научная статья по теме ВОСТОЧНЫЙ РИТМ РУССКОЙ ИСТОРИИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ВОСТОЧНЫЙ РИТМ РУССКОЙ ИСТОРИИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 6

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Э.С. КУЛЬПИН-ГУБАЙДУЛЛИН

Восточный ритм русской истории

В истории взаимоотношений человека и природы, истории биосферы Земли и Универсальной истории1 (или социоестественной истории - СЕИ) проблема пространства-времени не может решаться иначе, как исходя из ограничений двух взаимодействующих подсистем - природы и общества. Поскольку в природе минимальное время2 для процессов - один век, то было принято, что процессы в обществе должны за данный интервал времени суммироваться, и это делало возможным подвести их общий итог3. Использование века как минимальной единицы измерения сопряженных процессов в природе и обществе в целом оказалось результативным для исследования истории цивилизаций. Однако дальнейшие исследования заставляют уточнить единицу измерения.

Поскольку в социоестественной истории речь идет об истории жизни народа как биологического и социального организма, то используемой единицей измерения времени может быть только смена поколений: именно за этот период происходят генетические и ментальные (вспомним о вечной проблеме взаимоотношений "отцов и детей") изменения в жизни людей. За единицу времени смен поколений в СЕИ, как у демографов, можно принять интервал между рождением отца и его первенца-сына, матери и ее первой дочери. Ныне этот интервал составляет 20 лет, в древности и средневековье он был меньшим - 16-18 лет.

Однако данный интервал времени отличается от минимального времени в природе - века и не всегда кратен ему. Отсюда проблема: сколько смен поколений в жизни людей совместимы с изменениями в жизни природы? Поскольку проблема непосредственно возникла в ходе конкретного исследования истории Золотой Орды, то естественно появился и ответ на вопрос, исходящий из тюркских традиций: издревле каждый тюрк должен знать минимум семь поколений предков.

Что означает срок смены семи поколений с точки зрения СЕИ, конечная цель которой - изучение ментальности, сознания и общественного бессознательного

1 Об Универсальной истории см. [Назаретян, 2001].

2 Эта единица времени относится к самым быстротекущим изменениям в природе - климатическим. Причем в результате антропогенизации биосферы Земли переход из одного режима климата в другой может стать еще более кратким.

3 Теоретические положения СЕИ и их применимость в конкретном историческом анализе были защищены в докторской диссертации и опубликованы в [Кульпин 1988; 1992; 1993; 1995; 1999].

Кульпин-Губайдуллин Эдуард Сальманович — доктор философских наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

больших групп людей? Семь поколений соответствуют пределу передачи той информации, о которой прадед может сказать правнуку: "Мой прадед рассказывал мне то, что видел своими глазами". За пределом семи поколений нет возможности передачи прямой информации о жизни прошлых поколений, их представлений о мире и о себе.

Что же следует из этого для социоестественного исследования? Во-первых, то, что срок смены семи поколений совместим с минимальными по времени процессами изменений в природе. Во-вторых, семь поколений как единица измерения времени не является постоянной подобно астрономическим единицам, а варьирует с течением времени. В-третьих, имеет смысл просмотреть ход истории через призму смены семи демографических поколений. Исследование обещает быть результативным хотя бы потому, что рассмотрение истории Золотой Орды через призму смены поколений уже позволило получить ряд ответов на вопросы, на которые традиционные исследования ответа не давали [Кульпин 2006; 20076].

Интересны результаты деления истории России на семипоколенные циклы4, начиная с монгольского нашествия. Первый семипоколенный цикл жизни народов Восточной Европы после монгольского нашествия завершается в Золотой Орде Смутой и гражданской войной - Великой Замятней (1360 г.). Второй - концом татаро-монгольского ига на Руси и созданием Московского государства (1483 г.). Третий -Смутой на Руси (1606 г.). Четвертый - завершением Петровских реформ (1732 г.) и созданием Российской империи. Пятый - недовольством крестьян во время Великих реформ (1862 г.): своеобразный аналог Смуты для своего времени. Шестой -становлением новой социальной системы, параметры которой еще не совсем определены (2002 г.)

На время абстрагируемся от странного явления - "выпадания" из представленной модели цикличности столь значительных процессов и событий начала XX в., как революций 1905-1907 и 1917 гг., реформ П. Столыпина, Гражданской войны, и попробуем осмыслить результат. Что перед нами: просто набор цифр, случайно совпавший с переломными моментами русской истории, или внешнее отражение эволюции самоорганизующейся системы5?

Очевидно, что социоприродный организм - население и территория его проживания через каждые семь поколений проходит через два рода (типа) состояния: либо переломные (бифуркационные), либо связанные с относительной социально-экологической стабильностью. Последняя каждый раз достигается в форме социально-политической организации, принципиально отличной от предыдущей. Доказывает ли такая последовательность то, что упомянутый организм в ментальном плане - не русский, но развивающийся славяно-тюркский суперэтнос6? Для проверки нужно изменить точку отсчета, приняв такую, которая явно не имеет отношения к тюркскому истоку. Например, начать летоисчисление от приглашения на княжение в Новгород Рюрика, Трувора и Синеуса (862 г.) или от захвата Олегом Киева (882 г.).

Начинающиеся от 882 г. семипоколенные циклы дают следующий ряд дат: 8821005-1128-1251-1374-1497-1620-1746-1876-2016 гг. В их череде можно при большом желании найти какой-то смысл, но ясно, что в сравнении с началом отсчета от Батыева нашествия все даты, кроме одной (1497 г.), событийно крайне невырази-

4 При смене поколений 1Х-ХУП вв. - 17,5 лет, в XVIII в. - 18, XIX в. - 18-19, XX в. - 20.

5 Самоорганизующаяся система характеризуется способностью перехода от неорганизованной системы к организованной и далее "от плохой организации к хорошей". «Система оказывается "самоорганизующейся", если ее изменение происходит автоматически» [Берталанфи, 1969, с. 35].

6 Жители России, согласно одному из принятых положений СЕИ, представляют собой не русский, не славянский, но славяно-тюркский суперэтнос (см. [Кульпин, 1995]).

тельны7. Да и возникла ли Киевская Русь сразу как единый социоприродный организм, от которого можно ожидать четко выраженных свойств самоорганизующейся системы?

До Крещения рядовое население для элиты было чужим, завоеванным, которое без всяких правил можно было насиловать, как захочется, а народ в ответ на насилие считал при возможности естественным физическое уничтожение элиты, как это было с князем Игорем (946 г.). Центр государства и через сто лет после "приглашения" варягов на княжение был для князя не центром обитания своего народа, а источником экспортных товаров: меха, меда, воска и рабов, поставщиком которых для элиты было завоеванное население Руси. Князь Святослав (X в.), например, считал центром своих земель город Переяславец на Дунае [Пушкарев, 1991, с. 23]. Лишь спустя век после формальной даты основания государства элита пришла к необходимости иметь одинаковые с народом представления о мире и о себе и осуществила это намерение при помощи насильственного крещения киевлян. Только с этого момента процесс формирования восточнославянского социума как единого организма можно считать начавшимся.

Если считать от принятия христианства, возникает ряд дат, сильно отличающихся от модели, начинающейся с основания Киевской Руси: 989-1112-1235-1358-14811604-1730-1860-2000 гг. Начиная с XIII в. даты настолько точно совпадают с аналогичными при отсчете от монгольского нашествия и так же точно указывают на основные переломные моменты истории, что возникает вопрос: что же было определяющим для России? Наследие европейской идентичности, воплотившейся в христианстве? Или наследие Востока, слившееся с традициями ортодоксального христианства?

Обратимся к тому, что известно в истории об этапах утверждения христианского мировосприятия в русском обществе. За количественный индикатор процесса примем динамику роста монашества - людей, посвятивших себя служению Богу. Но поскольку статистика числа монахов отсутствует, используем косвенный показатель - рост числа монастырей и их местоположение.

В. Ключевский писал: "...в первые два века христианской жизни Руси мы встречаем наибольшее количество монастырей в центральной полосе тогдашней Русской земли по среднему и верхнему Днепру, по Ловати и Волхову, где наиболее сгущено было русское население... Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50... Почти все эти монастыри ютятся внутри городов или жмутся к стенам, не уходя от них далеко в степную или лесную глушь... Городские и подгородные монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан... В XIII в. продолжает расширяться круг городских и подгородных монастырей... Удельное дробление Северо-Восточной Руси содействует этому... Первый князь нового удела старался украсить свою резиденцию хотя одной обителью... Но с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения монастырей, и именно на Севере. Доселе почти все монастыри, как в Южной, так

7 Первый семипоколенный цикл, как и все другие, заканчивается невыразительной датой (1005 г.), отстоящей от важнейшей опорной точки - формального принятия христианства - на значительный срок. Второй (1128 г.), приходится на расцвет княжеской междоусобицы (Смуты), но после безуспешной попытки ее преодоления в княжении Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Третий (1251 г.) - незавершенное объединение Руси (еще продолжаются восстания против завоевателей). Объединение же Руси состоялось не в ходе внутренних процессов, а в ходе внешних - как следствие завоеваний Монгольской империи. Четвертый (1374 г.) - также имеет отношение не столько к внутренним процессам, сколько к внешним (если считать Орду, вассальной частью которой являлась Русь, вне

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком