научная статья по теме Вспомогательные источники мусульманского права и их классификация Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Вспомогательные источники мусульманского права и их классификация»

МШШШШшттт;

Минниахметов Р.А., Нуриев Б.Д.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

впервые в российском правоведении систематизируется группа так называемых вспомогательных источников исламского права, широко применявшихся в законодательстве Арабского халифата преимущественно в период правления династии аббасидов. Дается классификация источников данной группы, прослеживается их роль в дальнейшем становлении исламской правовой доктрины, а также подчеркивается актуальность их исследования в современных условиях.

ключевые слова: источники права, систематизация источников права, суждения сподвижников, традиции и обычаи, решение по усмотрению.

Minniahmetov R.A., Nuriev B.D.

ADDICIONAL SOURCES OF MUSLIM LAW AND THEIR CLASSIFICATION

For the first time in Russian law science so-called additional sources of Islamic law are classified. They were widely used in the legislation of the Arab caliphate, mainly during the reign of the dynasty of Abbasids. a classification of this group of sources is given, their role in the further development of the Islamic law doctrine is traced, and the importance of their research in modern conditions is underlined.

Keywords: the sources of the law, classification of the sources of law, judgments of the companions, traditions and customs, decision on the discretion.

Минниахметов Р.А.

Источники исламского законодательства в российском правоведении еще не стали предметом самостоятельного исследования. Во всяком случае, монографий или диссертаций по данной тематике, написанных или защищенных в России, нами не выявлено. Однако в той или иной степени вопрос об источниках исламского права в научных трудах российских исследователей рассматривался, и, как свидетельствуют публикации в академических изданиях, работа в данном направлении ведется. Но говорить о том, что в российском правоведении вырабатывается некий системный подход в данном вопросе -достаточно сложно. Так, например, если в некоторых популярных учебных пособиях для студентов юридических факультетов1 к источникам исламского права причисляются, пожалуй, каждому юристу известные Коран, Сунна, иджма и кияс, то в менее известных, хотя и более узких по тематике учебниках, речь ведется исключительно о первых двух источниках: «Канонический текст Корана и многочисленные хадисы Сунны, с течением времени также канонизированные, - вот та документально-догматическая база, на которой держится вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман»2.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. Во-первых, отсутствие единого подхода к такому столь важному в современной юридической науке вопросу, как источники исламского права вносит определенный разнобой в саму постановку вопроса о мусульманских правовых нормах. Во-вторых, как показывает анализ зарубежной литературы по рассматриваемому вопросу, тема источников в исламском законодательстве намного шире, чем это преподносится в нашей науке, источники исламского права не ограничиваются исключительно вышеперечисленными четырьмя компонентами, в действительности их насчитывается намного больше. Думается, что обсуждение данной проблемы будет способствовать выработке единого и систематизированного подхода к столь важному для ученых-юристов вопросу.

Нуриев Б.Д.

Итак, классическая3 исламская правовая система базируется на целом ряде письменных и устных документов, именуемых источниками. Современные исследователи исламского законодательства называют их «масдар» (cem'i mesadir). Данный термин в арабском языке, а также многое почерпнувшем из него турецком языке, полностью соответствует английскому «source of law». В классической арабской юридической литературе использовался термин «делиль» (cem'i edille), означавший помимо этого «показатель» или «определитель».

В современной зарубежной юридической науке источники мусульманского права классифицируются по различным принципам. Некоторые специалисты систематизируют источники в зависимости от мазхаба4. Ряд исследователей предпочитает хронологический подход. Мы будем придерживаться наиболее распространенного метода классификации источников исламского права, который рассматривается практически во всех учебных пособиях для студентов юридических факультетов за рубежом как базовый - принципа апелляционной очередности. Согласно данному принципу все источники подразделяются на две основные группы: основные и вспомогательные. К основным источникам, как правило, причисляют Коран, Сунну, иджму и кияс5. Во вторую группу входят: сужде-

1 Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. - М.: Норма, 2007. - С. 405.

2 Момотов В.В., Свечникова Л.Г. Основы исламского законодательства. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. - С. 10.

3 В статье речь идет о классическом исламском праве, т.е. о мусульманской правовой доктрине VII-XII вв. Так называемое модернизированное исламское законодательство Османской империи в данной работе не рассматривается.

4 Мазхабы - правовые школы в суннитской ветви ислама, каждая из которых предлагала свои методы толкования Сунны. Основные мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

5 См., например, Минниахметов Р.А. К вопросу об основных источниках исламского права и их классификации // Евразийский гуманитарный форум. - 2013. - № 1. - С. 20-27.

Минниахметов Р.А., Нуриев Б.Д.

ния сподвижников (сахабов), традиции и обычаи, решение по усмотрению и некоторые другие.

В современном зарубежном академическом сообществе вопрос о включении суждений сподвижников (сахабов) в группу вспомогательных источников исламского права в целом находит полное понимание. Заметим, что институт сахабов, существовавший в исламской правовой доктрине в классический период, в российском правоведении почти не изучен. Сахаб - это реальный человек, видевший и общавшийся с Пророком Мухаммадом. Сахабом мог быть любой житель зарождавшегося арабского государства, независимо от пола, этнической принадлежности, возраста и социального статуса. Однако непременным было одно условие - сахабом мог считаться только тот, кто принял мусульманскую религию еще до общения с Мухаммадом. О том, как данное положение реали-зовывалось на практике, современные исследователи ответить еще не могут6.

Безусловно, что количество людей, объявших себя сахаба-ми, было огромным. Согласно данным из некоторых источников общее их число могло превышать 125 тысяч человек, что, в принципе, укладывалось в стратегию проводимой халифами политики, нацеленной на распространение ислама и расширение границ зарождавшегося Арабского халифата.

В российском правоведении суждения сахабов в качестве источника права не исследовались. Исключением является, пожалуй, работа известного отечественного специалиста по мусульманскому законодательству В.К.Самигуллина «Ислам и право: опыт постижения», в которой он информирует читателя о важности в исламской правовой доктрине мнений соратников Пророка. Автор констатирует, что «действия и высказывания» лиц из окружения Мухаммада образуют самостоятельный источник исламского права7.

На наш взгляд, вопрос о классификации суждений сахабов заслуживает особого внимания. Как показала практика применения рассматриваемого нами источника исламского права, суждения сахабов имели различную степень юридической силы в зависимости от иерархического положения самого источника информации в общине. Изречения так называемых четырех праведных халифов8 считались неоспоримыми и неподлежащими ревизии. К умозаключениям сахабов более низкого «ранга» отношение было более осторожным. Вопрос о том, какую юридическую силу имели суждения сахабов, решался по-разному в различных правовых школах. Так, например, мыслители-правоведы из числа ханафитов делили данный источник права на три уровня. Наибольшую силу, как уже говорилось, имели суждения четырех праведных халифов. Причина их высокого статуса кроется в том, что ими были даны комментарии к положениям Сунны еще при жизни Мухаммада. На более низкой ступени находятся воззрения трактователей Сунны и норм исламского права, которые стали интерпретировать правовые нормы после кончины Пророка. И наконец, к последней группе относились многочисленные умозаключения сахабов, известных своими редкими и фрагментарными высказываниями. К их суждениям община обращалась в исключительных случаях9. Шафииты же вообще отрицали возможность использования суждений сахабов в качестве источника права. В их понимании сахабы - обычные члены общины без какого-либо ореола свя-

6 Ekinci E. Islam hukuku. - Istanbul: Ari sanat yayinevi, 2006. - С. 105.

7 Самигуллин В.К. Ислам и право: опыт постижения. - Уфа: Гилем, 2006. - С. 92.

8 Четыре первых праведных халифа: Абу Бакр, Омар, Осман и Али.

9 Ekinci E. Указ. соч. - С. 106.

тости. Кстати, этим обстоятельством и объясняется тот факт, что территория распространения ислама шафиитского толка осталась относительно узкой. Наконец, добавим, что несмотря на то, что суждения сахабов применялись в качестве источника права в так называемый классический период, примеры их использования при вынесении приговоров и принятии решений юридического характера наблюдались и в эпоху доминирования османов.

Как известно, в VII в. начался процесс становления первой в истории человечества арабо-мусульманской государственности, которая позднее преобразится в могущественный и уникальный по своему культурному наследию Арабский халифат. Экспансия арабов была стремительной. «Результаты не замедлили сказаться: завоеванные территории, от Испании до Средней Азии, энергично исламизировались, причем исламизация шла фактически добровольно, во всяком случае, без активного принуждения, без преследования немусульман»10. Гибкость в отношениях с населением покоренных городов и стран проявлялась в том, что новая администрация стремилась учитывать традиции и обычаи, сложившиеся на местах.

Безусловно, включение традиций и обычаев в источники права кардинально меняет саму суть анализа правовой системы, так как сугубо позитивистский подход к изучению данного вопроса, базирующийся на исследовании четко регламентированных, преи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком