научная статья по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЬЕТНАМСКОГО ТРОЦКИЗМА: ПОИСКИ ПУТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ РОДИНЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЬЕТНАМСКОГО ТРОЦКИЗМА: ПОИСКИ ПУТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ РОДИНЫ»

"Проблемы Дальнего Востока" № 2, 2009 г.

Возникновение вьетнамского троцкизма: поиски путей политического и социального освобождения родины

© 2009 И. Усов

Статья представляет собой первое в русскоязычной историографии научное исследование, посвященное рождению троцкистского движения во Вьетнаме. Рассматривается процесс перехода части молодежи от революционного национализма к марксизму в его троцкистской форме. В представленной работе особое внимание уделяется идеологическому и организационному становлению в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Индокитайской левой оппозиции.

Ключевые слова: троцкизм, Л.Д. Троцкий, Вьетнам, Та Тху Тхау, Индокитай, коммунизм, КПИК.

Вьетнамские троцкисты принадлежали к международному идейно-политическому течению в революционном марксизме, основы которого были заложены еще в ходе внутрипартийной борьбы в РКП (б) — ВКП (б) в 1920-е гг., развернувшейся между бюрократизировавшимся партийным аппаратом и сторонниками Л.Д. Троцкого, одного из организаторов Октябрьского переворота, создателя Красной армии, являвшегося вплоть до января 1925 г. народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Революционного Военного Совета СССР. Вскоре дискуссия переросла рамки ВКП (б) и захватила международное коммунистическое движение. В ходе этой полемики ее участниками ставились такие важные проблемы, как бюрократизация большевистского партийно-государственного аппарата, возможность построения социализма в Советском Союзе в условиях замкнутого политического, экономического и культурного развития, тактика и стратегия социалистической революции в развитых, колониальных и полуколониальных странах.

Прежде всего, становление и бурное развитие троцкистского движения в Индокитае связано с деятельностью одного из первых вьетнамских сторонников Л.Д. Троцкого, Та Тху Тхау.

Он родился 5 мая 1906 г. в центре рисоводческого района дельты реки Меконг на берегу маленького канала в глухой деревушке Танбинь провинции Лонгсуен в бедной семье полуграмотного сельского плотника Та Ван Шока, который был уважаем соседями за свое знание геомантии и традиционной медицины. Из шести детей, родившихся у Шока, выжило пять: два мальчика и три девочки. Та Тху Тхау, третий ребенок в семье, был вынужден с раннего

Усов Илья Викторович, аспирант ИДВ РАН, e-mail ilya-usov@gmail.com.

возраста помогать своей матери Нгуен Тхи Нгок по хозяйству. Глубокое понимание жизни и нужд простых людей, приобретенное им в детстве, повлияло на особое отношение Та Тху Тхау к национальному освобождению родины, которое для него включало в себя в первую очередь социальную составляющую. Это было то, что его соратник Фан Ван Хум1 впоследствии назвал ''пролетарским инстинктом'' Та Тху Тхау2.

Впервые мальчик познакомился с внешним миром в 1912 г. во время переезда семьи в столицу родной провинции город Лонгсуен, где Та Ван Шок получил работу в крупной мастерской. Решение покинуть родную деревню, помимо стремления поправить свое финансовое положение, было также обусловлено желанием отца Та Тху Тхау дать образование своим детям, которые несмотря на материальные затруднения пошли в школу3. Однако в 1917 г. от туберкулеза скончалась Нгуен Тхи Нгок; подсобное хозяйство, которое она вела, было большим подспорьем для бедной семьи, и ее смерть еще больше осложнила то тяжелое положение, в котором оказался Та Ван Шок и его дети. С одиннадцати лет Та Тху Тхау должен был начать преподавать во внеурочное время. На каникулы мальчику пришлось вернуться в свою родную деревню Танбинь, где он одновременно прислуживал в доме деревенского старосты и обучал его сына4.

Блестяще сдав экзамены, Та Тху Тхау окончил начальную школу. Местный полицейский чиновник и начальник почтового отделения помогли четырнадцатилетнему подростку отправиться в Сайгон для поступления в колледж Шасселю-Лоба, где он с успехом сдал экзамены, получив стипендию на обучение в этом престижном образовательном заведении.

Свои занятия Та Тху Тхау совмещал с репетиторством, помогая отцу, который к тому времени был уволен с работы и оказался в долгах. Однако несмотря на такую загруженность работой, в 17 лет он выдержал экзамены на школьный аттестат и диплом о среднем образовании (brevet fflïïmentaire), а через два года, в 1925 г., на степень бакалавра. После этого молодой человек устроился преподавателем в частную школу Нгуен Сить Хонга, работу в которой он совмещал с обучением детей богатых родителей.

Во время учебы в колледже Шасселю-Лоба Та Тху Тхау, как и многие его товарищи, включается в студенческое антифранцузское патриотическое движение, получившее развитие в Кохинхине (Южный Вьетнам) в середине 1920-х гг. Пик его пришелся на весну 1926 г., когда был арестован один из лидеров националистов Нгуен Ан Нинь5, и состоялись похороны другого борца за национальное освобождение — Фан Тю Чиня6. В апреле—мае в Кохинхине прошла серия забастовок учащихся, позже поддержанная в Аннаме (Центральный Вьетнам) и Тонкине (Северный Вьетнам). В марте того же года была создана ''Партия молодежи'', одним из руководителей которой стал Та Тху Тхау.

Впоследствии, вспоминая о студенческом движении середины 20-х гг., он писал: ''После бесконечных дискуссий мы пришли к решению: надо учиться пользоваться оружием. Мы все склонялись к терроризму. У нас было только две идеи: индивидуальный террор и создание армии в Китае, чтобы вернуть нашу независимость... Судебный процесс над Фан Бой Тяу7 и дело Чыонг Као Донга предоставили нам великолепный агитационный материал. Наши силы реорганизовались: в начале 1926 г. они оформились в ''Партию молодежи''. Там я вновь встретил своих друзей, которые раньше входили в наши школьные ''революционные круги''. За три дня мы завербовали более 100 членов, не считая симпатизировавших нам людей, которых насчитывались тысячи. Однако я должен ска-

зать, что добрая половина из них были агентами-провокаторами''8. В декабре 1926 г. преподаватель Та Тху Тхау вместе с другом Нгуен Кхань Тоаном9 попытались наладить публикацию франкоязычной газеты ''Някуе'' ("Крестьянин"). Однако еженедельник смог выйти только один раз: колониальные власти сразу же его запретили.

Большое влияние на формирование взглядов молодого Та Тху Тхау оказали выходившие во Вьетнаме газеты ''Ля Клош фелэ'' (''Треснувший колокол'') Нгуен Ан Ниня, ''Л'Аннам'' Фан Ван Чыонга10, а также нелегально доставляемые в Индокитай номера ''Вьетнам хон'' (''Душа Вьетнама''), издаваемой во Франции Нгуен Тхе Чуеном. Юноша наряду со знакомством с патриотическими учениями и взглядами таких зарубежных революционеров, как Сунь Ятсен, также интересуется и коммунистической литературой: читает на французском языке ''Азбуку коммунизма'' Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского, ''Историю российской коммунистической партии (большевиков)'' Г.Е. Зиновьева11.

Однако общие представления Та Тху Тхау об освободительной борьбе не выходили за рамки радикального национализма, близкого к тому, который исповедовали революционеры старших поколений и который взывал к славному историческому прошлому независимого Вьетнама. ''Наши младшие братья, — писал он в декабре 1926 г., — вынуждены изучать историю своей страны, написанную иностранцами. Помимо имеющего политическую цель желания авторов учебников исказить правду, с которым мы сталкиваемся во всех работах, у них также отсутствует понимание души аннамитов... Только аннамит может написать историю Аннама''12.

С такими настроениями 6 сентября 1927 г. Та Тху Тхау покидает колонию, чтобы отправиться в столицу метрополии для обучения на факультете естественных наук и математики Парижского университета. Его поездка в Европу стала возможной благодаря тому, что некоторые зажиточные родители доверили ему опекать своих детей во Франции, предоставив молодому преподавателю средства на путешествие и оплачивая его работу в метрополии. Однако это продолжалось до того момента, пока директор колледжа не обратил внимание на подозрительную переписку некоторых из подопечных Та Тху Тхау и не сообщил о ней в полицию.

В это время во Франции центром вьетнамских радикально настроенных националистических сил была партия ''Независимый Вьетнам'', находившаяся под руководством Нгуен Тхе Чуена. Эта организация, созданная в 1926 г., первое время пользовалась поддержкой колониальной секции Французской коммунистической партии (ФКП). Уделяя мало внимания учебе, Та Тху Тхау активно включился в политическую деятельность эмигрантских кругов. Знавший о деятельности партии ''Независимый Вьетнам'' еще во время своего пребывания на родине Та Тху Тхау вступил в ее ряды, где вскоре выделился благодаря своим лидерским качествам.

После того как Нгуен Тхе Чуен в декабре 1927 г. вернулся на родину, Та Тху Тхау с помощью некоторых студентов сумел реорганизовать партию и вошел в ее руководящее бюро. Скоро она смогла объединить вокруг себя около 200 человек, из которых почти две трети жило в районе Парижа13. Печатным органом партии стала пришедшая на смену ''Вьетнам хон'' газета ''Рес-сюрексьон'' (''Возрождение''), деньги на издание которой дал товарищ Та Тху Тхау по партии Хюинь Ван Фыонг14, богатый студент, изучавший юриспруденцию в Сорбонне. Основным автором этого периодического издания стал Та

Тху Тхау. В апреле (с добавлениями в сентябре) 1928 г. был опубликован манифест ''Независимого Вьетнама'', в который вошло требование о предоставлении немедленной независимости, при необходимости допускалось, что это будет достигнуто посредством насильственных методов. Манифест критиковал западные правительства за то, что в них властвуют ''бесталанные и недобродетельные богатые люди''. В освобожденном Вьетнаме планировалось установление такого строя, при котором все угнетаемые люди имели бы защиту от аристократов и капиталистов. В парламент должны были войти представители профсоюзов, а не политических партий15.

Отношения между ''Независимым Вьетнамом'' и ФКП до весны 1928 г. были доброжелательными. Французские коммунисты оказывали помощь левым националистическим партиям своих колоний. Та Тху Тхау поддерживал контакты с Колониальной Секцией ФКП (полиция даже предполаг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком