научная статья по теме ВСЕГО ЛИШЬ СИМВОЛИЧЕСКИ? ИТОГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ) / ПОД РЕД. Б. ШТОЛЬБЕРГ-РИЛИНГЕР, Т. НОЯ, К. БРАУНЕР. КЁЛЬН: ИЗДАТЕЛЬСТВО БЁЛАУ, 2013 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВСЕГО ЛИШЬ СИМВОЛИЧЕСКИ? ИТОГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ) / ПОД РЕД. Б. ШТОЛЬБЕРГ-РИЛИНГЕР, Т. НОЯ, К. БРАУНЕР. КЁЛЬН: ИЗДАТЕЛЬСТВО БЁЛАУ, 2013»

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

ALLES NUR SYMBOLISCH? BILANZ UND PERSPEKTIVEN DER ERFORSCHUNG SYMBOLISCHER KOMMUNIKATION (SYMBOLISCHE KOMMUNIKATION IN DER VORMODERNE) / HRSG. VON B. STOLLBERG-RILINGER, T. NEU, CHR. BRAUNER. KÖLN: BÖHLAU VERLAG, 2013.

ВСЕГО ЛИШЬ СИМВОЛИЧЕСКИ? ИТОГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ) / ПОД РЕД. Б. ШТОЛЬБЕРГ-РИЛИНГЕР, Т. НОЯ, К. БРАУНЕР. КЁЛЬН: ИЗДАТЕЛЬСТВО БЁЛАУ, 2013.

С 2000 по 2011 г. на базе Мюнстерского университета проводилась работа в рамках так называемого Особого исследовательского направления 496 «Символическая коммуникация и общественные системы ценностей от Средневековья до Французской революции» (Sonderforschungsbereich 496 «Symbolische Kommunikation und gesellschaftliche Wertesysteme», сокр. SFB 496). По результатам состоявшегося в июне 2011 г. заключительного коллоквиума этого масштабного исследовательского проекта был издан рецензируемый сборник. Это издание стало итоговым не только для одиннадцати лет изысканий SFB 496, но и для более продолжительного периода развития историографии, на протяжении которого медиевисты и специалисты по раннему Новому времени изучали проблемы символической коммуникации, т.е. невербального взаимодействия между людьми посредством знаков, находившего выражение в различных областях - от церковной литургики до политических ритуалов.

Само понятие «символическая коммуникация», вошло в оборот в исторических исследованиях после того, как ему дал определение и начал его активно применять в своих работах Г. Альтхоф - профессор Мюнстерского университета, крупный специалист по раннесредневеко-вым политическим ритуалам1. Именно Г. Альтхоф стал инициатором и одним из руководителей проекта SFB 496.

1 Понятие Г. Альтхоф ввел в публикациях конца 1990-х годов. См.: Althoff G. Spielregeln der Politik im Mittelalter: Kommunikation in Frieden und Fehde. Darmstadt, 1997. S. 232.; Idem. Zur Bedeutung symbolischer Kommunikation für das Verständnis des Mittelalters // Frühmittelalterliche Studien. 1997. Bd. 31. S. 373. Под «символической коммуникацией» исследователь подразумевает различные формы

Однако, хотя основоположник этих исследований сам являлся специалистом по раннему и зрелому Средневековью, проблемы, поставленные Г. Альтхофом, привлекли внимание исследователей позднего Средневековья и раннего Нового времени. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, если принять во внимание, что данные периоды значительно богаче источниками, описывающими акты публичного символического взаимодействия. Кроме того, процесс превращения символического языка средневековых ритуалов во все более секулярный церемониал Нового времени интересовал историков как исток современной символической репрезентации.

Хотя позднее Средневековье и раннее Новое время упомянуты и в названии проекта, и в подзаголовке книги, а редакторы издания - специалисты именно по этим эпохам, на деле в сборнике представлен значительно более широкий хронологический диапазон. Показательно, что во вводных статьях, где очерчивается круг ключевых вопросов, выносимых на обсуждение, Г. Альтхоф говорит об изучении символической коммуникации в высоком и зрелом Средневековье, а Ф. Рексрот обращается к примеру «долгого XII века».

Более чем за десять лет работы амбициозный проект приобрел международный масштаб2. Среди авторов сборника «Всего лишь символически?» исследователи из Франции и Швейцарии, а также различных областей Германии, - помимо Мюнстера, здесь представлены научные учреждения Берлина, Гёттингена, Эрфурта, Франкфурта-на-Майне, Штутгарта, Фрайбурга, Тюбингена, Мюнхена, Бамберга, Регенсбурга.

Более всего в издании впечатляет тематическое многообразие. Интердисциплинарность стала основным принципом и коллоквиума «Всего лишь символически?», и одноименного сборника. В рамках коллоквиума работало четыре секции, посвященные, соответственно, символической коммуникации в контексте права, политики, искусства

коммуникативной активности, в которых используются символы, обладающие устойчивым и общепонятным значением; при этом данная форма коммуникации рассматривается как одна из ключевых для средневекового общества. В современной немецкой науке понятие «символическая коммуникация» устойчиво ассоциируется с мюнстерской школой исследований средневековых ритуалов, с кругом коллег и учеников Альтхофа. За минувшие годы этот термин стал широко применяться в зарубежной историографии, - не только немецкими, но и, в частности, французскими и британскими учеными.

2 В числе прочих мероприятий, состоявшихся по результатам работы проекта «Символическая коммуникация...», была и прошедшая в Москве 18-20 октября 2011 г. конференция «На языке даров: Правила символической коммуникации в Европе 1000-1700 гг.» (осуществленная в сотрудничестве с Музеем Московского Кремля, Германским историческим институтом в Москве, МГУ им. Ломоносова и Высшей школой экономики). Данная конференция способствовала введению понятия «символическая коммуникация» в оборот в отечественной медиевистике.

и экономики. Структура книги совпадает с программой мероприятия; каждый из разделов включает статьи участников соответствующей секции, дополненные комментарием еще одного исследователя, подытоживающим выступления и дебаты в этой части коллоквиума.

Сборник открывает вводная часть, где ставятся общие методологические проблемы. В статье Г. Альтхофа рассматривается, как изначально «многозначный» символический язык при переходе от раннего Средневековья к зрелому и далее становился все более определенным и не допускающим противоречивых трактовок, - по мере возрастания роли письменной коммуникации, постепенно перенимавшей функции коммуникации символической. Признание «многозначности» раннесред-невековых ритуалов - свидетельство эволюции взглядов Г. Альтхофа, уточнение прежней его концепции «правил игры», подразумевавшей, что ритуал неизменно регулировался определенными общеизвестными нормами и одинаково интерпретировался его участниками и наблюдателями. Две другие статьи раздела развивают идеи, обозначенные Г. Альт-хофом: Ш. Патцольд показывает, что историографический концепт «правил игры» далеко не всегда применим к раннесредневековым реалиям, а Ф. Рексрот рассматривает процесс формализации символического языка по мере распространения письменной документации.

Если вводные статьи дают представление о наиболее острых источниковедческих и историографических проблемах рассматриваемой широкой области исследования в целом, то тематические разделы показывают, сколь многообразно эти проблемы проявляются при изучении конкретного исторического материала.

Историки права - один из крупнейших современных авторитетов в этой сфере И. Рюкерт и его более молодые коллеги П. Остман и С. Лепсиус, - в своих работах интерпретируют символические акты в средневековой судебной практике как средство, позволявшее при изменении правовых норм сохранять видимость непрерывности традиции. Исследуя символическую коммуникацию в дипломатии раннего Нового времени, Л. Бели, К. Виндлер и Х. Шиллинг уделяют особое внимание противоборству в тот период прежних символических форм, связанных с внутрисословными отношениями в среде знати, и новых, основанных на представлении об интересах суверенных государств. Специалисты по истории Великой Французской революции - Ж.-К. Мартин, К. Шрёер, Ю. Мартшукат - в своих статьях анализируют эту эпоху как период зарождения ряда ключевых концептов «символической политики» Нового времени, одновременно размышляя о характере усвоения и переработки предшествующего «символического наследия».

Статьи, представленные в разделах по праву и политике, показывают, что язык символической коммуникации в этих сферах отнюдь не был застывшим, а трансформировался в зависимости от решаемых задач и изменяющихся реалий, подчас становился пространством столкновения противоборствующих сил. Это понимание политических

и судебных ритуалов как элементов, отражающих динамику общественных процессов, по сей день остается во многом новым для консервативной историографической традиции.

Еще более непривычный взгляд на проблему представлен в трех следующих разделах, рассматривающих воплощение символической коммуникации в музыке, живописи и театре. В статье Ю. Хайдриха и К. Шильтц и в комментарии к ней Л. Люттекена рассматриваются музыковедческие сюжеты: авторы предпринимают попытку расшифровать скрытые в средневековой музыке «коды», служившие для общения между композитором и исполнителем, музыкантом и слушателем. И. Пёшке, В. Брассат и К. Крюгер комментируют способы воплощения символического языка в живописи - к примеру, репрезентативные функции портретов государя или дворцовых гобеленов. Авторы раздела, посвященного «театральности», изучают сложное переплетение «игры» и «жизни» в средневековой литургической практике и придворных празднествах (Я.-Д. Мюллер), а также в торжественных «королевских прогулках» Людовика XIV (показательно, что к этой теме обратилась профессиональный театровед Д. Колеш).

Искусствоведческий контекст позволяет полнее понять смысловые оттенки, скрытые в различных символических элементах, особенности их восприятия современниками. Рассмотрение проблемы в этом ракурсе существенно расширяет представление о многозначности символической коммуникации, сложности «правил игры».

Наконец, заключительный раздел посвящен символической коммуникации в экономической сфере. Тема эта до сих пор редко рассматривалась в историографии, и на сегодняшний день историками не выработано общепринятого подхода к ее исследованию, что проявилось, в частности, и в статьях данного раздела. Складывается впечатление, что авторы лишь пытаются наметить возможные пути исследования. В. Фрайтаг анализирует роль символических элементов в закреплении особого статуса позднесредневековых ярмарок, а Т. Ной рассматривает их «конститутивное» влияние на ценообразование как одну из структурных основ средневековой экономики. С. Тойшер же в своем комментарии критикует узость подходов обоих ученых, говоря о необходимости масштабной концепции, показавшей бы фор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком