раскры-

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 228.

вает свой ценностный потенциал там, где действуют свободные, самостоятельные и в определенной мере независимые личности, стремящиеся по максимуму использовать правовые возможности ради реализации своих прав и свобод. Правовое равенство является характерной особенностью гражданского общества, признающего и отстаивающего равные возможности и равную ответственность своих членов.

Реально сложившееся гражданское общество находится в состоянии естественной и объективной взаимосвязи с правовым государством. Аристотель отождествлял гражданское общество с государством, но имел в виду лишь «правильное государство» («политию»). В таком государстве верховная власть действует в интересах всеобщего блага, а члены общества имеют возможность равного участия во «всех выгодах общественной жизни»1. Здесь Аристотель практически рассуждал о ценностях естественного права, проникающего в жизнедеятельность людей.

Дж. Локк признавал господство гражданского общества над государствам, высказывался о правовой организации государственной власти и отстаивал идеи о неотчуждаемых правах и свободах человека. Связывая природу гражданского общества с наличием и пользованием собственностью, Локк приходил к выводу о естественном состоянии гражданского общества, что обусловлено максимальной свободой действий людей и самостоятельным характером распоряжения ими своим имуществом2.

Г. Гегель характеризует гражданское общество в качестве того самостоятельного института, который существует и функционирует не до и не внутри государства, а наряду с ним3. Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой сферу реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов4. Гражданское общество потому не подчинено государству, что обладает системой рыночных отношений, придающих данному обществу начала автономности и самостоятельности. Сле-

1 Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. С. 94.

2 Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 7.

3 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 228.

4 Там же. С. 227.

довательно, гражданское общество не повязано крепкими узами и с позитивным правом, поэтому у него остается простор для восприятия ценностей естественного права.

Гражданское общество как самостоятельное общественное явление, взаимодействуя с правовым социальным государством, ориентируется на систему действующего законодательства с учетом тех ценностей, которые адресует естественное право в ключе приоритетных прав и свобод личности.

Гражданское общество служит интересам и потребностям личности, поэтому оно открыто для восприятия идей и принципов естественного право. Указанные импульсы гражданского общества правовое государство призвано своевременно обнаруживать и контролировать и на этой основе инициировать подготовку и принятие правовых законов, в приоритетном порядке обслуживающих интересы человека и гражданина.

Благодаря фундаментальным требованиям естественного права, правовое государство по своей сущности не может противостоять основам жизнедеятельности гражданского общества, проникать в его внутриорганизацион-ные структуры. Возникающие противоречия и конфликты между институтами гражданского общества и государственными структурами разрешаются политическими и правовыми средствами, при этом решающую роль играют идеи естественного права, согласно которым на первом плане должны быть интересы, права и свободы личности - центра внимания и гражданского общества, и правового государства.

В основе становления гражданского общества лежит его естественно-правовая природа, противостоящая тому положению вещей, которое складывается в недрах государственной организации общественной жизни и состоящее в ограничении, подавлении, игнорировании основных прав и свобод человека.

Как справедливо утверждает И.И. Каль-ной: «Гражданское общество возникает там и только тогда, где и когда институт государства уже не в состоянии оптимально выполнять функции регламента общественных отношений, где созрели предпосылки гражданского компромисса и мировоззренческого плюрализма; где

складывается совокупность общественных институтов, имеющих собственный статус и способных к равноправному диалогу с институтом государства, способных противостоять политической экспансии государства, быть его противовесом; сдерживать его стремление к монополии, превращению из системы обеспечения развития общества в систему самообес-печения»1. Гражданское общество, опираясь на идеи и принципы естественного права, в начале противодействует произволу государства, отвоевывает у государства жизненно-естественные позиции, а затем вовлекает государство в процесс формирования его правовых параметров.

Гражданское общество изначально ориентируется не только на декларирование, но и реальное обеспечение прав и свобод каждой личности и тем самым вводит в практический оборот ценности естественного права, побуждающие и само государство изменить свое былое отношение к интересам, правам и свободам человека. Надежная опора на ценностную основу естественного права позволяет членам гражданского общества обретать, прежде всего, личную свободу - самое жизнеутверждающее состояние.

Как категорически утверждал И. Кант, свобода соответствующего члена общества должна заключаться в том, чтобы никто не мог принудить его быть счастливым по чужому усмотрению, каждый человек вправе искать своего счастья на том пути, который ему самому представляется наиболее предпочтительным, но он на этом пути не должен наносить ущерба свободе других людей2.

Свобода - важнейший компонент естественного права, позволяющий каждому человеку действовать в соответствии со своими интересами и потребностями, самостоятельно осуществлять необходимый жизненный выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако, они обладают конкретной и относительной свободой, которая позволяет осуществлять выбор не противоре-

1 Кальной И.И. Онтологические основания гражданского общества // Гражданское общество. Истоки и современность / Науч. рук. И.И. Кальной. СПб., 2000. С. 22.

2 Кант И. Сочинения. Т. 1. Трактаты и статьи. М., 1994. С. 285.

чащих нормам и ценностям данного общества жизненных целей и средств их достижения3. Как величайшее благо гражданского общества, провозглашаемое потенциалом естественного права, свобода позволяет каждому человеку совершать многообразные действия, не выходящие за рамки нравственных и правовых требований и позволяющие достигать соответствующих жизненных целей.

Характерная черта и основополагающая особенность естественного права заключается во всемерном поощрении свободы, свободы жизненного выбора - основы достижения жизненных приоритетов каждого человека, но при непременном условии, что при этом не будет посягательства на интерес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком