научная статья по теме ВОЗВРАЩАЯСЬ К РУБИНШТЕЙНУ: ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАКТОВКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ Психология

Текст научной статьи на тему «ВОЗВРАЩАЯСЬ К РУБИНШТЕЙНУ: ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАКТОВКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 4, с. 50-60

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РУБИНШТЕЙНУ: ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАКТОВКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ

© 2015 г. А. Н. Ждан*, И. В. Щекотихина**

* Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

e-mail: zhdan@list.ru ** Преподаватель Орловского государственного университета; е-mail: ira_1305@mail.ru

Представлено целостное изложение методологических принципов психологии: единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личностного, разработанных выдающимся отечественным философом и психологом С.Л. Рубинштейном. Прослеживается эволюция в трактовке их содержания в научных трудах С.Л. Рубинштейна. Описано направление развития методологической мысли С.Л. Рубинштейна: от вопросов о природе психического и его места во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира - к личности и человеку, мировоззренческим вопросам жизни человека в совокупности его деятельностных, познавательных, эстетических и этических отношений. Утверждается, что разработанные С.Л. Рубиншейном принципы и концепция в целом сохраняют свою актуальность и высокое методологическое значение для современной психологической науки.

Ключевые слова: методологические принципы психологии, диалектико-материалистическая концепция, принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип развития, личностный принцип, отражение.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) -автор фундаментальных трудов по философии, методологии и конкретным исследованиям в психологии, ее организатор, педагог, основатель большой школы отечественной психологической науки. Разработанные им теории и принципы составляют философско-методологический фундамент российской психологии. Творчество С.Л. Рубинштейна впитало в себя традиции теоретических воззрений и эмпирических исследований различных школ и направлений отечественной и мировой философской и психологической мысли. У исследователей его наследия сложилось представление о том, что философской основой его оригинальной концепции являются главным образом идеи К. Маркса (К.А. Абульха-нова, А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, А.Н. Славская, О.К. Тихомиров и др.). Утверждалось, что его концепция и философско-психологическая категория деятельности основывались на творческом переосмыслении учения Маркса. Не отрицая признания С.Л. Рубинштейном значимости идей Маркса, А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская в 1990-е гг. предложили другую трактовку их влияния на творчество С.Л. Рубинштейна. Так А.В. Брушлинский писал: «Как и любой

российский гуманитарий, Рубинштейн еще до революции хорошо знал учение Маркса по его "Капиталу" (а также по своим беседам с Г.В. Плехановым), но тем не менее даже в своих, правда, немногочисленных статьях 20-х гг. он нигде не ссылался на Маркса, поскольку не чувствовал большой идейной близости между его философией и своей субъектно-деятельностной концепцией. Лишь после опубликования в 1927-1932 гг. ранних философских рукописей Маркса (1844) Рубинштейн увидел существенную общность между ними и своими работами» (подробнее см. [8]). "А потому он искренне и научно начал использовать некоторые (не все!) очень важные марксовы (не путать с марксистскими!) положения для дальнейшего развития своей философ-ско-психологической концепции" [6, с. 7]. Эти же соображения А.В. Брушлинский развивал и в других своих работах. Вопрос о соотношении концепции С.Л. Рубинштейна с учением Маркса обстоятельно (и по существу близко к идеям А.В. Брушлинского) рассматривает К.А. Абуль-ханова-Славская [3]. Возможно, взгляд на проблему отношения концепции С.Л. Рубинштейна к учению Маркса его выдающихся учеников и глубоких исследователей творчества Рубин-

штейна ближе к истине, чем предшествующие представления.

На разных этапах научной деятельности методологические принципы психологии, сформулированные Рубинштейном: принцип единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личностный принцип - имели разную направленность, отличались по своему конкретному содержанию.

Целью статьи является анализ эволюции взглядов Рубинштейна на данные принципы и оценка их значения для современной психологии.

Традиционно в творчестве С.Л. Рубинштейна выделяются три этапа: 10-20-е гг. ХХ в. - собственно философский этап, 30-40-е гг. - психологический этап, 50-е гг. - возвращение к философии. Особенно значимыми в рассматриваемом нами аспекте эволюции методологических принципов являются следующие работы: "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)" (1922), "Проблемы психологии в трудах К. Маркса" (1934), "Основы общей психологии" (1940), "Бытие и сознание" (1957), "Принципы и пути развития психологии" (1959), "Человек и мир" (1973).

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип единства сознания и деятельности хронологически был сформулирован С.Л. Рубинштейном первым. Уже в 1922 г. в статье "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)" в контексте проблемы о природе знания и процесса учения С.Л. Рубинштейн писал, что объективное знание не заключается в пассивной рецепции данного субъектом, а сам субъект мыслится вне зависимости от его деяний. В противоположность этому в статье утверждается: "субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого" [11, с. 106].

Данный принцип получил свое дальнейшее развитие в программной статье "Проблемы психологии в трудах К. Маркса". Опираясь на марксову концепцию человеческой деятельности, С.Л. Рубинштейн пишет, что "психика ... может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности"

[14, с. 13], "человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятельности - труда, является в первую очередь и его результатом" [Там же, с. 14-15]. Таким образом, человек и его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. С методологической точки зрения, в принципе единства сознания и деятельности содержалась новая концепция психики как единства знания и переживания, объективного и субъективного и вытекающее из нее новое понимание предмета психологической науки и объективных путей его познания. В "Основах общей психологии" эти положения раскрываются более подробно, а сам методологический принцип гласит: "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тожество, но единство" [13, с. 21]. Так как человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), то изучаться они могут прежде всего через их проявления в деятельности: методы и методики психологического исследования должны строиться на базе методологии. Так, при изучении психики ребенка "надо изучать детей, обучая их". При этом Рубинштейн пояснял, что это положение "является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления действительности, воздействуя на них" [Там же, с. 42-43].

По оценке Рубинштейна, на протяжении 3040-х гг. ХХ в. "положение о единстве сознания и деятельности было . основным теоретическим принципом" в отечественной психологии [12, с. 249].

В работе "Принципы и пути развития психологии", в разделе "Проблема сознания и деятельности в истории советской психологии" С.Л. Рубинштейн указал на необходимость подвергнуть это положение "критическому - историческому и теоретическому - анализу" [там же]. Он напомнил, что положение о единстве сознания и деятельности было связано с ситуацией кризиса в психологической науке того времени, когда традиционная интроспективная психология сознания была противопоставлена поведенческой, рассматривающей поведение как совокупность реакций, лишенных психического содержания. В этой ситуации К.Н. Корнилов предложил свое решение проблемы, связанной с этой антитезой. Оно сводилось к объединению точек зрения интроспективной психологии и бихевиоризма. Реально это означало сохранение как неверной трактовки со-

знания в интроспективной психологии, так и механистический характер концепции поведения в бихевиоризме. Попытка Корнилова расценивалась Рубинштейном как неприемлемая. Этому подходу Рубинштейн противопоставляет свое решение проблемы, воплотившееся в принцип единства сознания и деятельности. Анализируя это свое решение в работе 1959 г., Рубинштейн признает, что провозглашенный им принцип представлял собой "скорее требование, чем его реализацию" [12, с. 251]. По мнению Рубинштейна, необходимо перейти к действительному, реальному пониманию внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности, которые на протяжении всей истории психологической мысли рассматривались как обособленные члены, ибо "деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения" [Там же]. В этом контексте он вводит в сферу своего анализа рассмотрение положения, согласно которому «психическая деятельность трактуется как результат "интериоризации" внешней материальной деятельности» [Там же, с. 252]. Рубинштейн кратко, но содержательно рассматривает трактовку инте-риоризации в теории Л.С. Выготского, справедливо замечая, что этим понятием не исчерпывается вся, как он пишет, "многообразная и содержательная концепция Выготского". Это понятие занимает, по Рубинштейну, центральное место в направлении психологии, развиваемом А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками, особенно П.Я. Гальпериным, которое он называет третьей попыткой разрешения вопроса о соотношении психического сознания и деятельности. У Леонтьева интериоризация выступает «"механизмом", посредством кото

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком