научная статья по теме ВСТРЕЧА С ИСКУССТВОМ ДРЕВНЕГО НАРОДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВСТРЕЧА С ИСКУССТВОМ ДРЕВНЕГО НАРОДА»

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

ВСТРЕЧА С ИСКУССТВОМ ДРЕВНЕГО НАРОДА

К.В. МЕЩЕРИНА

Ключевые слова: Неделя иранской культуры в России, российско-иранские отношения, искусство, кинематограф

В октябре 2012 г. в Москве и Санкт-Петербурге при поддержке Культурного представительства посольства ИРИ в России прошла Неделя иранской культуры. Россиянам были представлены образцы достижений Ирана в области декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального и кинематографического искусств.

Для нас - это уже не первая встреча с иранскими мастерами. В 2008 г. мы принимали наших восточных друзей в Москве и во Владимире, а за два года до этого, в 2006 г., прошли дни культуры России в Иране. Такие культурные обмены становятся традиционными в практике двусторонних отношений.

Иран - очаг древней цивилизации, сокровища которой обогатили мировую культуру, искусство и литературу - на протяжении эпох и по сей день несет человечеству гуманные и важные послания, которые запечатлены в образцах его культурного наследия.

В Москве Неделя иранской культуры открылась выставкой «Магия иранского искусства» в Центральном музее современной истории России. Выступая на ее открытии, министр культуры и исламской ориентации ИРИ Сейед Мохаммад Хосейни отметил, что «... язык культуры не нуждается в переводе - это универсальный язык, а произведения искусства - это средства общения. Мы полагаем, что эта Неделя - важный, а возможно, и поворотный пункт нашего сотрудничества».

В залах музея было представлено около 600 работ в разных жанрах, а также мозаика, живопись, ковры, гончарные изделия. Изящество и прочность -два главных постулата иранских мастеров.

Секреты своего мастерства раскрывает иранский художник Голам али-Фейзоллахи, занимающийся росписью по эмали - мина. Традиция создания металлических сосудов (материалом обычно служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота) - ваз, тарелок, кувшинов, покрытых расписной эмалью (глазурью), в Иране сложилась уже несколько тысяч лет назад. Особого расцвета изоискусство достигло в XVI и XIX вв. «Такая посуда не бьется и не царапается, годится для использования и в духовом шкафу, и в холодильнике. И по-

На открытии выставки в музее выступает министр культуры и исламской ориентации ИРИ Сейед Мохаммад Хосейни (слева).

скольку она (посуда) вечная, то и искусство росписи по эмали - тоже вечно», - поясняет художник.

Не искушенный восточными образами, российский зритель в первую очередь обращает внимание на образцы персидской инкрустации по дереву - хатам, которая возникла на территории современного Ирана в незапамятные времена. Своего наивысшего развития достигла в эпоху правления династии Се-февидов (XVI-XVII вв.). Окна, двери, мебель, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Помимо дерева (эбеновое, розовое, апельсиновое, орех), для инкрустации используют также кость (верблюжья, слоновая), раковины, тончайшие металлические нити (латунь, а золото и серебро - в дорогих изделиях). Центром производства хатама и сегодня остается город Исфахан, а исфа-ханские художники известны по всему миру.

Искусство галамзани - это чеканка по металлу. Сегодня мастера, помимо традиционной меди, используют в работе золото и серебро. Рисунками на чеканных изделиях - экспонатах выставки - предстают фрагменты из эпоса «Шахнаме», всадники на охоте или в бою, сцены из похода царя Дария или иллюстрации четверостиший Омара Хайяма. Галамзани считается старейшим искусством иранских ремесленников. Медную посуду и изделия ручной работы в Иране и по сей день находят археологи, раскапывающие поселения, занесенные песками сотни веков назад.

Посетители познакомились также с мастерством каламкара - печатью на хлопке. Это искусство известно в Персии с XVI в. С помощью резных деревянных штампов, изготовленных из дерева ценных пород, наносили краски на хлопчатобумажную ткань. Обработанная дубящими веществами материя не изнашивалась годами. В качестве рисунков мастер использует традиционные цветочные орнаменты - «огурцы»* и

* Бутэ или пейсли - декоративный орнамент каплеобразной формы.

№ 1 • 2013 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 65

«арабески». В Иране с помощью каламкара делают красивые салфетки, скатерти; используют ручное искусство и при пошиве одежды.

Стены музейного зала гармонично украсили работы знаменитого персидского каллиграфа Джалиля Расуля, признанного корифея, наставника целой плеяды иранских каллиграфов. Некое подобие каллиграфии существовало у персов еще в доисламскую, зороастрийскую эпоху. Однако именно после принятия ислама персы оказали огромное влияние на исламскую каллиграфию.

В рамках дней культуры Ирана в Россию были привезены образцы достижений современного иранского искусства в области кинематографии. Сегодня иранское кино называют «культурным феноменом конца XX в.». В этом кино нет ни открытых интимных сцен, ни насилия, ни драк, ни взрывов, ни безумного монтажа в стиле музыкальных видеоклипов. Его стилистика определяется неподдельным интересом к жизни реальных людей и вековечным философским вопросам.

В московском кинотеатре «Художественный» были представлены пять фильмов - участников международных кинофестивалей «Царство Соломона» Шахрияра Бахрани (2008), «Здесь без меня» Бахрама Тавакколи (2010), «Альцгеймер» Ахмада Резы Моттамади (2010), «Водный шелковый путь» Мохаммада Резы Бозоргнийа (2009). Главным гостем на церемонии открытия кинонедели в Москве стал режиссер Парвиз Шейх Тади со своей новой картиной «Дни жизни» (2011). «Я - лишь небольшая часть огромного мира иранского кинематографа, и я очень рад, что мне выпала честь представить здесь в России одну из своих последних работ», - поделился со сцены режиссер.

Действие фильма происходит в 1988 г. во время ирано-иракской войны. Главные герои - муж и жена -представители одной из самых мирных и гуманных профессий на свете. Амир и Али уже несколько лет работают врачами в военном госпитале на южном фронте в пустыне. Внезапное вражеское нападение приносит семейной паре немало тяжких испытаний. Но они продолжают выполнять свой профессиональный долг, рискуя жизнью, под обстрелом иракских танков, вертолетов, и укрывая раненых от рыскающих повсюду иракских военных. Наступает момент, когда супруги могут спастись, покинув превращенный в руины и захваченный врагами госпиталь, но

они вверяют свои жизни Всевышнему и остаются с ранеными солдатами в бункере...

Фильм достаточно реалистичен, и возникает ощущение, что перед глазами - реальная документальная хроника событий двадцатилетней давности.

Не обошли вниманием устроители Недели и меломанов. Послушать «живую» иранскую музыку в Малый театр в Москве и Драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге пригласили такие известные в своей стране ансамбли традиционной и этнической музыки, как Тиям «Мои глаза» и Алялее Кашмер «Тюльпан Кашмера».

Иранская национальная музыкальная культура -одна из древнейших на Востоке. Расцвет музыкального искусства древней Персии приходится на время правления династии Сасанидов (начало III в. н.э. - начало VI в. н.э.). В доисламском Иране в некоторых зороастрийских храмах практиковалось использование целительных свойств музыки в качестве катарсиса души, т.е. облегчения психических расстройств. В в. в Иране становятся популярными профессиональные певцы-танцоры, славившиеся исполнением лирических песен, которые до сих пор остаются самым популярным жанром народного музыкального и танцевального искусства Ирана.

В Россию ансамбль Тиям под руководством его основателя, музыканта Хади Монтазери приехал со своим обычным репертуаром - иранской традиционной музыкой. Музыкально-поэтические композиции исполнил тенор, солист ансамбля Сейед-Мор-тезе Фалахати. Слушатели аплодисментами наградили музыкальный коллектив и за виртуозность игры на национальных инструментах - кеманча, уд, сантур, тар, канун, дарбука, даф. Иранская традиционная музыка, утонченность ее мелодики и ритма, напоминает цветной орнамент на стенах мечетей, выписанные до мельчайших деталей средневековые персидские миниатюры.

Неделя позволила нам на некоторое время окунуться в мир богатой иранской культуры, которая в ее огромном многообразии напоминает прекрасные восточные ковры.

Особого упоминания заслуживает выставка картин «Сокрытое око», которая прошла в начале ноября 2012 г. в Культурном представительстве при посольстве ИРИ. Современная иранская художница Эхтерам Садат Тагави более 10 лет создает удивительные полотна в самых разных жанрах и стилях (реализм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и т.д.). Пишет мастер акварелью, пастелью, масляными красками, гуашью, углем. Свои работы Эхтерам Садат Тагави многократно представляла на различных выставках в своей стране, а также на двух персональных во Флоренции (Италия) - в 2010 и 2011 гг., где, в частности, ее картины стали объектом пристального внимания известного итальянского искусствоведа и художественного критика Анджело Антонио Фальми.

Фото автора

ж ж ж

66 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 1 • 2013

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком