научная статья по теме ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 ■ № 4

Н.Н. ЗАРУБИНА

Взаимное уважение как фактор институционализации социальных отношений в современной России*

В статье анализируются отношения взаимного уважения как качество повседневной жизни. На основе дискурс-анализа выделяются два типа уважения, раскрываются их социальные функции, исторические трансформации и особенности проявления в современной России. Исследуются причины дефицита взаимного уважения в повседневной жизни россиян и его влияние на развитие социальных связей и институтов современного общества.

Ключевые слова: социальные отношения, взаимное уважение, повседневность, социальные трансформации.

The author analyzes the mutual respect relationships as the quality of everyday life. On the basis of the discourse analysis there are identified two types of respect, revealed their social functions and features of historical transformations and manifestations in modern Russia. There are analyzed the reasons of the shortage of mutual respect in everyday life in Russia and its impact on the social relations and institutions of the modern society.

Keywords: social relations, mutual respect, everyday life, the social transformations.

Социологические опросы последних лет свидетельствуют об ухудшении социального самочувствия россиян, которые ощущают и тяжело переживают деградацию морального климата в обществе: «Падение морали расценивается сегодня населением как одна из самых больших потерь, которые понесло российское общество за годы реформ. В "рейтинге потерь" эта позиция занимает второе-третье место, еe отметили 32% респондентов».

Ощущения взаимного отчуждения людей, роста безразличия и агрессии сопровождают повседневную жизнь россиян, в первую очередь в крупных городах, но проникают уже и в малые города и на село, где отмечается сокращение взаимной поддержки и солидарности [Двадцать... 2011, с. 215, 61-62]. Социологи уже достаточно давно опровергли стереотипные представления о российском и русском коллективизме, любви к "артельному", "соборному" образу жизни. В конце 1990-х гг. Г. Дилигенский писал об "адаптационном индивидуализме" послесталинского советского общества, сочетавшемся с пассивностью и конформизмом, низкой способностью к самоограничению во имя групповых интересов [Дилигенский, 1997, с. 277]. Исследователи последних лет отмечают рост индивидуализма в контрпродуктивных формах эгоизма и замкну-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-00112-а).

Зарубина Наталья Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ.

тости, приоритета личных и семейных интересов перед общественными [Готово ли... 2010, с. 148].

Представляется, что рост индивидуализма и все более очевидное его проявление в повседневной жизни связан с ускоренным переходом России к рыночному типу экономики, закономерно сопровождающемуся доминированием безличных, формальных отношений. Западная Европа переживала эти процессы существенно раньше, и им сопутствовало постепенное формирование социальных институтов, обеспечивающих стабильную основу для взаимодействий лично не связанных, деперсонифицирован-ных индивидов в контекстах рынка, гражданского общества, правового государства и других социальных институтов, основанных на "дальних" безличных связях. Формирование институтов требует, по определению Т. Парсонса, универсализма в противоположность партикуляризму, то есть одинакового отношения ко всем индивидам и социальным группам, независимо от собственной принадлежности и близости к ним. Лишь на такой основе возможны комфортные повседневные отношения между людьми, объединенными исключительно формальной принадлежностью к самоорганизованному сообществу.

Можно предположить, что важнейшей причиной дискомфорта повседневной жизни в современной России остается глубокая укорененность партикуляризма. Это проявляется в распространении личных, пристрастных отношений там, где должны доминировать деперсонифицированные и эгалитарные, и, соответственно, - в противопоставлении "себя" и своих интересов, взглядов, ценностей, признаваемых безусловно легитимными, "другим" как носителями нелегитимных целей и интересов.

Одно из последствий включения партикулярных отношений в деперсонифицированные универсальные взаимодействия - дефицит взаимного уважения, на который нередко жалуются россияне: "Сейчас в России никого не почитают: ни учителя, ни врача, ни старого. Все превратились в монстров" [Психологи.]. О том же свидетельствуют и социологические опросы. Как отмечают авторы аналитического доклада "О чем мечтают россияне", 73% респондентов считают, что за последние 15-20 лет ослабло уважение к старшим, 67% указывают на падение уважения к женщинам [О чем. 2013, с. 51]. В 2012 г. в Интернете вызвал волну откликов материал польского журналиста, живущего в Москве, колумниста "ва7е1а ^гуЬогс7а" В. Радзивиновича, в котором он выражает удивление и возмущение взаимным неуважением россиян к частному пространству друг друга - обыкновением толкаться, останавливаться в узких проходах, бросать машину в неположенных местах - и отмечает, что в других странах подобное поведение представляет собой "повод для драки", а в России стало обыденностью.

Проявления повседневного неуважения людей друг к другу многочисленны и разнообразны - от выброшенного в подъезде мусора, припаркованного на остановке общественного транспорта автомобиля, торговли просроченными продуктами, до бесцеремонного разрушения привычной повседневной среды горожан "точечной" застройкой, закрытием школ или детских садов, вырубкой скверов. Все эти действия исходят из явного или латентного убеждения, что с интересами, чувствами, мнениями и даже безопасностью других людей можно не считаться, поскольку они не заслуживают внимания, затраты усилий и времени. Дефицит взаимного уважения на микроуровне повседневных взаимодействий влияет на макроуровень формирования институтов современного общества, поскольку затрудняет установление "дальних", деперсонифицированных, безличных социальных связей.

При всей значимости проблемы взаимного уважения в социальных взаимодействиях она пока не стала предметом специального рассмотрения социологов, хотя они нередко задают вопросы о том, кого россияне уважают из политиков, журналистов, профессионалов. Данное исследование направлено на хотя бы частичное восполнение этого пробела.

Социологические подходы к исследованию проблемы взаимного уважения

Согласно "Толковому словарю русского языка" С. Ожегова и Н. Шведовой, уважение - это "почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств". Однако есть еще одно повседневное значение, выражаемое через общепринятые формулы вежливости вроде "уважаемые пассажиры", "уважаемые покупатели". Оно предполагает ценность и достоинство человека вообще, не только как носителя каких-то особых заслуг и достижений, а как самодостаточной личности и равноправного члена общества, чьи интересы для нее не менее значимы, чем свои собственные. В повседневной жизни современного общества, основанного на формальных и безличных "дальних" связях, уважение становится проявлением универсализма, предполагающим отношение к другим людям, о достоинствах которых нам ничего не известно, как минимум, как к равным себе. Неуважение, напротив, исходит из того, что другой заведомо "ниже", и это позволяет пренебречь его интересами.

Классики социологии уделяли мало внимания проблематике взаимного уважения в социальных связях, хотя исследовали категории, имеющие к нему косвенное отношение: престиж, авторитет, символический капитал, доверие. Большое значение уважению придает Н. Луман, именно через него определяющий важнейшие механизмы социальной регуляции: мораль он трактует как "обозначение условий, при которых индивиды могут либо не могут уважать себя и других". По мнению немецкого социолога, "под уважением следует понимать генерализированное признание и почтение, которым вознаграждается то, что другой соответствует ожиданиям" [Луман, 2007, с. 126, 312]. Взаимные ожидания возникают в случае установления устойчивых, повторяющихся и продолжающихся социальных отношений. Таким образом, уважение -непременное условие поддержания стабильности, воспроизводства общественной жизни, а неуважение - проявлением разлада и конфликта.

Важная особенность уважения, по Луману, - отнесение его к "цельной" личности, в отличие от оценки отдельных заслуг в конкретных профессиональных или других специализированных областях [Луман, 2007, с. 312]. Эта позиция Лумана перекликается с пониманием уважения у Э. Фромма, который определил его как "способность видеть человека таким, каков он есть, в своей индивидуальности и неповторимости". Оно представляет собой антитезу страха и благоговения, без уважения "любовь вырождается в господство над человеком и обладание им как вещью" [Фромм, 2004, с. 250]. Фромм отмечает: уважение, наряду с заботой, ответственностью и знанием - основной элемент плодотворной любви как главного свойства плодотворного социального характера.

Превращение взаимного уважения в предмет социологического исследования делает возможным "культурологический поворот", который, по мнению польского ученого П. Штомпки, произошел в современной социологии. Этот поворот ознаменовал переход от преобладания "твердого" инструментального вйдения общественных отношений, опирающегося на анализ инструментальной рациональности, обмена, к "мягкому" подходу к обществу как пространству моральных связей. Такой подход концентрируется на исследовании способов поведения людей по отношению друг к другу, фиксируя внимание ученых на многомерных и сложных межличностных отношениях "мягкого" типа, связывающих доверие, лояльность, солидарность между людьми в своеобразное "моральное пространство", в котором располагается каждая личность [Штомпка, 2012, с. 44-45]. Уважение также упоминается в рассуждениях Штомпки в качестве одного из таких "мягких" отношений, например нравственного компонента формал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком