научная статья по теме Время и традиция Философия

Текст научной статьи на тему «Время и традиция»

Н. М. МАМЕДОВА доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова'

Время и традиция

Проблема традиции обретает особое напряжение по мере осмысления культуры в разнообразных содержательных контекстах и нуждается в некотором общем вертикальном разрезе рассмотрения. Все более осознается в связи с этим сущность и роль традиции как историко-культурного феномена. Системой координат, в которой может исследоваться роль традиции в культуре, является содержание и формы соотнесенности человека и явлений культуры с историей. Все происходящие в современности общественные процессы в широком смысле слова есть результат всего предшествующего развития человечества, представляют собой историческое наследие. Это сложное переплетение всего прошлого социального опыта, проявляющееся на различных уровнях социальности. Историческое наследие может рассматриваться на макроуровне. Тогда перед нами предстанет ретроспектива различных исторических эпох, общественно-экономических стадий развития человечества, смены цивилизаций. Если мы будем рассматривать наследие на мезоуровне, то мы обнаружим генеалогию различных социальных групп, слоев, общностей. Возможно понимать наследие и на микросоциальном уровне жизни отдельных индивидуальностей. В этом ракурсе наследие предстает как личная история, биография личностей. Следуя этой логике, все происходящие в современном обществе процессы есть сплетение всех предшествующих событий мировой и личной истории, любое событие можно трактовать как итог опыта, накопленного с зарождения человечества. В таком видении появляется эффект «дурной бесконечности». Оно не проясняет механизма культуронаследования. Сумма событий человеческой истории это не традиция, а родословная общества. Традиция должна включать непрерывное существование прошлого в настоящем. Но чтобы судить о традиции одной лишь причинной связи недостаточно. В традиции прошлое может проявляться на двух уровнях - объективном и субъективном, материальном и идеальном. На объективном уровне -это все материальные, вещные объекты прошлого, сохранившиеся в современности - артефакты (дворцы, храмы, памятники, произведения искусства и т.п.). На субъективном уровне - это разнообразные символы, идеи, субъективные практики, которые актуализированы из прошлого (религиозная и государственная символика и

'Мамедова Наталия Михайловна, е-та1!:па1тат_5@та1!.ги

соответствующие практики, демократия, либерализм и т.п.) Под традицией мы будем понимать те фрагменты наследия, которые переплетаются с настоящим. Значение сохранившихся материальных объектов определяется их причастностью к прошлому. Мы замечаем и выделяем их именно потому, что они принадлежат прошлому. В традиции актуализируется мир истории. Она представляет собой связующую нить времен прошлого, настоящего и будущего. По тонкому замечанию Э. Сэпира, "Прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может еще стать будущим" 1.Что именно из прошлого актуализируется, а что становится просто историческим фактом? В традиции опредмечен опыт прошлых поколений, по крайней мере, двумя путями - либо в форме образцового единичного действия (прецедента), либо в форме некоего универсального закона (ритуала, кодекса, инструкций и т.п.). Прецедент иллюстрирует идеальный образец и каждый закон является своеобразной парадигмой для продуцирования истолковывающих ее образцов. Оба типа традиционной преемственности прослеживаются в различных культурах.

Сложились различные философские традиции в осмыслении проблемы времени. И. Кант рассматривал время как трансцендентную форму чувственности, условие восприятия мира, упорядочения опыта. Э. Дюркгейм концептуализировал проблему времени как социальный факт. Подобно другим социальным фактам время осуществляет нормативную регуляцию общественной жизни. Упорядочивая социальную реальность, оно тем самым формирует и эту реальность, и ее создателей. Каждый социальный процесс, социальная структура, социальное действие имеет свои временные рамки, свои уникальные ритмы. Время, с одной стороны, отражает временные особенности реальности, а, с другой стороны, их конструирует. Социальное время имеет специфическую онтологию, оно не субстанциально, не является формой бытия, оно есть некая связь, отражающая последовательность социальных феноменов. Социальное время неравномерно, прерывисто, порой скачкообразно, иногда, наоборот, протяженно, размеренно. Оно относительно. Каждое социальное событие имеет свою временную матрицу. Гетерогенность социального времени показал Георг Гурвич -автор типологии, состоящей из восьми категорий времени, которые можно обнаружить в обществе. Это Enduring Time, «длящееся время», бесконечное время ранних патриархальных культур. Это самое продолжительное время в истории человечества, когда прошлое проектировалось на настоящее и будущее. Длящееся время традиционных, ориентированных на родство обществ, которое минимизирует социальные риски. «Неустойчивое время» -непредсказуемое время новых технологий, в котором преобладает

1Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культу. М., 1993, 485 с.

настоящее. На микросоциальном уровне оно предстает как время повседневных обыденных профанных коммуникаций, аполитичности. «Циклическое время» сект и церквей, «танец на одном пятне». Прошлое, настоящее и будущее взаимно спроектированы. Преобладает непрерывность социальной жизни с ослаблением непредвиденного, рисков. Это время архаических обществ с преобладанием мифологического и религиозного сознания. «Отсроченное время», когда будущее реализовано в настоящем. Это время социальных символов, выходящих из моды в тот момент, когда они кристаллизуются, обретают реальность. Эти символы ожидаются так долго, что становятся заезженными, банальными, устаревшими в тот момент, когда они выражены. Например, закрытые группировки или те, к которым затруднен допуск (дворяне, гос. служба, лицензионные профессии и т. д.). «Альтернативное время» - когда происходит чередование прогресса и регресса, конкуренция прошлого и будущего в настоящем. Здесь преобладает неопределенность над определенностью и однозначностью. Характерно для начала капитализма. «Опережающее время» - неоднородность, непредвиденность одерживают триумф над своими противоположностями. Это время стремления к идеалам и общим ценностям, инновациям. Будущее становится существующим. Это время, по мнению Г. Гурвича, характерно для расцвета капитализма. «Взрывное время» революционных движений, преобразований социальной действительности, когда настоящее и прошлое приносится в жертву ради немедленного созидания будущего. В это время прерывность социальной жизни достигает своего максимума. Это время коллективных действий, централизованный коллективизм доминирует в организации социальности. Взрывной коллективизм подвергает опасности как глобальные, так и частные социальные структуры, подвергая рискам и человеческую жизнь2. Для каждого общества характерна собственная конфигурация социальных времен, и выбор одного из них становится важным аспектом групповой идентификации и, следовательно, межгруппового сотрудничества и соперничества. Социальное время конечно, по крайней мере, оно имеет начало, определяемое возникновением общественной жизни.

Можно согласиться с Л. Февром о различении двух типов отношения к прошлому - традиция и история. Он пишет: "Общества не могли бы существовать, если бы несли на себе груз прошлого, если бы живые не защищались от умерших; общества защищаются от прошлого: одни, менее развитые просто забывают, в то время как другие нашли два

о

выхода - традицию и историю"3 Как традиция, так и история нужны обществу для овладения прошлым, но каждая овладевает прошлым по-своему: первая - превращая прошлое в прообраз сегодняшнего дня,

2

Звогдвв ОигчПоЬ. The shectrum of social time. Dordrecyt-Holland,1965,p. 27-34.

3 РвЬогв I. Combats роиг L'histori. Ра^, 1953, р. 43.

вторая - объясняя прошлое с точки зрения современности. История подчеркивает уникальный и неповторимый характер потока событий, приводит к усилению связей между причиной и следствием. Исторический подход состоит в том, что прошлое рассматривается как элемент единого исторического процесса, как длительность (по А.Бергсону), некий континуум, в котором прошлое соприкасается с настоящим. Традиция - поиск в прошлом прототипов для современных добродетелей, ценностей, поступков. Традиция - это неизменность, некая константная характеристика бытия культуры. Она связана с выявлением «вечных» ценностей культуры, имеющих вневременной характер. Традицию нельзя трактовать в причинно-генетических категориях, поскольку она является прошлым, существующим одновременно с настоящим и будущим. Традиция как явление возникает тогда, когда диахронический порядок (до этого - после этого) превращается в синхронический, в порядок сосуществования компонентов некоторого состояния культуры, граница между "вчера" и "сегодня", "раньше" и "теперь" перестает существовать. Время традиции неделимо. Мы говорим о представлениях прошлых эпох, о добродетелях и пороках, прекрасном и безобразном для того, чтобы высказывать современные суждения. Традиция стоит вне хронологии...4 Способ временного существования традиции в культуре подобен темпоральным характеристикам мифа. В функционировании традиции, как и мифа прошлое имеет основополагающий авторитет. Миф создает ретроспективный образец социального порядка, моральных ценностей, исходя из прошлого, освященного сроком давности. Миф имеет двойственную структуру - историческую и внеисторическую одновременно. То же самое можно сказать о традиции, поскольку она всегда относится к истории, к тому, что было. Нет традиции без отнесения к прошлому, к преданию. Время и прошлое в мифе, как и в традиции, основаны на памяти. Но одновременно традиция и глубоко антиисторична, так как возводит прошлое в ранг вневременного образца, политического, нравственного, эстетического абсолюта. Мифическое время, несмотря на отнесенность к прошлому, оказывается и нас

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Философия»