научная статья по теме ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

- Зиссе^ациоинме исследования -

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

А.А. ПАВЛОВ, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Вологодского института права и экономики ФСИН России

У////////////////////////^^^^

Аннотация. Статья посвящена взаимодействию органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы, с религиозными организациями различных конфессий. Автор анализирует правовые основы совместной деятельности, освещает проблемные вопросы, возникающие в процессе данной работы, формулирует выводы.

The article is devoted to the interaction of bodies and institutions of the Penal System executing imprisonment sentences with religious organizations of different confessions. The author analyses the legal foundation of the joint activity, some problems arising out of that coordination, makes conclusions.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозные организации различных конфессий, взаимодействие, исполнение наказаний в виде лишения свободы ( the Penal System, religious organizations of different confessions, interaction, execution of imprisonment sentences).

Из рецензии на статью: «Представляет несомненный научный и практический интерес... В статье содержатся конкретные примеры взаимодействия религиозных конфессий и учреждений УИС... что придает ей особую ценность. Рекомендуется к публикации».

М.Г. Детков, научный руководитель, доктор юридических наук, профессор

У///////////////////////////^^^^

В Российской Федерации действуют более 16 тыс. религиозных объединений, представляющих десятки различных вероисповедных направлений. Церковь отделена от государства, но сегодня она активно включается в общественно-политическую жизнь страны, привнося изменения в область государственно-правовых отношений.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы одним из основных направлений является гуманизация условий отбывания наказания, предусматривающая создание осужденным условий для удовлетворения религиозных потребностей, привлечение к осуществлению воспитательной работы в том числе представителей религиозных конфессий.

Религиозные объединения взаимодействуют с уголовно-исполнительной системой, оказывая содействие в исправлении осужденных.

Современный этап взаимодействия пенитенциарной системы России с религиозными организациями начался в 1989 г., когда в соответствии с Приказом МВД СССР от 10 октября 1989 г. № 250 были приняты «Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов». В 1992 г. в Исправительно-трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения: добавлена ст. 8.1 «Обеспечение свободы совести осужденных».

В Уголовно-исполнительном кодексе 1996 г. наблюдается преемственность данного положения. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14 УИК РФ гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 12—15 лет назад администрация исправительных учреждений лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе с осужденными и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь необходимость привлечения религиозных объединений к участию в исправлении осужденных, к оказанию иного содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, осознается на высшем государственном уровне1.

Наиболее тесно с уголовно-исполнительной системой сотрудничает Русская Православная Церковь (РПЦ), которая помогает оказывать воспитательное воздействие на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, более чем в 343 храмах, часовнях, домовых церквях2.

РПЦ активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности. В колонии и следственные изоляторы доставляются духовная литература, гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств и медицинских препаратов, одежды, обуви и т.п.

Деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание осужденных, оказание им гуманитарной помощи и социальную реабилитацию освободившихся из мест лишения свободы, осуще-

^иссе^.^.ацион.ные исследования

ствляют и другие традиционные для России религиозные конфессии, зарегистрированные в органах юстиции.

Так, Федерация еврейских общин России (ФЕОР) в рамках совместного Соглашения о сотрудничестве реализует программы по религиозной поддержке, социальной защите осужденных иудейского вероисповедания, оказывает им благотворительную помощь.

Большую работу по духовно-нравственному воспитании осужденных, исповедующих ислам, проводят мусульманские религиозные организации. На сегодняшний день в 29 регионах России созданы 74 мусульманские общины, в которых состоит более 3,6 тыс. верующих осужденных. Большинство территориальных органов уголовно-исполнительной системы строят взаимоотношения с Духовными управлениям мусульман (ДУМ) на постоянной договорной основе.

Не менее актуальной в России является проблема социальной адаптации бывших осужденных. Существующая система правового регулирования и сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, сегодня не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов указанных граждан. Эта проблема осложняется социально-экономической обстановкой в стране.

Практика исполнения уголовных наказаний в России показывает, что отбывание наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей. Трудности, испытываемые этими лицами, зачастую приводят к совершению новых преступлений и росту рецидивной преступности. Острота проблемы социальной помощи гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, обусловлена еще и тем, что многие из них страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, находятся в пенсионном возрасте. Решение этой проблемы требует комплексного подхода.

В соответствии с действующим законодательством учреждения уголовно-исполнительной системы проводят работу по подготовке осужденных к освобождению, предварительно решают с местными органами исполнительной власти вопросы их трудового и бытового устройства.

Вместе с тем социальная адаптация включает целый спектр вопросов социального характера, требующих участия в их разрешении не только различных министерств и ведомств, но и неправительственных правозащитных, общественных, в том числе и религиозных, организаций.

Одним из наиболее эффективных направлений для решения проблем социальной адаптации бывших осужденных является использование пенитенциарными учреждениями потенциала религиозных организаций различных конфессий.

На сегодняшний день созданы реабилитационные центры для бывших осужденных, утративших социально полезные связи, при общинах Российского союза ЕХБ в Нижегородской области, в городах Нефтекамск, Шадринск, Красноярск, Плавск, Зелено-дольск, Новгород, Вышний Волочок (всего 30 реабилитационных центров). При общинах РОСХВЕ (пятидесятники) такие центры созданы в Республике Удмуртия, Пермской, Ростовской областях, Красно-

ярске (всего 15 центров). Однако из-за недостаточного количества таких центров в масштабе всей страны их влияние очень незначительно.

Анализ роли религиозных организаций в реализации общественных начал в деятельности уголовно-исполнительной системы России позволил сделать следующие выводы:

1. Участие религиозных организаций в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, является важной составляющей реализации общественного воздействия на осужденных в целях их исправления. Религиозные организации принимают активное участие в реализации духовно-нравственного воспитания осужденных, а также иных средств исправления, предусмотренных УИК РФ, не связанных с принудительным воздействием на осужденных. Подобная деятельность должна осуществляться только зарегистрированными в установленном порядке религиозными организациями, о чем следует непосредственно указать в ст. 14 УИК РФ.

2. Религиозные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, в достижении и решении поставленных перед ними целей и задач — исправлении осужденных. При этом допускается взаимодействие с различными религиозными объединениями, за исключением тех, деятельность которых противоречит Конституции РФ, российскому законодательству и запрещена Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

3. УИК РФ и иные нормативно-правовые акты (НПА) закрепляют правовые гарантии реализации осужденными принадлежащего им права на свободу совести и свободу вероисповедания. В то же время содержащиеся в НПА нормы образуют лишь основу для правового регулирования вопросов, касающихся создания в учреждениях и органах, исполняющих наказания, особенно связанных с лишением свободы, необходимых условий для реализации свободы совести и вероисповедания.

4. В связи с отсутствием нормативно закрепленных принципов, механизма, форм, методов осуществления взаимодействия уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями, четкого указания на субъектов организации такого взаимодействия необходимо разработать и принять ведомственный подзаконный нормативно-правовой акт, который бы подробно регулировал порядок осуществления права на свободу совести и вероисповедания в исправительных учреждениях, конкретизировал механизм их реализации, определял основные формы взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы и религиозных организаций.

К формам взаимодействия следует отнести: совместное планирование деятельности; совместное осуществление различных мероприятий; совместную разработку проектов нормативных актов, регулирующих функции сторон.

1 Подписано Соглашение // Преступление и наказание. 2000. № 2. С. 3.

2 Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2-х т. Т. 1: Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Кал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком