научная статья по теме ВВЕДЕНИЕ: АНТРОПОЛОГИЯ И ИУДАИКА - ВОЗМОЖЕН ЛИ СИМБИОЗ? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВВЕДЕНИЕ: АНТРОПОЛОГИЯ И ИУДАИКА - ВОЗМОЖЕН ЛИ СИМБИОЗ?»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА: "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИУДАИКА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ"

ЭО, 2009 г., № 6 © Е.Э. Носенко-Штейн

ВВЕДЕНИЕ: АНТРОПОЛОГИЯ И ИУДАИКА -ВОЗМОЖЕН ЛИ СИМБИОЗ?

Ключевые слова: этнография, социокультурная антропология, иудаика, евреи

Предлагаемая вниманию читателей подборка статей - явление уникальное в отечественной антропологии. Впервые на страницах академического журнала в России появился целый "блок", посвященный разнообразным проблемам иудаики (в данном случае, что вполне естественно, ее этнографическим и антропологическим аспектам). Причин столь позднего внимания академического сообщества к изучению этнографии и антропологии евреев в России довольно много. О некоторых из них мне, как и другим исследователям, уже приходилось писать (Носенко 2006, 2007; Львов 2008).

Одна из причин редкого обращения ученых, специализирующихся в области иудаики, к антропологическим аспектам этой совокупности дисциплин, коренится в ошибочном и до сих пор еще в некоторой степени распространенном взгляде на антропологию как на науку, "изобретенную" специально для изучения так называемых примитивных народов. Как явствует из дискуссии, которая состоялась на эту тему в журнале "Диаспоры" (2007) и в которой приняли участие многие известные ученые, именно такое понимание антропологии - как исключительно описательной дисциплины, занимающейся народной культурой и фольклором, до сих пор превалирует среди ряда специалистов в области иудаики. Указанный подход особенно распространен в России, где этнография долгое время находилась под воздействием школ и течений, сложившихся еще в XIX в., особенно в Германии. Поэтому в советское время она мало напоминала то, что в Западной Европе и США получило название социальной и культурной антропологии.

В постсоветской России мы наблюдаем разнообразные попытки "влить новое вино в старые меха" отечественной этнологии и антропологии, и в ряде случаев отдельные направления и в самом деле получили новый импульс к развитию. Однако этого оказалось, очевидно, недостаточно, чтобы изменить к лучшему отношения между антропологией и иудаикой.

Научное изучение разных аспектов еврейской культуры началось в XIX в., хотя некоторые направления, например библейская критика, возникли раньше. В 1820-е годы в Германии сложилась так называемая наука о еврействе (Wissenschaft des Judentums), первоначально бывшая наукой преимущественно об иудаизме. На первых порах она включала библейскую критику и историю еврейского народа (особенно в древности

Елена Эдуардовна Носенко-Штейн - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН; e-mail:nosenko1@gmail.com

и средневековье) и использовала методы, апробированные европейской наукой того времени. Чуть позже в Восточной Европе появилось сходное научное направление -Хохмат Исраэль (Мудрость Израиля); ученые, к нему принадлежавшие, писали свои труды на иврите. Вскоре наука о еврействе (или, как ее тогда еще называли, иудаисти-ка) получила распространение во всех крупных европейских научных центрах. Это была совокупность дисциплин, включавших библеистику, изучение Талмуда и других еврейских текстов античного и средневекового периодов, историографию и археологию, еврейские языки и литературу, историю еврейского народа различных эпох, а также еврейскую философию и право. Именно они стали "ядром" современной иудаики (Jewish Studies).

На рубеже XIX-XX вв., под воздействием многих исторических событий, в том числе оформления политического антисемитизма, возникновения сионизма, многих противоречивых явлений в общественной жизни, усиливается внимание представителей науки о еврействе к современным тенденциям в жизни еврейского общества. Появляются исследования об экономическом положении, демографических процессах, политических и социальных изменениях в еврейских общинах Европы. Кроме того, стремление к тому, что тогда называли "национальным возрождением", стимулировало усиление интереса к еврейской этнографии и фольклору, особенно в Восточной Европе. Тогда же начались научные изыскания в еврейском ишуве в Палестине/Эрец-Исраэль, где в 1920-е годы возникает новый центр науки о еврействе. Появилось огромное число работ о положении евреев в различных странах мира, в том числе об изолированных группах (йеменских евреев, самаритян, фалашей и пр.). После Катастрофы европейского еврейства и создания Государства Израиль (1948 г.) в иудаике возникли новые направления: изучение Холокоста, а также истории и культуры Израиля (Israeli Studies) - израилеведение; причем последнее выделилось в самостоятельную дисциплину.

В настоящее время Jewish Studies заняли достойное место во многих крупных университетах и научных центрах Европы, США и некоторых других стран. Число научных периодических изданий, специально посвященных различным аспектам иудаики, весьма велико. Хотя у истоков науки о еврействе стояли преимущественно еврейские ученые, но в дальнейшем большой вклад в ее развитие вносят исследователи разной этнической и национальной принадлежности. Иудаика прошла длительный и сложный путь, испытав влияние различных философских идей и научных школ, а также разнообразных внешних факторов, включая трагические события еврейской истории. Но при всем разнообразии дисциплин, которые в наши дни входят в понятие "иудаи-ка", изучение истории, философии, языков и литературы занимает в ней ведущие позиции. Правда, в последние годы в программах ряда центров и фондов появился раздел Social Sciences, куда, как правило, относят социологию, политологию, экономику. Что же касается антропологии, то она по-прежнему находится на положении "бедной родственницы".

В России иудаика, как научное направление, возникла сравнительно поздно, в конце XIX - начале XX в. Ее центром был Санкт-Петербург, где усилиями молодых интеллигентов, озабоченных идеями национального возрождения и сохранения историко-культурного наследия российского еврейства, был создан кружок по изучению еврейской истории. Из этого кружка (впоследствии преобразованного в Историко-этнографическую комиссию) выросло знаменитое Еврейское историко-этнографиче-ское общество, которому за короткий срок (с 1908 по 1917 г.) удалось сделать поразительно много. Если говорить об этнографии, то в 1912-1914 гг. под руководством С. Анского были проведены этнографические экспедиции в черте еврейской оседлости, а также созданы еврейский музей и архив, налажен выпуск научного периодического издания "Еврейская старина" и др. (подробнее о развитии иудаики в России см.: Лукин 1993; Ганелин, Кельнер 1994; Safran, Zipperstein 2006; Львов 2008).

В СССР исследования в области иудаики были сначала "переориентированы" на изучение еврейского рабочего движения и языка идиш, а затем, с середины 1930-х годов, практически полностью свернуты. Немногие оставшиеся центры и кафедры были закрыты, музеи и архивы расформированы, а специалисты подвергались репрессиям (подробнее см.: Ганелин, Кельнер 1994). В эпоху "застоя" существовали подпольные кружки по изучению иврита, еврейской истории, философии и пр., но по вполне естественным причинам они не могли заменить академические изыскания. В самом начале 1980-х годов под эгидой редакции выходившего на идише журнала "Советиш Геймланд" была создана Историко-этнографическая комиссия, ставившая своей целью изучение историко-культурного наследия советских евреев. Впрочем, легально комиссия просуществовала очень недолго, но несколько лет спустя многие ее члены стали основателями центров, где начали, наконец, профессионально изучать и преподавать иудаику. Другим своеобразным "центром притяжения" были знаменитые конференции по этнографии Петербурга - Ленинграда, проходившие с 1970-х годов; их вдохновителем была замечательный советский этнограф Н.В. Юхнева. В рамках этих чтений и конференций затрагивались также проблемы этнографии евреев Петербурга, что для того времени было более чем необычно (подробнее об истории этих конференций, списки докладов и литературу см.: Этнография Петербурга - Ленинграда 2004). В целом до конца 1980-х - начала 1990-х годов в СССР было в принципе невозможно на серьезном научном уровне проводить научные исследования, в том числе антропологические, в области иудаики.

После перестройки ситуация изменилась. В 1990-е годы были созданы университеты и центры, где изучали многие направления в иудаике и готовили соответствующих специалистов (Лихачев, Федорчук 2004; Носенко 2006). При этом акцент во многих центрах по-прежнему делался на изучение языков, истории, литературы и публикацию классических текстов. Здесь уместно привести высказывание А. Эпш-тейна и Г. Меламедова: «При всех положительных сторонах "еврейского ренессанса" в России в последние пятнадцать лет, нельзя не обратить внимания на то, что целый ряд острых и злободневных для еврейской жизни тем до сих пор не получил адекватного отражения на страницах многочисленных общинных газет и журналов» (Эп-штейн, Меламедов 2004). Добавлю: и изданий, претендующих на звание научных. Причин, приведших к такой ситуации, несколько. Так, центры и кафедры, где готовят специалистов в области иудаики, уделяют мало внимания антропологии, социологии, кросскультурным исследованиям и т.д. Более того, дискуссия по данному вопросу на страницах журнала "Диаспоры" (2007 г.) показала, что многие специалисты в области иудаики нередко понимают антропологию очень странно: то ли как краеведение, то ли как френологию, то ли исключительно как традиционную этнографию. Последней же отнюдь не исчерпывает содержания современной социокультурной антропологии. "Антропология - это не этнография" - таково очень характерное название публичной лекции памяти В. Рэдклиф-Брауна, прочитанной в Британской Академии профессором Абердинского университета Т. Инголдом (Ingold 2007). В этом контексте также показательно, что наиболее содержательные и глубокие статьи-отклики на эту тему были написаны не российскими, а израильскими учеными Ю. Лернер и А. Эпштейном (Лер-нер 2007; Эпштейн 2007).

И хотя в последние годы в области "этнографической иудаики" появился ряд интер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком