научная статья по теме Возможности моделирования структуры концепта (на примере концепта «Духовность») Биология

Текст научной статьи на тему «Возможности моделирования структуры концепта (на примере концепта «Духовность»)»

Интересно отметить, что и в этом случае сравнение с предметами искусства также сопровождается сравнением с предметами природы. Вероятно, это можно объяснить тем, что в понимании В.В. Набокова женственность практически всегда ассоциируется с красотой природы, не мыслится вне её.

«Камеевый профиль девушки, милые розоватые ноздри, длинная, белая, будто французская лилия, шея, очерк фигуры, и полной, и хрупкой... »[3; с. 54-55].

В данном случае шея сравнивается с лилией, а профиль подобен камеевому, в комплексе с лексемой «милый» эти сравнения служат интенсификаторами женственности героини. Явное противоречие «полный» - «хрупкий» служит художественным приёмом, умело использованным автором для создания образа героини, В.В. Набоков ставит лексему «хрупкий» в позицию ремы, акцентируя на этом внимание читателя.

«Волосы Ады, длинные и прямые, имевшие в тени ровный иссиня-чёрный оттенок, теперь, в самоцветных лучах солнца, обнаружили тона густо-русые, перемежающиеся тёмно-янтарными в прямых прядях, спадавших на её втянутые щёки или грациозно разъятых приподнятым, словно бы вырезанным из слоновой кости плечом» [3; с.138-139].

Сравнивая плечо с предметом искусства, автор упоминает о его грациозности - том качестве, которое, безусловно, сопутствует женственности и входит в ближнюю периферию этого концепта, а богатые оттенки цветовой палитры, использованные при описании волос девушки, говорят о любовании ими, о субъективной авторской оценке, что, в свою очередь, свидетельствует о привлекательности героини.

Полагаем, что изучение художественных произведений В.В. Набокова позволит выделить ряд других групп и лексических способов реализации концепта «женственность». Их выявление и всесторонний анализ является предметом нашей дальнейшей работы.

Список использованных источников

1. Багдасарян В.Э. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия/ Под общ. ред Телицына. - М.: Изд-во Локид-Пресс, 2003 г.

2. Махмутова А.Н. Компонентное выражение концептов мужественность/женственность: вопросы гендерной симметрии и асимметрии в языке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kls.ksu.ru

3. Набоков В.В. Ада, или Радости страсти / Американский период. Собрание сочинений в 5 томах/ - СПб.: Симпозиум, 1999. (Т.4).

4. Набоков В.В. Ужас [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. lib.ru/NABOKOW

5. Набоков В.В. Соглядатай. СПб.: Азбука-Классика, 2008.

6. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI - XX века) [Электронный доступ] Режим доступа: http://www. genderstudies .info

УДК 81.373

Т.А. Мельников

Новосибирский государственный технический университет г. Новосибирск, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ДУХОВНОСТЬ»)

В работе исследуется проблема описания структуры концепта в языковой картине мира. Исследование выполнено в рамках лингвокогнитивного подхода к пониманию природы концепта. Теоретическая и практическая значимость заключается в формировании методологической базы когнитивных исследований, а также в описании концепта «духовность», существенного для национальной концептосфер. Результаты работы могут быть использованы при подготовке материалов словарей, в том числе для иностранцев.

Единой методологической базы концептуальных исследований в отечественной лингвистике на сегодняшний день не существует. Это связано со сложностью объекта изучения - концепта, который может трактоваться в соответствии с лингвокогнитивным или лингвокультурологическим подходом, а также с объективной сложностью исследования ментальных единиц вообще.

На наш взгляд, основой для получения детального представления о концепте является привлечение данных из различных источников, анализируемых с помощью различных методов. В нашем исследовании такими источниками выступили словари русского языка (толковые, синонимов, антонимов, словообразовательные, тематические, ассоциативные), контексты современной публицистики (по ма-

териалам НКРЯ [4]), а также ответы носителей языка, полученные в результате психолингвистического (ассоциативного) и социолингвистического экспериментов. Всего было собрано и проанализировано более 3000 ед.

Проведенный нами анализ позволил выявить ядерные структурные единицы концепта «духовность» и периферийные элементы (вслед за И.А. Стерниным, будем называть все эти единицы когнитивными слоями).

В результате анализа мы выделили одиннадцать основных когнитивных слоев концепта «духовность», которые и будут рассмотрены в нашей статье. Это «Совокупность проявлений внутреннего мира человека»; «Религиозная категория»; «Связь с морально-нравственными ценностями и традициями»; «Проявление в культуре, искусстве»; «Характеристика нации, общества»; «Отношение к материальности»; «Способность качественно меняться со временем»; «Универсальное ценностное начало»; «Внешний мир, природа»; «Особая атмосфера какого-либо места»; «Анти-ценность».

Одиннадцать основных когнитивных слоев, выявленных в ходе анализа, были классифицированы нами по смысловым блокам, каждый из которых отражает какой-либо аспект наших знаний о концепте.

Первая из этих макроструктур отражает сущность «духовности», ее источник. Сюда следует отнести когнитивные слои «Совокупность проявлений внутреннего мира человека» и «Религиозная категория», которые являются в настоящий момент базовыми когнитивными слоями концепта. Первый из них особенно актуализирован в лексикографическом описании (например, такая трактовка духовности наблюдается в МАС [6:455], БАС-2 [7:531], словаре Лопатина [2:142]), в ответах носителей языка на вопросы социолингвистического эксперимента, а также широко представлена в публицистических контекстах и в материалах ассоциативного эксперимента.

Когнитивный слой «Религиозная категория» в последнее время активно возвращается в ядро концепта. Этот процесс происходит под влиянием экстралингвистических факторов (возвращение религии в сферу активных общественных отношений). Данный когнитивный слой широко отмечен во всех выборках, отражающих интерпретационную часть концепта (в терминологии И.А. Стернина), - в текстах, созданных носителями языка, будь то публицистические тексты или ответы на вопросы анкет, причем в материалах ассоциативного эксперимента лексемы, актуализирующие когнитивный слой «Религиозная категория», выходят на первый план, опережая когнитивный слой «Совокупность проявлений внутреннего мира человека». Когнитивный слой «Религиозная категория» неполно и непоследовательно представлен в материалах современных словарей русского языка (примером описания этих значений могут служить СлЯИ [9: 222], а также Морковкин [3]), но актуальность для языкового сознания данных смыслов, скорее всего, приведет в будущем к их кодификации.

Когнитивные слои «Связь с морально-нравственными ценностями и традициями», «Отношение к материальности», «Способность качественно меняться со временем» представляют другой аспект осмысления концепта «духовность» - признаки, черты (не все, а наиболее важные для носителей языка). Данные когнитивные слои представлены в лексикографическом описании, репрезентирующем базовую часть концепта, на уровне дефиниций (первые два когнитивных слоя) и иллюстраций (последний слой).

Когнитивный слой «Отношение к материальности» в базовой части концепта раскрывается как отрицание «духовностью» материальности, а в интерпретационной - и как отрицание, и как соположение. «Способность качественно меняться со временем» не является отличительным признаком только «духовности», эти смыслы можно применить ко многим понятиям и категориям, однако данный когнитивный слой очень актуален для концепта «духовность», что может быть связано с историей трансформаций представлений о «духовности» (которую можно проследить по изменениям дефиниций лексемы духовность в толковых словарях), с нестабильностью ядерных смыслов, характерных для данного концепта.

Еще один блок смыслов связан со сферой проявления рассматриваемой категории. В эту группу следует отнести когнитивные слои «Проявление в культуре, искусстве» и «Характеристика нации, общества». Данные когнитивные слои попадают на периферию лексикографического описания, они весьма актуальны для выборок, отражающих интерпретационную часть концепта. Когнитивные слои «Внешний мир, природа» и «Особая атмосфера какого-либо места» также отражают сферы проявления «духовности», но они представлены гораздо менее частотно, не отражены в лексикографическом описании, формируются в недрах интерпретационной части концепта, причем актуализация когнитивного слоя «Особая атмосфера какого-либо места» в большей степени происходит в публицистической выборке, а слоя «Внешний мир, природа» - в материалах лингвистических экспериментов.

Наконец, четвертый блок, связанный с осмыслением концепта «духовность», - это отношение к данной категории и ее оценка. Положительная оценка «духовности» присутствует имплицитно во всех упомянутых ранее когнитивных слоях и находит свое концентрированное выражение в когнитивном

слое «Универсальное ценностное начало». Актуализируют этот слой, например, такие ассоциации, как жизнь, добро, а также ответы на вопросы анкеты, в которых данные лексемы выступают в качестве синонимов духовности, а в качестве антонимов называются зло, смерть, ненависть. Но существует и противоположный по выраженному полюсу оценки когнитивный слой «Анти-ценность», широко представленный в публицистике. Актуальность этого слоя для интерпретационной части концепта может быть связана с лингвистическими и экстралингвистическими факторами. К первым следует отнести появление лексемы духовность в неочевидных контекстах, в которых происходит семантическое опустошение данной лексемы, ко вторым - стремление различных групп лиц скрыть за словами о «духовности» свои истинные цели и интересы. В результате оценка деятельности этих лиц смещается и на те языковые средства, которые они употребляют, и «духовность» осмысляется как удобный объект для пустословия или инструмент осознанной манипуляции. Наиболее употребительны эти смыслы в публицистике в связи с ее установкой на злободневность и социальную значимость.

Итак,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком