КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО
«ВОСПРЯНЬ, РОССИЯ!»
Ключевые слова: Малайзия, малайская поэзия, Хашим Якуб
В.А. ПОГАДАЕВ
Кандидат исторических наук Университет Малайя (Куала-Лумпур)
Борис Пастернак, выступая в 1935 г. в Париже на Международном конгрессе писателей в защиту культуры, говорил: «Поэзия остается всегда той, превыше всяких Альп, прославленной вершиной, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только наклониться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли»1. В Малайзии это умеют делать многие.
Московская поэтесса Елена Танева, побывавшая в Малайзии на международном празднике поэзии «Куала-Лумпур-2002», в своем интервью малайзийской газете «Брита Хариан» рассказала, что поэзия разлита здесь в воздухе и произрастает из щедрой малайзийской земли2. Действительно, поэзию в Малайзии любят, поэтических праздников не счесть. А несколько лет назад писательская организация «ГАПЕНА» даже провела поэтический марафон, который непрерывно длился 24 часа и в котором приняли участие более 300 поэтов, прочитавших 1000 стихотворений3.
Да что тут говорить, если и премьер-министры Малайзии находят время для занятия поэзией. Стихотворение одного из них - Абдуллы Бадави - даже переведено на 80 языков мира!4
Пишет стихи и Хашим Якуб, ректор Университета Малайя. По профессии он зубной врач, но поэзия - это его второе (если не первое) призвание. Неслучайно сборник Хашима Якуба «Я всего лишь хочу на тот берег» получил в 2002 г. Государственную
Хашим Якуб с московской поэтессой Еленой Таневой на международном празднике поэзии «Куала-Лумпур-2002».
премию5. Стихотворение, давшее название этому сборнику, можно сказать, программное для автора и, на мой взгляд, по красоте, искренности и простоте формы - одно из лучших в современной малайской литературе.
Хашим Якуб родился в 1949 г. в деревне Танах-Мерах в Келантане - самом северном штате Малайзии. Его родители были сборщиками каучука на каучуковой плантации - это тяжелый, изнуряющий и малооплачиваемый труд. Конечно, для своего способного и любознательного сына они хотели другой судьбы. Высшее образование он получил сначала в технологическом институте МАРА (Пе-талинг-Джая), затем в университете Отаго (Новая Зеландия), Лондонском университете и Королевском терапевтическом и хирургическом колледже в Глазго. В 1992 г., будучи уже профессором, он получил диплом Международного исламского университета.
Вся его практическая деятельность связана с Университетом Малайя, где он прошел путь от заведующего кафедрой до ректора, снискав также международное признание. В 2001 г. он был награжден золотой и серебряной медалями на международном конкурсе изобретателей в Женеве6.
Блестящий ученый и исследователь в области зубной хирургии, Хашим Якуб - не менее блестящий и признанный поэт. Писать стихи он начал относительно поздно. Но, как энергия, копившаяся где-то в земле, неожиданно прорывается вулканом, так и поэзия Хашима Якуба, вырвавшись из его души страстным потоком, захватывает и покоряет читателей. Наблюдения за окружающим миром, богатый жизненный опыт воплощаются в поэтические строки.
В его поэзии нет самолюбования. Она идет от сердца. Поразительно, но за тысячи километров от Куала-Лумпура, в снежной Москве, еще до публикации его стихов на русском языке, одно из них уже нашло своего первого читателя.
Так случилось, что моя дочь Анна, которой я переслал переводы по электронной почте на проверку, возвращалась как-то домой на метро и, сидя в вагоне, просматривала распечатку стихов. В них заглянул сидевший рядом мужчина: «Не могли бы вы дать мне это стихотворение, - попросил он. - Оно созвучно моим чувствам, и я хотел бы вновь и вновь перечитывать его». Анна сказала, что, к сожалению, не может: стихотворение еще не опубликовано. Тогда он попросил разрешения переписать его.
Вот эти строки из стихотворения «Возроди Ма-лакку»:
Верность - это источник силы, страстность - это горение души, единство воли - это движение вперед.
Этот эпизод - свидетельство того, что поэзия и искусство не знают границ!
Патриотическая тематика - лишь одно из направлений поэзии Хашима Якуба. Не менее значим лирический пласт его творчества. В его жизни было немало близких ему людей, но самым дорогим была и остается мать. Наверняка нет ни одного поэта, который бы не воспел свою мать. Но Хашим находит новые краски, чтобы выразить свою любовь к матери. Он сравнивает ее со звездой, сорванной чьей-то злой рукой с небосвода, и умоляет Всевышнего вернуть ее («Пропала звезда»). Может быть, это стихотворение - своеобразный ответ Владимиру Маяковскому, который почти век назад восклицал:
Послушайте!
Если звёзды зажигаются,
значит, это кому-нибудь нужно!
Они нужны нам. Свет матери-звезды освещает нам путь. Ее нежность и понимание помогают нам выжить в трудные минуты. Напутствуя своего сына в стихотворении «Рана на ноге», мать говорит:
Но если всё же рана на ноге станет раной сердца, приди к своей маме. Ее слезы, как живая вода, сомкнут твои раны.
Мудрость матери не знает границ. Она, неграмотная, но умудренная жизненным опытом, учила поэта:
Каким бы острым ни был нож сборщика каучука, перо острее.
(«Моя мать - сборщица каучука»)
Образ отца в поэзии Хашима Якуба не менее трогателен («Сорок лет рядом с отцом»). Перед нами предстает человек, не понаслышке знающий, что такое тяжелый труд. Каждый день в изнуряющий зной или проливной дождь он выходил на каучуковую плантацию, но для сына хотел лучшей доли - и тот поступил в университет.
Рассказ об отце достигает высокого трагизма в финале стихотворения, когда поэт описывает, как он навестил состарившегося отца:
На кухне
мы вместе посмотрели на нож, который славно послужил отцу и теперь по-прежнему висел, завернутый в тряпку.
Я поцеловал руки отца, и из глаз моих брызнули слезы.
Как поэтичен и трогателен образ отца, и простой нож, висящий на стене, превращается в значимую метафору.
Бесконечно нежны строки поэта, посвященные супруге. Она не только мать его детей, но и верный спутник, который делит с ним и горести, и радости. Поэтому он чувствует себя в постоянном долгу перед ней:
Слова, которыми я превозношу тебя,
ты не сможешь услышать,
даже если будешь слушать внимательно.
Ты их прочтешь, любимая, в глубине моего сердца и на моем лице.
И ты узнаешь,
что долг мой пред тобой
огромен, как синее море.
И до конца жизни мне не выплатить его.
(«Мой долг огромен, как синее море»)
Большим лиризмом отличаются стихи поэта, посвященные детям. В них поэт размышляет не только о их будущем, но и говорит с ними о жизни просто, метафорично и совсем не назидательно, как можно было бы ожидать от отца:
В юности
к нам приходит любовь.
Ростки первой любви, рожденные утром,
редко живут с нами долго.
Если ты, сын,
сорвешь цветок в саду радуги, сделай его счастливым. Пусть бутон утренней любви расцветет к вечеру и не завянет ночью.
(«Первая любовь»)
Стихотворение «Прости», в котором поэт обращается к своим близким, как бы подводя итог прошлому, по своей силе и выразительности не уступает лучшим образцам малайской поэзии, а порой вызывает ассоциации и со стихотворением русского поэта Сергея Есенина «Письмо к матери».
Многие стихи Хашима Якуба философичны. Он размышляет о смысле жизни, о предназначенности человека, о его природе. Уже упомянутое стихотворение «Я всего лишь хочу на тот берег» -одно из них.
«Тот берег». Что это? Цель, к которой стремится человек? А бушующее море - это бурная жизнь? А этот вопрошающий глас в финале: «Господи! Я всего лишь хочу на тот берег!» - о бессилии человека или о предназначенности судьбы?
Символично, что, как и в известной поэме русского поэта Александра Блока «Двенадцать», впе-
реди - Всевышний. И если Он направляет лодку через бушующее море, то она наверняка достигнет «того берега».
Величие Создателя - почти в каждой строке поэта:
Велик Творец, вращающий мириады звезд в миллионах вселенных. Они, послушные Его воле, не останавливаются никогда.
(«Я как песчинка»)
Ислам для малайцев - не просто религия, а образ жизни. Глубокая религиозность - это источник и залог полнокровной и высоконравственной жизни. «Даже если все моря и океаны превратить в чернила, - сказал как-то Хашим Якуб, - то и тогда их не хватит, чтобы прославить имя Его».
Тщеславие, слава, - как бы говорит поэт, - все это пустое. Главное - уверенность в себе, осознание того, что ты победил. Герои стихотворения «Никто не встретил нас» достигли вершины и водрузили там знамя, но, вернувшись вниз, увидели лишь следы отшумевшего пира:
Никто не остался встретить нас. Но наша победа навсегда останется с нами.
Поэт хочет сказать: важно не внешнее признание (хотя оно и приятно), а внутреннее самоощущение. Конечно, горько, что твоя доброта к чужому человеку, которому ты дал кров и постель в непогоду, обернулась неблагодарностью («Вчерашний гость»), но и это можно пережить, когда ты не думаешь о внешней славе и в любых обстоятельствах остаешься просто человеком.
Еще один важный мотив поэзии Хашима Якуба -в любом деле без напряженного труда невозможно достигнуть положительного результата. В пронзительно-лирическом стихотворении «Поющий бамбук» он показывает, как много нужно сделать, чтобы бамбук стал поющим:
Поющий бамбук
В своем саду, когда падет роса, я посажу бамбук.
Я буду удобрять его
черноземом из райского сада,
чтобы быстро рос он для услады души.
Я буду поливать его цветочной водой семицветной, чтоб корням его было привольно.
Когда же проклюнутся первые почки, я поставлю под ним семь подпорок, чтобы он не согнулся.
Когда вырастут первые ветви, я склонюсь перед ним, долго петь ему буду песню.
Я буду ласкать его Благословенным ветром своего печального сердца. Читать над ним буду молитвы, чтобы ангелы с четырех сторон его охраняли. Вырастет мой бамбук и станет флейтой, поющей нежную песню.
Конечно, Хашим Якуб, как и любой другой современный поэт, не может оставаться в стороне от того, что происходит в мире. Он создает трогательный образ нищенки в большом городе («Где же твой муж»), воспевает героизм борцов Палестины, где даже дети с камнем в руке противо
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.