научная статья по теме ВОЗМОЖНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ШАБЛОНА ГРЕЧЕСКОГО ФУТА НА ФРЕСКЕ СВ. ФЛОРА НОВГОРОДСКОГО АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ (1125 Г.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОЗМОЖНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ШАБЛОНА ГРЕЧЕСКОГО ФУТА НА ФРЕСКЕ СВ. ФЛОРА НОВГОРОДСКОГО АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ (1125 Г.)»

Из истории естествознания

Р. А. СИМОНОВ

ВОЗМОЖНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ШАБЛОНА ГРЕЧЕСКОГО ФУТА НА ФРЕСКЕ св. ФЛОРА НОВГОРОДСКОГО АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ (1125 г.)

В работе вводится в научный оборот новый источник по истории науки: измерительный прибор, изображенный на фреске святого Флора 1125 года храма Рождества Богородицы новгородского Антониевого монастыря. Прибор имеет форму линейки (шаблона), поделенной по пятеричному принципу. Это - новшество, поскольку распространенным в Древней Руси было метрологическое деление протяженностей по четверичному принципу.

Ключевые слова: новгородский Антониев монастырь, фреска св. Флора 1125 года, мерный жезл, разделенный по пятеричной системе.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, по свидетельству летописи («исписаша божницю Антоновоу»), был расписан в 1125 г. 1 Известному древнерусскому мыслителю, математику, хронологу и богослову Кирику Новгородцу (1110 - после 1156/58) тогда было 15 лет, и он мог находиться при монастыре в качестве послушника. Во всяком случае через 11 лет он сам о себе писал, что в 1136 г. был доместиком указанного храма в сане иеродиакона 2. Поэтому росписи Рождественского собора он должен был знать. Возможно, они сыграли определенную роль в его становлении как ученого. Эти росписи для Руси XII века были необычными. Так, в результате их художественного обследования видный советский искусствовед член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев пришел к заключению о невизантийском, «очень близко[м] к памятникам романской живописи», западноевропейском облике фресок собора Рождества Богородицы в новгородском Антониевом монастыре, не имевших в Древней Руси аналогов 3.

Такой вывод согласуется с гипотезой о том, что Антониев монастырь был монастырем-переселенцем 4, который сохранял верность греческой пра-

1 Новгородская харатейная летопись [Текст] / Издано под наблюдением акад. М. Н. Тихомирова. М., 1964. С. 27; см. также: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 20-21; Секретарь Л. А. Антониев [монастырь] // Великий Новгород. История и культура 1Х-ХУ11 веков. Энциклопедический словарь / Отв. ред. В. Л. Янин. СПб., 2009. С. 299.

2 Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет // Историко-математиче-ские исследования. М., 1953. Вып. 6. С. 190-191.

3 Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода. ХП-ХШ века // История русского искусства. М., 1954. Т. 2. С. 78-82.

4 Мильков В. В. Источники учености Кирика Новгородца // Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы на-

© Р. А. Симонов. ВИЕТ. 2014. № 4. С. 45-60

вославной вере после так называемого разделения церквей середины XI в. Монахи будущего Антониева монастыря оказались в окружении враждебных католиков, которые чинили им притеснения. По преданию, отраженному в житии св. Антония Римлянина, однажды, стоя на прибрежном камне, он обдумывал изложенную сложную ситуацию, моля Бога о помощи. Вдруг началась буря, волна подняла камень, на котором стоял Антоний, и понесла вместе со стоящим монахом, причалив через какое-то время в Новгороде. Судьба оказалась благосклонной Антонию, и он вскоре основал здесь монастырь 5.

История с фресками Рождественского собора Антониева монастыря имела удивительное продолжение. В 1971 г. бригада реставраторов под руководством Г. С. Батхеля расчистила фрески «на западных гранях обоих предалтарных столбов», которые «были полностью заштукатурены и переписаны. Видимо, это произошло в XVII в.». Считается, что это были изображения четырех святых целителей: Иоанна, Кира, Флора и Лавра. Подлинную (первоначальную) атрибутивную надпись содержит только фреска св. Кира: «АГ1О[СЪ] КЮРЪО» 6. Над изображениями четырех святых целителей располагалась парная композиция Благовещения 7.

Вообще говоря, монастырское врачевание в средневековой Европе не имело того общественного статуса, какого медицина достигла в наше время; тогда дипломированных врачей было относительно немного. Так, по мнению историка науки А. Н. Медведя,

разница между русскими и европейскими монастырскими больницами состояла, пожалуй, лишь в том, что в Европе квалифицированных врачей в них не хватало, а на Руси их просто не было 8.

Естественно, что художественное убранство храма Рождества Богородицы в Новгороде, особенно его центральной части, отданное святым целителям, оценивалось как беспрецедентное: «Беспрецедентным является размещение на столбах в нескольких ярусах фресковых изображений: в верхнем - сюжет Благовещения, в нижнем - два парных изображения целителей» 9. Обычно на

учной конференции. Москва, 11-12 декабря 2006 г. / Отв. ред. Р. А. Симонов. М., 2006. С. 1825; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М., 2011. С. 4679; Мильков В. В., Симонов Р. А. Биографические сведения о Кирике Новгородце и данные

об источниках его учености // Кирик Новгородец и древнерусская культура. В 2 ч. / Отв. ред.

B. В. Мильков. Великий Новгород, 2012. Ч. 1. С. 27-56.

5 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

C. 306-311; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Гордиенко Э. А. Антоний Римлянин // Великий Новгород... С. 73. Здесь св. Антоний называется новгородским купцом (гостем), но под вопросом. Секретарь Л. А. Житие Антония Римлянина // Там же. С. 172-173.

6 Гордиенко Э. А. Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // Памятники культуры. Новые открытия. 1974. М., 1975. С. 202.

7 Там же. С. 197-204.

8 Медведь А. Н. Больницы в Московском государстве: лечебные учреждения или места призрения? // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: материалы XXV Международной научной конференции. Москва, 31 января - 2 февраля 2013 г. В 2 ч. М., 2013. Ч. 2. С. 409.

9 Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. С. 54.

предалтарных столбах «изображались первосвященники, архангелы, апостолы» 10.

Однако исключение делалось, если храм посвящался святым целителям. Так, в Македонии (Кастория) в XII в. был построен храм святых врачей; здесь в алтарной части и на западных гранях предалтарных столбов (как в храме Антониева монастыря) даны изображения святых целителей Козьмы и Дами-ана, а также Флора и Лавра 11. Нельзя исключать, что храм Рождества Богородицы Антониева монастыря имел своими патронами-покровителями святых врачей и сам монастырь символизировал научное знание (если учесть, что врачи тогда в известной степени олицетворяли науку). В этом свете логичным выглядит то, что первое чисто научное древнерусское произведение, посвященное математической хронологии, - «Учение им же ведати человеку числа всех лет» - было написано в стенах этого монастыря молодым диаконом Ки-риком в 1136 г. 12

Почитание врачей (и средневековой науки) в новгородском Антониевом монастыре как будто бы также подтверждается следующим фактом. В памяти простых новгородцев собор Рождества Богородицы этого монастыря был и остается целительным местом. Дело в том, что в западном притворе, справа от входа, несколько в стороне от предалтарных столбов со святыми целителями, у стены, находится священный камень, якобы обладающий исцеляющей силой. По преданию считается, что на этом валуне приплыл в Новгород св. Антоний Римлянин. С того времени он оставался на берегу Волхова, а в середине XVI в. был перенесен в Антониев монастырь, а затем - непосредственно в собор Рождества Богородицы, где находится по сию пору 13.

Из письменных источников следует, что камень исцелял страдающих «исступлением ума», более конкретно - от потери памяти, когда на человека «напало забвение и [он] родителей не узнает». Это объяснялось тем, что на страдальца «демон напал», а целью его лечения камнем было избавление от беса («избавился от беса»). По мнению академика Н. А. Макарова, Антониев камень относился к культу священных камней, с помощью которых «исцеления нередко совершались в соответствии с законами контактной магии: больные целовали камень, прикладывались к нему и т. д.» 14. Указанное «так далее», по-видимому, можно соотнести с бытующим представлением о лечебном использовании Антониева камня в таком виде, который мало известен в других случаях магического контакта со священными камнями. Дело в том, что поверхность Антониева камня испещрена бороздами, которые в народе до сих пор считают следами зубов, оставленных людьми, страдавшими от зубной боли. Еще одной лечебной реликвией, использовавшейся в магическом

10 Гордиенко. Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы... С. 203.

11 Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 193, 201; Гордиенко. Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы. С. 203.

12 Герасимова И. А. Поновление стихий в «Учении о числах» Кирика Новгородца // Новго-родика-2010. Вечевой Новгород: материалы Международной научно-практической конференции, 20-22 сентября 2010 г. В 3 ч. Великий Новгород, 2011. Ч. 2. С. 247.

13 Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 203-210.

14 Там же. С. 208.

лечении зубов, являлись так называемые «морские трости», которые были обнаружены в ризнице монастыря и понимались как «ветки морской травы» с камня св. Антония («иже на камени пренесены по водам») 15.

О практиковании в Антониевом монастыре конца XVII - начала XVIII в. врачебной деятельности есть прямые данные. Так, в конце XVII в. к наврат-ной церкви монастыря «пристроили одноэтажный каменный больничный корпус с церковью Александра Невского», о чем имеется свидетельство: «В стену в сооруженной в 1698 г. в Антониевом монастыре Новгорода больнице была вмурована плита, где говорилось: "На жительство и покой скорбным и престарелым братьям"» 16.

По-видимому, существовавший у Антониева монастыря лечебный (и научный) ореол официальными церковными властями не всегда одобрялся, и позже, в XVII в. (?), фрески святых целителей были закрашены. Возможно, что к той же тенденции не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком