научная статья по теме Взаимодействие агиографических традиций в Житии митрополита Петра Биология

Текст научной статьи на тему «Взаимодействие агиографических традиций в Житии митрополита Петра»

Б01: 10.1273Uwsd-2015-7.5-20 УДК 82-523

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АГИОГРАФИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ЖИТИИ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА

Соловьева Т.Н.

В статье исследуется Житие митрополита Петра в редакции Киприана. Целью исследования является изучение специфики взаимодействия агиографических традиций и структурных элементов в Житии. В результате исследования установлено, что основой композиционной структуры святительского Жития митрополита Петраявля-ется каноническая схема преподобнического жития-биос. При этом в памятник вошли композиционные элементы, характерные для жанровых разновидностей мученического и непосредственно святительского жития, что свидетельствует об усвоении в Житии, в целом, жанровых традиций, характерных для византийского святительского жития. Зрелое восприятие автором содержания эпохи обусловило включение в повествование политического элемента, отражающего историческую борьбу двух княжеств.

Ключевые слова: святительское житие; композиционная схема; мотив; канон; преподобническое житие; мученическое житие; межжанровые связи; византийская традиция.

INTERACTION OF HAGIOGRAPHICAL TRADITIONS IN THE LIFE OF METROPOLIAN PETER

Solovyeva T.N.

The research is devoted to the examination of the Old Russian Life of Metropolitan Peter by Cyprian. The study confirms the thesis about the interaction of hagiographical traditions in the Life as in an example of a bishop's life. The research has shown that the compositional scheme of the monument is based on the canonical scheme of a reverend's life-bios. Besides, it contains compositional elements typical for genre types of a martyr and a bishop's life. Thus, the Life of Metropolitan Peter in general outline follows the genre traditions typical for a Byzantine bishop's life. But the political element reflected in the composition of the Life is a distinctive feature of the monument.

Keywords: bishop's life; compositional scheme; motif; canon; reverend's life; martyr; genre ties; Byzantine tradition.

Житие митрополита Петра известно в нескольких редакциях. Н.П. Барсуков, ссылаясь на митрополита Макария, выделяет три редакции: 1. Творение Прохора, епископа Ростовского; 2. Творение митрополита Киприана; 3. «Сказание отъ жития Петра, Алексея и Ионы митрополитовъ, списано повелениемъ патриарха Иова» [1]. Сам Макарий называет третью редакцию лишь сокращением второй без всяких новых сведений [2].

Р.А. Седова приходит к выводу о существовании шести редакций Жития Петра: 1. Первоначальная (написана в 1326-1327 гг.);

2. Киприановская редакция, написанная в 1381 г. на основе первоначальной; 3. «Похвальное слово Петру», написанное Киприаном в 1397-1404 гг.; 4. Макарьевская, минейная редакция, созданная в 1529-1552 гг.; 5. Проложная редакция начала XVI в.; 6. Кирил-ло-Белозерская редакция, XVIII в. [3].

Объектом нашего исследования является Житие Петра в редакции Киприана.

Выбор Жития Киприановской редакции в качестве объекта анализа обусловлен его популярностью среди древнерусских читателей, о чем свидетельствует включение текста в минейные сборники, начиная с XIV века, еще при жизни самого автора [3, с. 264]. В качестве основного текста исследуется редакция, изданная в составе Степенной книги [4].

Цель исследования - выявить специфику взаимодействия традиционных для различных жанровых разновидностей агиографии мотивов в Житии Петра, представляющем собой пример святительского жития-биос.

Византийские и древнерусские памятники этого литературного типа представляют несомненный интерес с жанрово-компози-ционной точки зрения.

Жанровые традиционные каноны, сложившиеся в византийской агиографии, с принятием Христианства были перенесены на Русь. Однако, по мнению ряда исследователей, особенности национального самосознания русского народа и различие исторических условий не могли не повлиять на восприятие привнесенных из Византии церковных и литературных традиций [5, с. 12].

Возникновение различных жанровых разновидностей произведений агиографии связано с типом святости главного героя, то

есть с тем особенным путем следования Христу, который избирал каждый герой житийного произведения. В.В. Кусков выделял следующие основные разновидности византийской и древнерусской агиографии: жития мученические, исповеднические, святительские, преподобнические, жития пустынников и столпников, юродивых Христа ради [6]. В житиях различных жанровых разновидностей реализовывались, соответственно, и различные виды канонической житийной схемы. Композиционная житийная схема определялась, в свою очередь, набором необходимых в формате канона типологических мотивов.

По нашим наблюдениям, структурная схема византийского святительского жития, наряду с традиционными мотивами, характерными для «преподобнической схемы», реализует мотивы, характерные для других типов жития: мученического, исповед-нического и непосредственно святительского жития (например, Жития Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Мирли-кийского, Григория Акрагантийского).

Теоретической основой для исследования является классический труд Х.М. Лопарева [7], выделившего основные тематические компоненты схемы «похвального жития», сопоставимые с компонентами, традиционными для жанрово-композиционной схемы преподобнического жития-биос.

В жанрово-композиционной структуре святительского Жития митрополита Петра отражены преимущественно элементы преподобнического жития-биос.

Следуя каноническим требованиям преподобнического жития, Киприан в предисловии обращается к цитатам из Священного Писания, упоминает об известном рассказе о бедной вдове, на-

зывает причины, побудившие взяться за написание. Противопоставление «писатель - святой» звучит в традиционном сомнении агиографа в способности достойным образом прославить своего героя: «...но свою немощь сматряющу, недостижьну ко оного величествию...» и «.ибо дело выше меры нашея прияхся» [4, с. 321]. Тем самым, памятник реализует мотив самоуничижения автора, однако этот мотив, по утверждению Л. А. Дмитриева, «не звучит чересчур подчеркнуто и преувеличенно» [8, с. 240]. В произведении отражен каноничный мотив надежды на помощь Бога и прославляемого святого, а также упоминается, однако, не конкретизируется источник сведений о святом: «.елико отъ казате-лий слышахъ» [4, с. 321].

В рамках преподобнического жития построена главная часть произведения, которая обычно всецело посвящалась личности святого, хотя «она и здесь полна общими местами» [7, с. 21].

В соответствии с каноном сообщается о факте рождения от благочестивых родителей-христиан - отца Феодора и благоверной матери; указывается на место рождения Петра - одно из мест земли Волынской [4, с. 321]. В связи с информацией об известности добродетельной жизни праведника следует и краткое прославление родины святого [4, с. 323].

Традиционно рождению святого «могут предшествовать и последовать чудесные знамения, пророчески указывающие на будущие подвиги рождающегося человека» [5, с. 126]. В Житии Петра в качестве пророчества о будущей святости сына его матери во сне является видение об агнце с древом на голове с цветами, плодами и горящими свечами [4, с. 321].

Следуя византийской агиографической традиции, Киприан повествует о начале обучения Петра с семилетнего возраста. Однако, в отличие от большинства будущих святых, книжная премудрость давалась мальчику не так скоро и легко, как требовал того житийный шаблон, но «косно, и всячески неприлежьно» [4, с. 322]. Подражая византийским образцам, Киприан сообщает, что Петр после чудесного видения во сне «некоего мужа во сти-тельских одежах», прикоснувшегося правой рукой к языку мальчика, в малое время превзошел всех своих сверстников в науках [4, с. 322].

Реализуя требования преподобнической житийной схемы, агиограф говорит о пострижении главного героя - «уходе от мира». Создавая образ трудолюбивого инока Петра, Киприан описывает его бытовые дела и обязанности в монастыре, указывает на традиционные и для византийской, и для древнерусской агиографии христианские добродетели святого: избегание всего плотского, послушание духовному отцу, трудолюбие, кротость, смирение, неболтливость.

Канонично и в соответствии с христианской традицией проходит Петр ступени церковного служения (сначала дьяконом, затем пресвитером).

В соответствии с требованиями канонической преподобниче-ской схемы вводится повествование о многотрудном возведении Петром собственного монастыря на реке Рате, о его отношениях с собравшейся братией и деяниях. Заметим, что в описании отношения Петра к братии Киприан наделяет подвижника чертами, характерными для героя преподобнического жития, который при-

зван был заботиться о братии и учить «не столько словом и проповедью, сколько личным примером, своей жизнью» [5, с. 125].

Процесс взаимодействия традиций разных типов жития отражен в каноническом мотиве бегства от власти. Данный мотив, заключающийся в нежелании подвижника занимать высокий престол, характерен для жанрово-композиционной схемы как препо-добнического [5, с. 165], так и святительского жития (ср. жития Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Григория Акраган-тийского). Анализируя эпизод, повествующий об уговорах Петра Волынским князем, боярами и советниками отправиться в Царь-град для принятия митрополичьего сана, Л.А. Дмитриев замечает, что «в конце концов на Петра подействовали не длительные и настойчивые уговоры князя и его бояр, а внутренняя убежденность Петра в своем призвании быть священноначальником» [8, с. 245]. Однако пришедшие на память Петру слова пророка («воспоминая прорка, глюща: «Сщнници твои облекутся правдою, и прпдбнии твои радостию возрадуются», и пакы: «Ты еси иереи во векы, по чину Мелхийседекову. Гь одесную тебе, сокрушаа брани»») вносит в текст автор редакции Жития Петра в ВМЧ [9, стлб. 1626], а не Киприан, как утверждает Л.А. Дмитриев. Следовательно, в данном случае именно редактор ВМЧ «дает понять, что ... решить этот вопрос (о святительстве) может лишь божественное произволение и патриаршеский собор», но не желание князя [8, с. 246]. Тем не менее, эту мысль выражает и сам Кипри-ан, повествуя об ответной речи п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком