научная статья по теме Возможности музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании умственно отсталых младших школьников Науковедение

Текст научной статьи на тему «Возможности музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании умственно отсталых младших школьников»

Коррекционная педагогика

Кондакова О.Г., аспирант Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Музыкально-ритмическая деятельность традиционно определяется как вид музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Музыкальная деятельность, в свою очередь, представляет собой различные способы и средства познания музыкального искусства (а через него окружающего мира и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Общеизвестно, что искусство является ядром и главным средством эстетического воспитания, отличающееся универсальностью воздействия на личность. При этом наиболее существенно даже не непосредственное воздействие искусства, а его «последействие», когда усвоенный человеком чувственно-эмоциональный опыт становится мотивирующей силой поведения, смыслообразу-ющим фактором.

Каждый из видов искусства специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному и специфическому воздействию на человека. Неслучайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Музыка объединяет моральные, эмоциональные и эстетические личностные качества человека. Эстетические возможности музыкального искусства по отношению к различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности.

Использование музыки и движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX века в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Э. Жак-Далькрозом. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Э. Жак-Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Система Э. Жак-Далькроза вовсе не ограничивалась воспитанием у людей чувства ритма и не сводилась к сугубо музыкальному воспитанию. Она ставила целью воспитать человека, гармонически развитого физически, умственно, художественно, эстетически. Само понятие ритма трактовалось Э. Жак-Далькрозом чрезвычайно широко, непременно включая эстетическую составляющую. С этого времени ритмика активно применяется в работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ритмика, содержанием которой и является музыкально-ритмическая деятельность, традиционно относится к специфическим коррекционным предметам в специальных (коррекционных) школах VIII вида, и до сих пор не рассматривается в олигофренопедагогике в качестве предмета художественно-эстетического цикла, несмотря на то, что является синтезом нескольких видов искусств. К сожалению, существующая программа по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида не предполагает формирования эстетических представлений и понятий, ху-

дожественных видов деятельности, так как ритмика, в первую очередь, рассматривается в качестве одного из видов двигательной терапии. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно), невилируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности. Однако ритмика не только эффективнейшее средство коррекции и развития двигательной сферы умственно отсталых детей, но и один из важнейших предметов, входящих в систему эстетического воспитания, позволяющий комплексно решать задачи музыкального и эстетического развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он за-ключаетсяв формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, а и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.

В этой связи, для выявления возможностей музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании, опираясь на концептуальные положения эстетики, как науки о том, что любая деятельность является эстетической, необходимо рассмотреть деятельность, основанную на сочетании музыки и ритма, как эстетическую. Эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного (целостного) освоения человеком действительности. В эстетической деятельности сливаются воедино и образуют целостность реальный процесс и позиция субъекта этого процесса. Эстетическая деятельность непосредственно включена в практику и является целостным комплексом эмоциональных и логических переживаний субъекта. Как только предмет включается в практическую деятельность, он становится объектом эстетической активности человека. Эстетическая деятельность имеет следующие сущностные характеристики, как игра, антропоморфное начало (человечность), связь с эстетическим идеалом, интерогенность.

В эстетической деятельности, как и в любой другой, традиционно выделяют следующие структурные компоненты: субъект деятельности с его целенаправленной активностью, объект и предмет деятельности, средства и конечный результат. Ввиду специфики эстетической деятельности, не являющейся деятельностью утилитарной, данные компоненты имеют характерные особенности. Ведущий элемент системы эстетической деятельности - субъект, сам человек. Его отношение к предмету носит целесообразный, активный и творческий характер. Предметом эстетической деятельности может стать любое явление действительности, которое доступно непосредственному восприятию или имеет виртуально-условную форму. При этом в своей эстетической активности человек опирается на фундаментальные законы бытия, сохраняющие собственные эстетические параметры и свойства (структурность, симметрия, ритм, целесообразность, гармония и др.). Среди всех других выделяется объект, который становится предметом эстетического взаимодействия с субъектом благодаря чувственно-воспринимаемой форме, эстетической выразительности и совершенству. Средствами эстетической деятельности выступают ценности, которые функционируют в культуре общества.

Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов деятельности в эстетическом воспитании. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается эстетическое и творческое начало ребенка. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для умственно отсталых детей младшего школьного возраста в силу их психофизиологических особенностей и особенностей восприятия музыки (оно носит ярко выраженный моторный характер). Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для эстетического воспитания состоит в том, что она,

как уже указывалось ранее, является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии. Они, будучи объединены в единое художественное целое, посредством создания музыкально-пластического образа, являются неким творческим итогом, результатом активной работы ребенка с музыкальным и пластическим (двигательным) материалом. Таким образом, созданный ребенком музыкально-пластический образ может рассматриваться как результат его эстетической деятельности, эстетический продукт, эстетическая ценность.

Танец, пантомима и пластика, в свою очередь, через раскрытие поэтического содержания музыки, являясь формами музыкально-хореографической драматургии, представляют собой двигательные выразительно-изобразительные средства эстетической деятельности, через которые и создается художественный образ. Задача эстетического развития решается в музыкально-ритмической деятельности с помощью организации целостного восприятия музыки, а также через целостное движение и формирование способности к творческому созданию музыкально-двигательного образа (выразительной формы движения, воплощающего содержание музыки). Создание музыкально-пластического образа способствует формированию специфических эстетических свойств личности ребенка, что характеризует музыкально-ритмическую деятельность, как интерогенную, направленную на внутренние изменения в личности ребенка.

Отличительной чертой музыкально-ритмической деятельности является синтез исполнительного, продуктивного и творческого компонентов. Дети придумывают собственные выразительные движения, пластические элементы, танцы, этюды, игры и одновременно их исполняют - продукт совпадает с процессом, исполнение выступает одновременно и продуктом творчества.

Все это характеризует музыкально-ритмическую деятельность, как эстетическую.

Исходя из положений эстетики о том, что в процессе эстетической активности человек опирается на фундаментальные законы бытия, сохраняющие собственные эстетические параметры и свойства (структурность, симметрия, ритм, целесообразность, гармония и др.), эстетическое содержание различных видов музыкально-ритмической деятельности определяется развитием следующих качеств: чувства пространства и времени, ритма, меры, единства содержания и формы музыкально-ритмических движений, частей двигательного акта, гармонии человека и окружающего мира аналитического чувства. Эстетическое содержание музыкально-ритмической деятельности также дополняется такими составляющими, как: художественный вкус, композиц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком