научная статья по теме ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИЕ ЭТНОНИМЫ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ АРМЯНСКИХ ИСТОЧНИКАХ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИЕ ЭТНОНИМЫ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ АРМЯНСКИХ ИСТОЧНИКАХ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИЕ ЭТНОНИМЫ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ АРМЯНСКИХ ИСТОЧНИКАХ

© 2012 И.Г. СЕМЁНОВ

Древняя и раннесредневековая этнонимика Восточного Кавказа не раз привлекала внимание исследователей. Благодаря работам И. Маркварта, В.Ф. Минорского, С.Т. Еремяна, К.В. Тревер, С.Б. Ашурбейли, А.А. Акопяна, М.С. Гаджиева и других удалось добиться существенного продвижения в идентификации и локализации значительной части восточнокавказских этнонимов, фигурирующих в древних и раннесред-невековых источниках.

Ключевые слова: Фавст Бузанд, Елишэ (Егише), Ашхарацуйц, Анания Ширакаци, этнонимы.

Первые сведения по этнонимике Восточного Кавказа появляются в трудах античных авторов. Они упоминают более десятка племен этого края: каспии, гелы и леги, гаргареи, утии, удины, уды, утидорсы, исонды и олонды, албаны, сильвы и лупении, дидуры и соды. В более поздний период, в V и VII вв., армянские авторы приводят уже более полусотни восточнокавказских этнонимов и этнотопонимов. Наиболее полные сведения по этнонимике Восточного Кавказа содержатся в "Армянской Географии" VII в. (Asxarhac'oyc'), авторство которой армянская традиция приписывала Мовсэсу Хоренаци (V в.)1. В настоящее время практически всеми исследователями принимается гипотеза К.П. Патканова и И. Маркварта, согласно которой это сочинение принадлежит крупному армянскому ученому Ананию Ширакаци (610-681) [Армянская География..., 1877, с. XIII; Marquart, 1899, S. 4; см. также: Манандян, 1947, с. 127-143; Абе-гян, 1975, с. 216; Еремян, 1963; Eremian, 1980, p. 143-155; Hewsen, 1967, p. 409-432; The Geography., 1992]. Единственным исследователем, поставившим под сомнение авторство Анания Ширакаци, а также и датировку данного сочинения VII в., является В.Ф. Бутба [Бутба, 2005, с. 188-198].

"Армянская География" VII в. представляет собой перевод на армянский язык одной из несохранившихся версий "Географического руководства" Птолемея (83-161), дополненного сведениями других географических трактатов [см.: Еремян, 1986, с. 79; Новосельцев, 1990, с. 30, 82; Касумова, 1994, с. 48 сл.]. Этот труд сохранился в пространной и краткой редакциях.

Что касается предполагавшейся ранее принадлежности "Армянской Географии" VII в. Мовсэсу Хоренаци, то этому историку этнонимика Восточного Кавказа была известна довольно плохо: за исключением живших в этом регионе албан (аг'ванк'), гуннов (honk'), хазар (хазирк'), баслов (баслик'), он в своей "Истории Армении" никаких восточнокавказских этнонимов не приводит, и лишь однажды у него упоминается "храбрый Шергир, царь леков", погибший в 371 г. в битве на Дзиравском поле [История Армении Моисея Хоренского, 1893, гл. 3. 37].

1 Как правило, пишут Мовсес, но в специальной литературе используется форма Мовсэс, как лучше отражающая армянское звучание.

Помимо "Армянской Географии" VII в. большое число восточнокавказских этнонимов фигурирует в сочинениях авторов V в. Фавста Бузанда и Елишэ (Ег'ишэ). О первом из них следует сказать особо.

Сочинение, известное в исследовательской литературе как "История Армении П'австоса Бузанда", вероятнее всего, было написано в 30-40-е гг. V в. [Периханян, 1986, с. 155]. Другие точки зрения на датировку данного сочинения см.: [История Армении Фавстоса Бузанда, 1953, с. IX, XI (вступительная статья); Гарсоян, 1986, с. 53; Абегян, 1975, с. 106], причем автор приписал его "греческому историку-хронографу" по имени Фавстос. Что касается этимологии подлинного названия данного сочинения -"Бузандаран патмутюнк" (Buzandaran patmut'iwnk'), то, по мнению А.Г. Периханян [Периханян, 1986, с. 154-155], элемент buzan- отражает парф. *bozan, иран. *bava(t)-zanda(h) или *bava(t)-zanti, где первый компонент представлен причастием от *bav: buta "молва", а второй компонент можно сопоставить либо с авест. zanda-, которое могло иметь значение "песнопевец; заклинатель", либо с иран. *zanti "знание; весть; назидание; рассказ". Таким образом, иран. *bavat-zandah-/zanti-, парф. *bozan, арм. buzan, означают "песнопевец, сказитель, рапсод", а арм. buzandaran (с арм. суфф. -aran, придающим значение "вместилище" или "собрание, сборник" - от иран. -a-dana- "вместилище, хранилище") - "сборник (рассказов) сказителей-рапсодов" [Периханян, 1986, с. 154]. Превращение же Фавстоса, мнимого автора сборника, в Фавстоса Византийского (P'awstos Buzand) было связано не только с указанием на его "греческую", т.е. византийскую, идентификацию, но и с созвучием арм. biwzand "византийский" и buzan [Периханян, 1986, с. 155]. Тем не менее, по сложившейся традиции, автор указанного сборника ниже будет именоваться нами Фавстом Бузандом.

Рассказывая о нападении маскутского царя Санесана на Армению около 336 г., Фавст Бузанд перечисляет названия племен, отряды которых присутствовали в армии нападавших: "...И собрал он [Санесан. - И.С.] все войска - гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев и егер-сванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен" [История Армении Фавстоса Бузанда, 1953, раздел 4, гл. 7].

Приблизительно в этот же период другой армянский автор, Елишэ2, рассказывая о событиях 442-451 гг., неоднократно упоминает об Албании и Лпинии3: "Такого образца послание получено было в стране Армян, в стране Иверов и стране Албанов, и стране Лбинов, и стране Цавдеев, и стране Кордуев, и стране Алдзнике и во многих других отдаленных местностях..." [Егише, 1971, с. 30]; "Ибо было получено от дворца общее повеление как об Армянской стране, так и об Иверской и об Албанской, и о стране Лбинов, и об Алдзнике, и о Кордуке, и о Цавдеке, и о Дасне..." [Егише, 1971, с. 59]. Совместное упоминание Албании и Лпинии встречается и в других местах книги Елишэ.

Рассказывая о событиях 451 г., Елишэ приводит большой перечень племен, главным образом восточнокавказских, отряды которых марзбан Армении Васак Сюни привлек к войне против восставших армян: "...Провел полный набор в Стране Иверов, составил войска Лбинов и Чилбов, [провел набор] в Вате, Гаве и Глуаре, и Хрсане и ЪЕчматаке, Пасхе и Посхе, и Пюкуане, [собрал] все войско Таваспарана - горного и равнинного, и крепостной стороны гор" [Егише, 1971, с. 92].

Далее, рассказывая о событиях второй половины 451 г., Елишэ пишет, что саса-нидский шаханшах Ездигерд II (439-457) назначил Мушкана Нисалавурта военным правителем восточнокавказских областей и отправил его "в страну Албанов, Лбинов и Чилбов, и [в страну] ЪЕчматаков, и [в страну] Таваспаров, и [в страну] Хибиован..." [Егише, 1971, с. 117].

2 В древнеармянском языке отсутствовала фонема л, а в иноязычных заимствованиях и, в частности при передаче библейских имен, этот звук передавался как г'. Позднее в армянском алфавите появилась специальная буква для передачи этой фонемы, но это случилось значительно позднее времени жизни Элишэ.

3 В армянском языке Лп'ин фонема п' в одних переводах на русский транскрибируется как п', в других как б.

Почти все восточнокавказские этнонимы, приводимые Фавстом и Елишэ, перечислены и в "Армянской Географии" VII в. В краткой ее редакции о кавказских народах говорится следующее: "В Сарматии находятся горы Гиппийские и Кераунские и др.; много рек, в числе их Этиль с 70 рукавами (истоками), на берегах которого укрепился народ Басилы. Следующие народы живут в Сарматии: 1) Хазары, 2) Буши (уаг. Булхи), 3) Баслики (Барсилы, Басилы), 4) Апшеги, 5) Апхазы, 6) Царственные Сарматы, 7) Иппофаги, 8) Нахчаматьяны, 9) Фти-рофаги, 10) Сюрикийцы, 11) Митрикийцы, 12) Амазонки, 13) Аланы, 14) Хебуры (уаг. Хебары), 15) Кудеты, 16) Скюми, 17) Аргаветы, 18) Марголы, 19) Такоци (уаг. Такры), 20) Аргозы, 21) Да-чаны, 22) Пинчи, 23) Двалы, 24) Гунны, 25) Воспуры, 26) Цанары, в земле которых проходы Аланский и Цекан, 27) Туши, 28) Хуши, 29) Кусты, 30) Людоеды, 31) Цхаваты, 32) Гудамакары, 33) Дуичики, 34) Дидоци (уаг. Дигои), 35) Леки, 36) Катапастианы, 37) Агутаканы, 38) Хенуты (уаг. Хенуки), 39) Шилы, 40) Чигбы, 41) Хегайк (можно транскрибировать: Хелы), 42) Каспы, 43) Пухи, 44) Ширваны, 45) Хсраны, 46) Таваспары, 47) Хечматаки, 48) Ижамахи, 49) Пасхи, 50) Пусхи, 51) Пиконаки, 52) Баканы, 53) Маскуты, у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня в море. Севернее живут Гунны, у которых город Варачан и другие города" [Патканов, 1883, с. 28; см. также: Армянская География VII в., 1877, с. 37-38].

В пространной редакции "Армянской Географии VII в." описание кавказских племен начинается с болгар, живших в западной части Северного Кавказа, а затем следует текст: "Между Болгарами и Понтийским морем живут народы: Гарши, Куты и Сваны..." [Патканов, 1883, с. 27]. Далее армянский автор дает описание р. Атль (Атиль, Волга) и ее дельты. "Среди этой реки находится остров, на котором укрывается народ 8) Бас-лов от сильных народов, 9) Хазар и 10) Бушхов, приходящих на зимние пастбища и располагающихся на востоке и на западе реки. Остров называется Черным, потому что он кажется черным от множества Баслов, населяющих его вместе со своими стадами. Птолемей называет его островом Грав (?). <...>. Народы в Сарматии распределены следующим образом, начиная с запада и направляясь к востоку. Во-первых, 15) народ Агванов (не Албан), 16) Аштигор на юге. С ними вместе живут 17) Хебуры, 18) Кутеты, 19) Аргвелы, 20) Мардуйлы, 21) Такуйры. За 22) Дигора-ми в области Ардоз Кавказских гор живут 23) Аланы, откуда течет р. Армна (?), которая, направляясь на север и пройдя бесконечные степи, соединяется с Атлем. В тех же горах за Ардозцами живут 24) Дачаны, 25) Двалы, 26) Цехойки, 27) Пурка, 28) Цанарка, в земле которых находятся ворота Аланские и еще другие ворота Кцекен, названные по имени народа. За ними 29) Дуцы и 30) Хужи, 31) Кисты-людоеды, 32) Цхаваты, 33) Гудамакары, 34) Дурцки, 35) Дидои, 36) Леки, 37) Табатараны, 38) Агутаканы, 39) Хеноки, 40) Шигпы, 41) Чигбы, 42) Пуики. Затем Кавказ делится на два хребта. Один идет по прямому направлению, заключая в себе Ширван и Хсрван до Хорсвема. Другой хребет, выпустив из себя р. Арм (выше названа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком