научная статья по теме ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ “ТРАДИЦИЯ И ОБЪЕКТИВ. В ПОИСКАХ ЦЕЛЬНОСТИ” История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ “ТРАДИЦИЯ И ОБЪЕКТИВ. В ПОИСКАХ ЦЕЛЬНОСТИ”»

I,

оозрение № 1, 2005

- С. 120, 121-122; 1980. С. 605 и др. г ков Хорезма. М., очерки. М., 1973. *.итки шаманства у -и Азии. М., 1986. . 1992. С. 229-238; г. 1972. С. 132-133, ков // Домусуль-Мтродов О. Традици-К., Исмаилов X. ■бряды, верования и

. Т. III. М., 1962. гтад н обрядах (мате-1Н Функциональная ьты. обряды народов

Центральной и

■таой Сибири. Ново-па. Т. 1. М„ 1993. I нечистой силе // Образы потусторон-Е- С. 6-^3; Котожен-м хакасским пред-■риого научно-лрак-' М.. 2001. С.214.

I

с воззрения казахов //

■¿ва Т.Д. Указ. соч.

stan: On Local Va-

-.d their relationship development of the .entury. An effort is Koranic images of _es to exist as an ar-. and repeatedly re-

J

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

© ЭО, 2005 г., № 1

Е.С. Д а н и л к о. Второй Московский международный фестиваль визуальной антропологии "Традиция и объектив. В поисках цельности"

24-28 мая 2004 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова в рамках подготовки к его 250-летнему юбилею проходил Второй международный фестиваль визуальной антропологии "Традиция и объектив. В поисках цельности". Организациями-учредителями фестиваля выступили Российская ассоциация визуальной антропологии МГУ, Институт этнологии и антропологии РАН и Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов. Фестиваль получил поддержку Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Союза кинематографистов РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, в его подготовке приняли участие целый ряд науч-но-исследовательских институтов, общественно-культурных центров, зарубежных фондов, посольства Канады, Франции, Швейцарии и т.д.

Визуальная антропология - новое, постоянно развивающееся направление гуманитарной деятельности, представляющее собой своеобразный синтез науки и искусства и нацеленное на осуществление диалога различных этнокультурных традиций с помощью кино и современных информационных технологий. Круг людей, связывающих свою профессиональную деятельность с визуальной антропологией, ширится с каждым годом, она активно внедряется в социальную и культурную практику всех стран мира. Это вполне объяснимо, так как ее важнейшими задачами являются сохранение культурного наследия, представление многообразия, многоликости человеческих сообществ, налаживание через киноэкран активного диалога между далекими "чужими" мирами. "Диалог чужих миров" - так назывался Первый Московский фестиваль, прошедший в апреле 2002 г. Он собрал антропологов и документалистов из России, Франции и стран Центральной Азии. Нынешний фестиваль объединил специалистов практически со всего мира. Было показано более 70 фильмов режиссеров из Западной и Восточной Европы, Америки, Австралии, Японии, Индии, Центральной Азии, различных регионов России и стран СНГ. Всего за несколько дней перед зрителями развернулись яркие картины жизни очень разных народов, живущих от экватора и до северного полюса.

Фестивальные просмотры структурно объединялись в три больших блока: 1) основная программа; 2) организованные в рамках фестиваля тематические семинары; 3) конкурс дебютов.

В основную программу входили фильмы известных антропологов и документалистов, представляющих различные отечественные и зарубежные школы. Фестиваль открылся демонстрацией фильма Асена Баликси и Антония Дончева "Мусульманские лабиринты" (Канада-Болгария). Профессор Монреальского университета А. Баликси, фильмография которого включает два десятка работ, очень много сделал для развития визуальной антропологии в России, организовал несколько выездных школ, слушатели которых получили необходимые навыки съемки и создания этнографических фильмов. Антоний Дончев - один из них. В фильме рассказывается о болгароязычных мусульманах - помаках, проживающих в селе Брезница в Юго-Западной Болгарии. Они приняли ислам более трех веков назад и с тех пор хранили свою веру. В последние десятилетия жители села оказались в нелегкой ситуации -вместе с демократией сюда хлынули новые идеологии, разрушительные для традиции.

Французская школа визуальной антропологии была представлена тремя работами. В фильме Коллет Пийо и Пола Сент Кассия (Франция-Великобритания) "Убиты или пропали без вести?" поднимается проблема пропавших без вести на Кипре в 1963-1974 гг. во время военного конфликта. Тела почти двух тысяч человек так и не были найдены. Две гречанки-киприотки ищут тела своих любимых, чтобы по обычаю предать их земле. Через их историю раскрывается значение погребального ритуала для жителей греческого и турецкого Кипра.

Елена Сергеевна Данилко - докторант Института этнологии и антропологии РАН.

160

Этнографическое обозрение № 1, 2005

Жан-Клод Пенра привез на фестиваль фильм "Полет в центр круга", один из авторской серии работ, посвященных суфийским обрядам. В нем показан ежегодный зикр в память святого Саида-Мухаммада-Маруфа, пользующегося большим уважением в палестинском мусульманском братстве Шодхилия-Яшрутийя.

Взаимоотношения, складывающиеся между исследователем и носителями традиции, всегда непросты и глубоко личностны. Фильм "Небо в саду" Стефана Бретона (Франция) - это своеобразный рассказ о его последней поездке в маленькую деревню в индонезийской Новой Гвинее, с жителями которой антрополога связывала искренняя дружба.

В целой серии работ, демонстрировавшихся на фестивале, зрителям рассказывалось о традиционных обрядах и ритуалах, не утративших своего значения в современной жизни разных народов. Действие фильма Казуо Окада "Майюн-Ганаси" (Япония) разворачивается на самом южном острове Японии - Окинаве. Накануне Нового года там проводятся обряды Майюн-Ганаси, что означает "Бог земного мира". Четыре пары юношей в эту ночь посещают дома деревенских жителей, разыгрывая встречу Бога с людьми. Согласно легенде, он сходит на землю в образе простого странника и просит у сельчан пищи и крова, проверяя их доброту. Церемонии в честь лесных божеств и мифологических драконов, проводящиеся в синтоистских храмах у подножия горы Фудзисан, были показаны в фильме "Загадочная японская душа" Бориса Перочинского (Россия).

Вера в возможность встречи с мифологическими существами проявляется и у жителей удмуртских деревень из фильма Елены Поповой "Протмаськон" (Россия). В дни летнего и зимнего солнцестояний удмурты устраивают особое застолье для "портомоос", которые приходят в их дома под видом ряженых. О языческих ритуалах и коллективных молениях марийцев повествует фильм Геннадия Четкарева "Священная роща" (Россия). "Волшебный" мир современных тверских деревень раскрывается в фильме Павла Стрельникова "Дивьи люди" (Россия).

Современные празднества, которые еще несут в себе черты традиционной архаичной обрядности и дополняются новыми современными элементами, также представляют большой интерес для визуальных антропологов. Масленичный карнавал в небольшом словенском городке Горишки не имеет глубоких корней - городок возник сравнительно недавно, да и жители в нем в основном приезжие. Однако он любопытен тем, что в нем слились карнавальные обычаи многих окружающих сел. Об этом фильм Дарьи Скрт "Карнавал в Горишке 2002 от Р.Х." (Словения). В фильме "Ночная кадриль" Мирьи Метсола (Финляндия) показан ежегодный музыкальный фестиваль, главным событием которого вот уже много лет становится ночная кадриль. Танцуют ее несколько сот человек, темп пляски постепенно ускоряется, превращаясь в поистине незабываемое зрелище.

Ряд показов был связан с фиксацией интересных форм традиционного искусства у разных народов. В фильме Сабины Джелл-Бальзен "Тубали: архитектура хауса в Северной Нигерии" (Нигерия-Германия) рассказывается, как сегодня при строительстве зданий в городах хауса переплетаются древние традиции и современный дизайн, как это соотносится с окружающей средой и местным климатом, отражается на образе жизни людей. Искусство дагестанских ювелиров когда-то было известно всему миру, особенно славилось мастерство златокузнецов из высокогорного аула Кубачи. Автор фильма "Последний из могикан" Темина Туаева (Россия) встретилась с мастером-кубачинцем Гаджи-Бахмудом Абакаровым. О людях, занимающих большое место в искусстве современной Калмыкии, - Аркадии и Борисе Манджиевых -фильм Галины Дякиевой "Братья" (Россия).

Героями фильмов, представленных на фестивале, были очень разные люди. Через размышления об их судьбах и повседневных мелочах, порой ироничных, порой горьких, порой смешных, авторы рассказывали зрителям об очень многом - о любви и ненависти, о вере и неверии, о поисках счастья, о боли и надежде, - о том, из чего и состоит человеческая жизнь. Герои фильма Вартана Акопяна "Дудук" (Россия) - пожилые музыканты; они живут игрой на дудуке, иногда на праздниках, а чаще на похоронах. В фильме Ксении Якшимбетовой "Вай-нах" (Россия) рассказывается история чеченской девушки, пережившей войну и оказавшейся в Казахстане. В нелегкую ситуацию попадает и герой режиссера Думитру Будрала "В дороге" (Румыния). Во время осеннего кочевья мальчик теряет отца и остается один на один с серьезными испытаниями. Очень непростым был путь к вере бывшего егеря Кавказского заповедника, а ныне православного священника Виктора Салтыкова; о его духовных исканиях фильм Валерия Тимощенко "Одинокий рай" (Россия). Нелегкий выбор совершают герои фильма

Июзрение № 1, 2005

Второй Московский международный фестиваль визуальной антропологии

161

Вз - т авторской се-Шхг в память свято-: "ШНСКОМ мусуль-

традиции, всегда У пния) - это свое-■Лской Новой Гви-

шазывалось о трэда жизни разных ■ямвается на самом ■бряды Майюн-Га-щают дома де-» он сходит на земцах доброту. Цере-в синтоистских гская душа" Всея и у жителей уд-т летнего и зим-•-оторые прихо--ниях марийцев

" -ый" мир совре-

1юди" (Рос-

архаичной обеляют большой словенском говно, да и жите-карнавальные ришке 2002 от жазан ежегод-тет становится -коряется, пре-

сства у разных .рной Нигерии"

- городах хауса

- окружающей т дагестанских златокузнецов

4а Туаева (Рос-1Дях, занимаю-Манджиевых -

Через размыш-х. порой смеш-о вере и неве-:кая жизнь. Ге-гсивут игрой на ;бетовой "Вай-и оказавшейся ала

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком