научная статья по теме «Время собирать камни»: феноменология самоопределения россиян Философия

Текст научной статьи на тему ««Время собирать камни»: феноменология самоопределения россиян»

В.Д. МАНСУРОВА доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики журналистики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

«Время собирать камни»: феноменология самоопределения россиян1

Поиск национальной идеи и духовных «скреп» стал в России основной темой общественных дебатов и научных дискуссий. В качестве истин, «рождаемых в спорах», предлагались самые различные программы и концепции - от этнокультурного просвещения до православного ренессанса в многоконфессиональной стране. А эта идея, мучительно искомая, засияла вдруг на первом же плакате, написанном «от руки» жителями Крыма: «Домой, в Россию!». И это слово «домой», рожденное как бы «вдруг», оказалось самым главным в понимании духовных «скреп» российского народа.

«Дом» - вместилище родных по крови, духовная окаймленность мира и горизонтов бытия - восстановил в общественном сознании неясно ощущаемое, но всегда присутствовавшее в нем понимание очевидной разумности организации бытийного пространства: быть дома. Социальная память народа в кризисный период его существования вынесла на поверхность и сделала очевидной сакральную ценность «русскости» и Руси - в географии и истории, биографии и судьбах людей.

Фокусом оформления искомой идентичности стала не «вспышка» национальной ментальности, вызванная идеями лозунгов и манифестов. Идентификация с территорией, с территориально-государственным единством определила доминанту самоидентификации гражданской нации - «россияне». Мифологема Дома как основополагающего архетипа славянского народа оказалась ключевым компонентом кризисного дискурса его очередного самостановления и самоопределения. Значение непреходящих аксиом обрели идеи русских философов о пространственной семантике основных ключевых образов и понятий, свойственных русскому народу. Домом, местом его жизнеосуществления, испокон века становился не замкнутый мир собственного жилища, а пространство общественного бытия: жить в «миру» означало быть дома.

Модернизация страны, радикальные перемены в экономической, культурной и общественной жизни существенно преобразили социальную реальность, превратив ее в многомерный хаос всех возможных архетипов, теоретически не осмысленных даже К. Юнгом -

* Мансурова Валентина Дмитриевна, e-mail: mvd1951@mail.ru

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 14-13-22009.

прародителем этого понятия. «Идолы пещеры» и «идолы рода» перманентно доминируют или уступают коренным стереотипам державности и патернализма - ритм социальных деформаций диктует идеология рыночных реформ. Социологические исследования социального самочувствия населения время от времени констатируют прикладное, утилитарное значение духовных ценностей в иерархии основ социального порядка. Но, как показывает реальная практика, наука не ошибается в выводах о том, что первичные архетипические коллективные представления опосредуют характер поведенческих установок современного человека2.

Логика синергетической интерпретации происходящих процессов позволяет увидеть предопределенность значения такого, казалось бы, привычного образа повседневной жизни, как «дом». Самоорганизация социальной жизни, протекающая как процесс становления определенного порядка из хаоса, способна преодолеть критическую точку бифуркации при наличии действенного аттрактора - фактора кардинального изменения вектора движения. В ситуации, когда по заключению М. Хайдеггера «бездомность» становится судьбой мира», Дом - как модель организации социального пространства у россиян - и выступил в качестве духовного образа и символа единения. Ибо, как замечено теоретиком социальной феноменологии Н.М. Смирновой, «это «фоновое знание», «само собой разумеющееся»,культурное априори определенного исторического типа цивилизации»3.

Преодоление социальной аномии происходит не в сфере идеологии, о чем грезят политики всех мастей, а на фоне возврата к сакральным ценностям обыденной жизни. Фреймы массового сознания как базовые структуры социальной ориентации, лежащие в основе концепции русской цивилизации и «Русского мира», оказываются более действенными, нежели рыночные механизмы модернизации социального мироустройства. «Домострой» в традициях россиян имеет свой устав и порядок, в нем прописана иерархия ценностей и нравственных законов. Образцы деятельности и поведения как «социальные эстафеты»4 опосредуют жизненные миры и воспроизводятся из поколения в поколение. Прерываемые социальными катаклизмами и реформами, они возрождаются в обновленной форме, не теряя при этом сакральности своего содержания и смысла.

Так, цели частнособственнического благосостояния, с великим трудом реализуемые «средним классом», не отвратили нарождающихся предпринимателей от традиций помогать людям и делиться нажитым. В селах поднимаются нарядные церкви, от фундамента до иконостаса возведенные не олигархами, а местными же тружениками, выбиваю-

2 См.: Леви-Брюль Л.Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994, с. 9.

3 Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М., 2009, с. 367.

4 Розов М.А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012, с. 173.

щимися «из нищеты в бедность». Пострадавших от лесных пожаров и наводнений, коих случилось немало за последнее десятилетие, спасали, обустраивали тоже не сплошь обладатели заграничных вилл и коттеджей. На просторах России появляются дороги и мосты, социальные приюты и семейные дома, музеи и культурные центры, называемые и узнаваемые по именам их создавших и построивших. Возможно, среди них уже есть «дома», которые войдут в историю России, как музей, основанный некогда Цветаевым, или галерея, созданная Третьяковым...Только на Алтае, на родине В.М. Шукшина в селе Сростки, возвышается православный собор, сложенный по канонам старорусской кирпичной кладки, возведенный на средства бийского предпринимателя «средней руки» Сергея Кислинского, радует сельчан народный музей художника-монументалиста Якова Скрипкова в селе Михайловка....

Период социальной неустроенности, когда будущее неясно, а прошлое подлежит анафеме как время потерь, время настоящее -быстротекущее и ускользающее - наделяется особым статусом и ценностью. Для одних - это «время-деньги», для большинства - время выживания и самосохранения. Это, по определению З. Баумана, «мгновенное время»5, как калькуляция повседневности в ее самоосуществлении, тем не менее, опосредует становление порядка из хаоса «теперь» и сейчас», ощущаемых как важность краткосрочности дел и поступков. В исследовании М. Хайдеггера это темпорально не ощущаемое восприятие длительности рассматривается как переход к пониманию пространственной определенности и последовательности течения времени: «время имеет место» и «времени нет без человека»6. Время рождается из последовательности конкретных «теперь», привязанных к пространству его осуществления. Оно становится «метрономом» ритма осуществляющегося настоящего, которое происходит «сегодня и сейчас», в видимом пространстве обитания человека. Но настоящее (в связке пространства-времени), по мысли М. Хайдеггера, всегда зависит от прошлого и предполагаемого будущего. Это «просвет», содержащий варианты осуществления прошлого и будущего.

Рассматривая время в социальном контексте, М. Хайдеггер констатировал и неизменность для социальной динамики общего закона физики о «памяти процесса», значения прошлого в характере его течения. Значение «памяти процесса» в самоорганизации социальных систем подтвердили и отечественные философы: «В биологических, экономических, социальных явлениях никак нельзя пренебрегать

5 Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008, с. 240.

6 Хайдеггер М. Время и бытие/ Пер с нем. В.В. Бибихина // Метафизика, 2011, № 1, с. 216.

предысторией. Здесь роль памяти весьма велика, она непосредственно влияет на выбор пути развития»7.

Но актуальность «памяти о прошлом» в условиях российской современности оказалась разновеликой. Переходный характер общества и наличие в нем структур, локализованных в пространствах обитания и «вырвавшихся» в безграничье виртуального мира компьютерных сетей, где все времена и пространства сразу; людей, со скоростью звука преодолевающих материки и континенты, и людей, не имеющих на это средств, обусловили одновременное бытование разновеликих пространственно-временных образований - социальных хронотопов. Различие хронотопических моделей российского общества философ Д.Г. Горин видит в дискретности архетипов, образующих его социокультурный базис. Дифференциация «своего» и «чужого», «неизвестного» и «опасного», «несправедливости» и «правды» обусловливает зыбкость и переходность социального мироощущения. Учитывая его граничность, Д.Г. Горин выделяет четыре разновидности хронотопов: локально-антропоморфный (определяющий структуры повседневной жизни и малые традиции), сакральный, цивилизационный и глобальный8.

Поскольку географические, пространственные параметры до сих пор являются ключевыми факторами, детерминирующими социальное развитие и стратификацию россиян, именно хронотоп локального существования, отграниченный рамками настоящей повседневности, по логике момента, должен бы определять самоорганизацию социальных структур. Но синергийность становления социального порядка в современном российском обществе вызвала к жизни и сделала доминантным хронотоп сакральный. Перед лицом глобального наступления техногенной цивилизации, шаткости глобального мира люди обратились к выяснению «корней» своего существования. События истории, прошлые успехи и завоевания, потери и обретения актуализировались в общественном сознании. Они всегда были материализованы в лицах и судьбах родных по крови и духу. В домах россиян испокон века самые видные и почетные места занимают фотографии дедов и прадедов, которые обустроили Дом их нынешнего обитания.

Три года назад эти фотографии увидели миллионы. Население страны в одночасье увеличилось на сотни тысяч родственников. В 2012 г. журналисты из Томска, города «черневой», коренной России, задумали и осуществили беспрецедентную акцию «Бессмертный полк». 9 мая,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком